РФС утвердил состав участников нового сезона Российской премьер-лиги

В РПЛ в новом сезоне выступят «Краснодар», «Зенит», ЦСКА, «Спартак», «Динамо» Москва, «Локомотив», «Рубин», «Ростов», «Акрон», «Крылья Советов», «Динамо» Махачкала, «Ахмат», «Балтика», «Торпедо», «Сочи», «Нижний Новгород»

Солнечная активность переживает спад. Следующий пик наступит только в 2034 году

В тоже время риски крупных вспышек на Солнце и магнитных бурь на Земле сохранятся еще два-три года

Гидрометцентр предупредил о погоде в июне выше нормальной

Средняя температура в июне будет около нормы на большей части России и выше нормы на 20% территории страны, в том числе на Урале и на севере Поволжья

ИСККРА представляет календарь праздничных и памятных дат на июнь 2025 года

30 – Международный день астероида

Температура в 2025-2029 годах останется на высоком уровне

"Глобальные климатические прогнозы показывают, что в ближайшие пять лет температура, как ожидается, останется на рекордном уровне или приблизится к нему, что увеличит климатические риски и воздействие на общество, экономику и устойчивое развитие", – сказано в документе

Газопровод "Волхов – Мурманск" введут в эксплуатацию до 2030 года

Президент России Владимир Путин поручил подготовить предложения по актуализации положений указов об основах государственной политики в Арктике и стратегии развития Арктической зоны. Перечень поручений по итогам рабочей поездки президента РФ в Мурманск 27 марта 2025 года опубликован на сайте Кремля

За последние 60 лет зима в российской Арктике стала короче

Зима в российской Арктике стала короче за последние 60 лет, она наступает на 3-10 дней позже и заканчивается на 5-10 дней раньше

29 июня – День кораблестроителя (судостроителя). Его отмечают и судоремонтники

Новый профессиональный праздник – День кораблестроителя – установлен в нашей стране всего четыре года назад – постановлением Правительства РФ № 659 от 30 мая 2017 года по инициативе Минпромторга России и АО «Объединённая судостроительная корпорация» (ОСК). Дата празднования определена на 29 июня.

Идея установить в России этот праздник звучала давно, но конкретное решение было принято после официального обращения в правительство руководства ОСК, а в Российском историческом обществе просьбу сопроводили архивным обоснованием. 29 июня 1667 года был издан указ царя Алексея Михайловича о строительстве первого русского корабля – фрегата «Орёл». Согласно историческим данным, это первый российский военный корабль, построенный по государственному заказу и на государственные средства.

В юбилейный год – год 350-летия с момента выхода этого царского указа и решено было учредить День кораблестроителя (судостроителя) – профессиональный праздник работников верфей, проектно-конструкторских бюро и ветеранских организаций судостроительной отрасли – тех, кто строил и строит теплоходы, ледоколы, буровые платформы, атомные субмарины, катера…

Традиции кораблестроения в нашей стране имеют давние корни и славную историю. Так, одно из древнейших судов, обнаруженных на территории России, датируют V веком до н.э. Первые палубные суда строили на Руси в XII веке, а организованное морское судостроение началось в конце XV века. Тогда в Соловецком монастыре основали верфь для постройки промысловых судов. Первое морское судно было построено в 1634 году в Нижнем Новгороде. Правда, оно было «иноземной конструкции», но построено русскими мастерами. А первые государевы парусные суда в России начали строить на основанной в 1667 году по указу царя верфи в селе Дединово (тогда Коломенского уезда).

На Дединовской верфи в 1667-1669 годах и был построен первенец русского военно-морского флота – фрегат «Орёл», предназначавшийся для охраны русских торговых судов на Каспийском море. Сегодня в Дединово в честь этого корабля установлен памятник.
Особым смыслом наполняет историю «Орла» и ряд символических обстоятельств. Существуем мнение, что корабль на шпиле Адмиралтейства – это тоже изображение «Орла». Кроме того, считается, что трехцветный российский стяг впервые подняли также на корме первого фрегата.

При Петре I начали строиться и другие верфи. В июне 1693 года он заложил в Архангельске первую казенную верфь для постройки военных кораблей. А после основания в 1703 году Санкт-Петербурга, самой большой судостроительной верфью в стране стало Адмиралтейство. Первым крупным судном, сошедшим со стапеля Адмиралтейской верфи, был 54-пушечный корабль «Полтава». К 1714 году Россия имела свой парусный флот, а к 1725 году был создан регулярный флот страны. Было построено 111 линейных кораблей, 38 фрегатов, 60 бригантин, 8 шняв, 67 крупных галер, значительное количество скампавей (полугалер), бомбардирских кораблей, брандеров, шмаков, прамов, до 300 транспортных судов и множество мелких.

На протяжении трёх с половиной веков Россия накопила гигантский опыт строительства кораблей и судов самых разнообразных типов и классов и считается одним из лидеров мирового судостроения. До сих пор мы остаёмся единственной в мире страной, успешно строящей и эксплуатирующей атомные ледоколы. Самые большие в мире подводная лодка и ледокол разработаны и построены на верфях нашей страны, рыбопромысловый флот СССР – тоже первым в мире.

В 2007 году Указом Президента РФ создана «Объединенная судостроительная корпорация» – с целью объединения всех государственных судостроительных активов для развития гражданского судостроения. Формирование ОСК завершилось в 2010 году, и сегодня это крупный государственный судостроительный холдинг.

В судостроении России – отрасли машиностроения и Военно-промышленного комплекса с учетом смежных производств – работают сотни тысяч человек. В России действует более тысячи предприятий, занятых судостроением, судоремонтом, производством двигательного, гидроакустического, навигационного, вспомогательного, палубного и других видов оборудования, материалов и комплектующих для судов, а также занимающихся наукой в области кораблестроения и морской техники. Крупнейшие центры российского судостроения – Санкт-Петербург, Северодвинск, Нижний Новгород, Калининградская область.

В Мурманской области ныне чистого судостроения нет, раньше, еще до войны, постройкой небольших рыболовных судов занималась Мурманская судоверфь. Зато имеется мощная судоремонтная база – несколько заводов в Мурманске, Полярном и Снежногорске обслуживают гражданские, в том числе атомные суда, и корабли Северного флота.

 

 


Назад