8 октября 2015 20:17
Российские авторитеты раскритиковали нобелевскую премию по литературе
Нобелевская премия по литературе последние десятилетия непосредственно к литературе имеет отдаленное отношение, так как она политически ангажирована, считает писатель, главный редактор "Литературной газеты" Юрий Поляков.
Ранее сообщалось, что Нобелевскую премию по литературе за 2015 год получила белорусская писательница Светлана Алексиевич, автор публицистических романов "У войны – не женское лицо", "Цинковые мальчики" и других. Нобелевский комитет присудил писательнице премию с формулировкой "за ее полифонические сочинения – монумент страданий и мужества в наше время".
"Это чисто политическая акция. Нобелевская премия по литературе никакого отношения к литературе не имеет, она существует как премия поддержки оппозиционных литераторов, все больше превалирует политическая составляющая", – сказал Юрий Поляков.
Он также считает, что книги Алексиевич, написанные в жанре "публицистики-журналистики, так и не стали большой литературой". "Это такое имманентное фрондерство", – добавил Поляков.
Писатель Эдуард Лимонов также считает, что Нобелевская премия в настоящее время не может считаться авторитетной наградой в области литературы. "Нобелевская премия мало интересна с точки зрения литературы. Она была мне интересна, когда ее давали в пику Советам Пастернаку, Солженицыну, Шолохову. Сейчас это как конкурс "Мисс Вселенная" – король, королева, фраки и третьеразрядные авторы – политическая вульгарность", – сказал Лимонов.
Вручение Нобелевской премии по литературе белорусской писательнице Светлане Алексиевич является своеобразным вызовом, так как из-за кризиса в художественной литературе на первый план вышел нон-фикшн (нон-фикшн – прозаическое литературное произведение, не являющееся ни романом, ни повестью, ни рассказом; деловая или критическая проза – ИСККРА) заявил в четверг профессор факультета журналистики МГУ имени Ломоносова Владимир Новиков.
"Мы уже 15 лет живем в новом веке, а литература в основном еще пишется по канонам века предыдущего, двадцатого. Сейчас нет лидера мировой литературы, такого, какие раньше были – Альбер Камю, Хемингуей, Фолкнер, такие Нобелевские лауреаты, которых читает весь мир. В условиях этой паузы, этой заминки на первый план выходит нон-фикшн", – сказал Новиков.
Он подчеркнул, что в случае с творчеством Светланы Алексиевич "мы имеем дело не с произведениями словесного искусства, мы имеем дело с добросовестной трудовой документалистикой".
"Может быть, новая эстетика 21-го века еще не сформировалась. И в случае со Светланой Алексиевич – это своеобразный вызов литературе. Пока вы не написали интересных романов, которые отвечают на читательские запросы, мы ставим на высшую ступень публицистику, документалистику", – отметил Новиков, добавив, что в настоящее время усиливается роль женщин в литературе, которые становятся не только читательским, но и писательским большинством.