23 января 2023 12:33
Григорий Александров – советский кинорежиссер, Народный артист СССР. К 120-летию со дня рождения
Григорий Васильевич Александров (настоящая фамилия – Мормоненко) родился 23 (по старому стилю 10) января 1903 года в Екатеринбурге в семье владельца крупной гостиницы и ресторана «Сибирь» Василия Григорьевича Мормоненко, мать – Анфуса Григорьевна.
С 1915 года Александров работал в Екатеринбургском оперном театре – рассыльным, помощником бутафора и осветителя. В 1917 году Александров окончил Екатеринбургскую музыкальную школу по классу скрипки.
В 1919 году вместе с Иваном Пырьевым организовал художественную самодеятельность в екатеринбургском клубе ЧК. В 1920 году окончил режиссёрские курсы рабоче-крестьянского театра при Екатеринбургском губнаробразе. Затем около года ездил по Уралу во фронтовом театре 3-й армии РККА, позже был назначен инструктором отдела искусств Губобразнадзора. Контролировал репертуар кинотеатров, занимался монтажем старых фильмов, переделывая их под новую идеологию. Вернувшись из армии, организовывал вместе с Пырьевым детский театр. Участвовал в деятельности клуба «ХЛАМ» (Художники-Литераторы-Артисты-Музыканты).
В 1921 году с Иваном Пырьевым поехал на учёбу в Москву по направлению от Политотдела 3-й армии. В 1921-1924 годах – актёр Московского первого рабочего театра Пролеткульта, где познакомился с Сергеем Эйзенштейном. Вместе с ним участвовал в создании нескольких спектаклей. Играл роль Глумова в поставленном Эйзенштейном экспериментальном спектакле «Мудрец» (по комедии А.Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты»). С 1924 года перешел работать в кино. Участвовал в работе над сценариями и помогал Эйзенштейну в его первых фильмах – "Стачка" (1925), "Броненосец Потемкин" (1925), снимался в них как актер.
В 1929-1932 годах Сергей Эйзенштейн и Григорий Александров путешествовали по Европе, работали в США, где обучались мастерству у коллег в Голливуде. Важную роль в судьбе Александрова сыграла встреча с Чарли Чаплиным.
В 1932 году Александров возвратился в СССР и снял фильм "Интернационал", прославляющий Сталина и его политику.
В 1934 году режиссер закончил съемки музыкального фильма "Веселые ребята" с Леонидом Утесовым и актрисой Любовью Орловой в главных ролях. Критика встретила фильм в штыки, Наркомат просвещения РСФСР картину запретил. Однако помог Максим Горький, он добился одобрения фильма Сталиным, отменившего запрет. Фильм имел огромный успех. В этой музыкальной комедии режиссер соединил эксцентрические и цирковые трюки, приемы мюзик-холла и оперетты. С "Веселых ребят" начался "звездный" путь актрисы Любови Орловой и дебютантов в кино – композитора Исаака Дунаевского и поэта Василия Лебедева-Кумача. Картина имела успех и за рубежом, получила приз Венецианского кинофестиваля.
В 1936 году Александров снял фильм «Цирк» по пьесе И. Ильфа, Е. Петрова и В. Катаева. Так как в сценарии пьеса была сильно переделана, авторы отказались от упоминания в титрах. В финале кинокартины прозвучала ставшая популярной «Песня о Родине» («Широка страна моя родная»). Фильм был удостоен Высшей премии на Международной выставке в Париже (1937).
Еще одной картиной, выпущенной Александровым в 1936 году, стал документальный фильм "Доклад Сталина И.В. о проекте Конституции СССР".
В 1938 году режиссер закончил комедию "Волга-Волга", имевшую оглушительный успех. Роль почтальона Стрелки, простой талантливой девушки, великолепно сыграла Любовь Орлова.
Великая Отечественная война застала Александрова и Орлову, ставшую его женой, на отдыхе под Ригой. Они спешно возвратились в Москву. Во время одного из налетов Александров получил контузию и повредил позвоночник.
В конце октября 1941 года вместе с другими сотрудниками "Мосфильма" Александров и Орлова были эвакуированы в Алма-Ату. Вскоре режиссера направили в Баку руководить местной киностудией.
В сентябре 1943 года Александрову было предписано возвратиться в Москву – на должность руководителя "Мосфильма".
После непродолжительного директорства он поставил комедию "Весна" (1947) с музыкой Дунаевского. Орлова исполнила сразу две роли – жизнерадостной актрисы Веры Шатровой и суровой женщины-ученого Ирины Никитиной. Картина была отмечена премией Венецианского фестиваля. Орлова разделила звание лучшей актрисы года с Ингрид Бергман. Успех сопутствовал "Весне" и на международных фестивалях в Марианских Лазнях и Локарно. Григорий Александров был удостоен звания народного артиста СССР (1948).
В 1949 году Александров снял военный фильм "Встреча на Эльбе", отмеченный на кинофестивалях в Братиславе, Готвальдове и Марианских Лазнях.
В 1952 году режиссер выпустил биографическую картину "Композитор Глинка", получивший Приз иностранных критиков на МКФ в Локарно и почетный диплом Эдинбургского кинофестиваля.
Следующий фильм Александрова "Русский сувенир" был признан неудавшимся, а его последняя лента "Скворец и лира" даже не была выпущена на экраны.
С 1950 по 1957 Александров был художественным руководителем режиссерского курса во ВГИКе.
В 1983 году Александров снял документальный фильм о своей жене "Любовь Орлова".
16 декабря 1983 года Григорий Александров скончался от инфекции в почках. Был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Александров был награжден тремя орденами Ленина, тремя орденами Трудового Красного Знамени, орденами Дружбы народов, Красной звезды. Дважды лауреат Сталинской премии.
Григорий Александров был трижды женат. Первая жена – Ольга Иванова, выступавшая в театральном эстрадном коллективе «Синяя блуза». В этом браке родился сын – Дуглас (Василий) (1925-1978), названный в честь голливудского актёра Дугласа Фэрбенкса-старшего. Вторая жена – Любовь Орлова (1902-1975), актриса, певица, Народная артистка СССР. Третья жена (1979-1983) – Галина Крылова, вдова его сына Дугласа.