Атомный ледокол "Урал" пришел в порт приписки Мурманск

Планируется, что 3 декабря, в День рождения атомного ледокольного флота России, "Урал" выйдет в первый рабочий рейс. Экипажу атомохода предстоит работать в Обь-Енисейском районе Карского моря

Новогодняя ярмарка: Апатиты, 7-11 декабря

Она будет работать на площади перед Дворцом культуры с 7 по 11 декабря с 10 до 19 часов

Начался Рождественский пост по православному календарю

Цель любого поста – упражнение в воздержании, очищение души от страстей и греховных помыслов, подчинение тела и души духу. Поэтому пост – это отказ не только от определенной пищи, но и от вредных привычек и увеселений, это время раздумий и усердных молитв

«Снежная деревня» в Кировске примет первых посетителей 30 декабря

Напомним, в октябре бизнес «Снежная деревня» был выставлен на продажу. Владелец туробъекта Владимир Комягин объяснил свое решение притеснениями со стороны чиновников администрации Кировска. Он утверждал, что власти не отдают ему земельный участок, который необходим для развития круглогодичного комплекса. Позднее Комягин заявил, что 15-й сезон в популярном туристическом объекте состоится

Чемпионат мира по футболу-2022. Расписание, трансляции

Чемпионат мира-2022 по футболу в Катаре пройдет с 20 ноября по 18 декабря. Впервые турнир проводится на Ближнем Востоке и в зимнее время

Судьба Мурманского океанариума и его обитателей до сих пор не определена. Губернатор ждет смету расходов на его реконструкцию

Животным из Мурманского океанариума было бы лучше, если бы их перевезли в Московский зоопарк. Об этом заявил губернатор Мурманской области Андрей Чибис

Арктика в течение 10 лет может лишиться морского льда в летний период. Версия

Арктика нагревается примерно в четыре раза быстрее, чем остальной мир. Это вкупе с рекордными волнами тепла в Антарктиде может привести к невиданному за 130 тысяч лет, быстрому "импульсу талой воды", что обернется катастрофическими последствиями для прибрежных регионов, считают ученые

ИСККРА представляет календарь праздничных и памятных дат на ноябрь 2022 года

30 – Всемирный день домашних животных

110 лет назад норвежцы во главе с Руалем Амундсеном покорили Южный полюс. Один день в истории

14 декабря 1911 года норвежский полярный путешественник Руаль Амундсен со своей экспедицией первым достиг Южного полюса.

После покорения Северо-Западного прохода (кратчайший путь из Атлантического океана в Тихий вдоль арктических побережий Северной Америки, 1903-1905) целью Амундсена стало покорение Северного полюса.

Его имя, ставшее известным далеко за пределами Норвегии, быстро помогло привлечь необходимый капитал для экспедиции. План исследователя заключался в том, чтобы добраться до Северного полюса на корабле, вмороженном в лед.

Для осуществления путешествия Амундсен воспользовался специально построенным для полярных исследований норвежский кораблем "Фрам". Судно было создано для экспедиции полярного исследователя Фритьофа Нансена (1893-1896), участвовало в походе норвежского мореплавателя Отто Свердрупа, в 1898-1902 годах исследовавшего архипелаг Перри у берегов Северной Америки.

Однако планы Амундсена разрушились, когда в апреле 1909 года пришло известие о том, что американец Роберт Пири уже достиг Северного полюса. Тогда Амундсен решил покорить Южный полюс. В то же время стало известно, что англичанин Роберт Фалкон Скотт также готовился к своей второй попытке открыть Южный полюс. Амундсен решил попасть туда раньше него, но цель предстоящей экспедиции норвежский полярник скрывал. О намерении Амундсена идти в Антарктику знали до отплытия "Фрама" из Норвегии четыре человека – его брат и три члена экспедиции. О цели экспедиции не было известно и норвежскому правительству, так как Амундсен опасался запрета – Норвегия была экономически и политически зависима от Великобритании. О том, что Руаль Амундсен также готовится совершить рывок к Южному полюсу, мир узнал лишь тогда, когда "Фрам" достиг острова Мадейра (недалеко от Канарских островов). Телеграмма Амундсена настигла экспедицию Скотта, когда тот покидал Новую Зеландию.

Среди участников экспедиции Амундсена, состоявшей в основном из норвежцев, был один русский – уроженец Архангельской губернии океанограф Александр Кучин (1888-1912).

Базовый лагерь Амундсен решил построить на леднике Росса в Китовой Бухте. Это был рискованный ход, так как считалось, что на леднике лагерь создавать опасно, вместе со льдом он сползет в море. Но Амундсен все продумал: береговая линия именно этого ледника не менялась на картах уже много лет. Этим дерзким, но просчитанным решением он выиграл уже на старте у Скотта 100 километров, и столько же – при возвращении.

Для покорения полюса Амундсен решил использовать ездовых эскимосских собак. Между тем Скотт в своей экспедиции отдал предпочтение маньчжурским пони. Амундсен считал, что собаки гораздо легче преодолевают снежные мосты и растрескавшиеся ледники. Если провалится собака, ее легко вытащить. Также при дальних переходах собак можно было использовать в пищу.

Для зимовки корабль вез специальный деревянный дом (8х4 метра, высотой 3,5 метра), состоящий из двух комнат. Одна, длиной в шесть метров, должна была служить спальней, столовой и гостиной, другая, длиной два метра, предназначалась для кухни. Вдоль стен комнаты шли в два этажа койки для десяти человек: у одной стены шесть, у второй – четыре.

7 июня 1910 года "Фрам" вышел из норвежского Кристиансанна, на следующий день пришвартовался в гавани Хортона, где на корабль загрузили патроны и воду. Далее корабль последовал на юг, на Ла-Манш и Атлантический океан. Но из-за неполадок нового двигателя в начале июля экспедиции пришлось вернуться назад в Норвегию в Берген. После ремонта двигателя 23 июля "Фрам" вышел из Бергена и на другой день вновь остановился в Кристиансанне, где загрузили 400 связок сушеной рыбы, лыжи, сани, лесоматериал. 9 августа с острова Фредриксхолм забрали 97 собак, прибывших из Гренландии. Животные заняли всю палубу корабля, оставив лишь небольшое место для рулевого, специально для них на судне была сооружена третья палуба, которая закрывала собак от непогоды.

10 августа 1910 года корабль отплыл на юг. Следующую, последнюю перед Антарктидой, остановку он сделал 6 сентября в Фуншале на острове Мадейра, откуда Амундсен отправил телеграмму королю Хокону и британскому полярнику Скоту об изменении маршрута путешествия. 4 октября 1910 года судно пересекло экватор. 2 января 1911 года "Фрам" пересек Южный полярный круг, 14 января, на день раньше намеченного срока, судно вошло в Китовую бухту Антарктиды.

Здесь экспедиция разделилась на две группы – десять человек под руководством капитана Торвальда Нильсена, включая Александра Кучина, осталась на корабле для проведении океанографических исследований в Южном океане, другая группа высадилась на берегу. Стоянка для базы была найдена в четырех километрах от места высадки. 28 января все необходимое для зимовки было отгружено, установлен дом и палатки для хранения продуктов и снаряжения. База была названа "Фрамхейм". Впоследствии в течение зимы под снегом вблизи дома были вырыты комнаты-мастерские, соединенные проходами, где проводились работы по ремонту оборудования и одежды.

4 февраля Китовую бухту посетили на барке "Терра Нова" участники экспедиции Скотта – начальник восточного отряда, лейтенант Виктор Кемпбелл, лейтенант Гарри Пеннел и судовой врач, которые по приглашению Амундсена побывал во "Фрамхейме".

Важной частью плана Амундсена была подготовка складов с припасами по маршруту следования к полюсу. 10 февраля Амундсен с группой отправился для создания первого склада на 80 градусе южной широты. В это же время "Фрам" отплыл в Буэнос-Айресе для океанографических исследований в Южном океане.

Перед приходом антарктической зимы в середине апреля, три тысячи килограммов припасов были заготовлены в трех складах на 80, 81, 83 градусах южной широты. Все склады были обозначены флагами в направлении восток-запад. На базе "Фрамхейм" для зимовки девяти мужчин и 115 собак (несколько щенков появились во время плавания) было заготовлено 60 тысяч килограммов тюленьего мяса.

20 октября 1911 года Руаль Амундсен, Хельмер Хансен, Оскар Вистинг, Сверре Хассель и Олаф Бьолан отправились к Южному полюсу на четырех санях, запряженными 52 собаками.

Основными трудностями в ходе экспедиции к Южному полюсу были непроходимые сугробы, сильный ветер, глубокие трещины во льду. Температуры всё это время держались на уровне -20 °C при штормовых ветрах, собаки и члены команды страдали от обморожений и горной болезни.

14 декабря 1911 года в три часа дня Амундсен и четверо его товарищей достигли Южного полюса. Здесь они оставили небольшую палатку, над которой на шесте укрепили норвежский флаг. В палатке Амундсен оставил письмо норвежскому королю с кратким отчетом о походе и послание своему сопернику Скотту.

Для более четкого определения полюса было решено заключить место стоянки в круг с радиусом около 20 километров. Для этого три человека (Вистинг, Хассель и Бьолан) вышли по трем направлениям – двое перпендикулярно курсу, которым следовала экспедиция, третий – по направлению курса. Все трое взяли мешочки из непромокаемой ткани с записками с координатами стоянки и большому флагу из плотной темно-коричневой материи. Напоследок все расписались на дощечке, привязанной к шесту в палатке.

18 декабря норвежцы отправились в обратный путь и 26 января 1912 года благополучно вернулись на базу "Фрамхейм". Все путешествие Амундсена и его товарищей к Южному полюсу и обратно заняло 99 дней (вместо 100 по плану Амундсена).

Экспедиция Скотта дошла до полюса через месяц после Амундсена, но на обратном пути все ее участники погибли.

Амундсен прошел более 800 километров по шельфовому леднику Росса, открыв его южную тыловую часть, пересек Трансантарктические горы.

Успех экспедиции Амундсена объясняется тщательно продуманным планом, лучшей подготовкой экспедиции и хорошей физической подготовкой норвежцев, применивших испытанные традиционные методы передвижения в полярных странах на ездовых собаках. Кроме того, имели значение опыт и энергия начальника экспедиции.

30 января 1912 года участники экспедиции на "Фраме", прибывшем из Буэнос-Айреса, покинули Антарктиду.

В 1936 году в Осло с участием норвежского короля был открыт музей полярной шхуны "Фрам".

14 декабря 2011 года, через 100 лет после покорения Южного полюса, премьер-министр Норвегии Йенс Столтенберг открыл на Южном полюсе ледяной памятник-бюст Руалю Амундсену.

 

 

 


Назад