IV этап Гран-при России по фигурному катанию: Москва, 13-17 ноября

Состязания среди взрослых проводятся по трем видам фигурного катания: одиночное мужское и женское, а также в танцах на льду

ИСККРА представляет календарь праздничных и памятных событий на ноябрь 2024 года

18 – День рождения российского Деда Мороза

Дальнейшее потепление в Арктике будет продолжаться до конца XXI века

Проведенный анализ позволил сделать выводы о существенном изменении климата в Арктике. Так, возросло количество выпадающих атмосферных осадков, произошел ускоренный рост температуры. Причем в ближайшие 30 лет это потепление продолжится и составит 2-3 градуса в малой зависимости от сценария выбросов парниковых газов

Похоже, порядок индексации пенсий по срокам на 2025 год изменился

Изначально планировалась двойная индексация – с февраля и с апреля, однако от этой идеи было решено пока отказаться. Вместо этого пенсии индексируют сразу с 1 января на 7,3%. С одной стороны, это хорошо – пенсионеры сразу получат повышенные выплаты. Их увеличение станет заметной нагрузкой на бюджет, но государство с такой нагрузкой справится. С другой – цены повысятся в ожидании повышенного спроса на товары

Бесхозяйственность: ремонт автоподъезда к Териберке с 10 по 35 км перенесен на 2025 год

Для справки: протяженность автодороги от Мурманска до Териберки составляет порядка 132 километров

Гидрометцентр о погоде в России в октябре

Количество осадков на большей части территории России в октябре прогнозируется около нормы, на юге европейской России и Сибири ожидается дефицит осадков, сообщил научный руководитель Гидрометцентра России Роман Вильфанд

Запасы солнечной энергии достигли рекордных для XXI века значений. Не к добру это…

"В настоящее время значительно увеличена частота вспышек и магнитных бурь, но рекордными по силе всё ещё остаются события мая текущего года. Тем не менее, риски крупных событий в сентябре очень высоки", – добавил учёный

15 ноября – День Каспийской флотилии

День Каспийской флотилии установлен приказом Главкома ВМФ РФ адмирала Ф.Н. Громова № 253 от 15 июля 1996 года «О введении годовых праздников и профессиональных дней по специальности».

Образованию флотилии предшествовала длительная борьба за овладение Каспийским побережьем, окончательно завершившаяся в 1556 году, после присоединения Астраханского ханства к Русскому государству.
Первая попытка создания постоянного формирования сил военного флота на Каспийском море была предпринята в царствование (1645-1676) Алексея Михайловича, отца Петра I. Она была вызвана расширением торговых отношений России с Персией (ныне Иран) и необходимостью обеспечения и защиты торговых путей по Волжскому пути. Построенные по указу царя Алексея Михайловича суда в 1669 году прибыли в Астрахань, но в следующем году во время восстания под предводительством Степана Разина они были захвачены и сожжены.

После окончания Северной войны (1700-1721) император Петр I, желая установить непосредственные экономические связи со странами Средней Азии и Индией, поставил цель – завоевать побережье Каспийского моря, находящееся во владении Персии. Для этого были построены 200 речных лодок и 45 ластовых судов – небольших деревянных судов, предназначавшихся для обслуживания военных портов. В июле 1722 года флотилия (274 судна) с десантом вышла в Персидский поход (1722-1723), результатом которого стало завоевание городов Дербент, Баку с прилегающими к ним областями.

После присоединения этих территорий возникла необходимость постоянного наличия на Каспийском море сил военного флота. Документально создание флотилии было закреплено указом Петра I о постройке в Астрахани военного порта осенью 1722 года – 15 ноября (4 ноября по ст. стилю).

После смерти Петра I российские завоевания на Каспии были утрачены. В Астрахани остались ограниченные силы, которые обеспечивали безопасность коммерческого судоходства на Каспийском море. Только в царствование Екатерины II были возобновлены попытки России основательно закрепиться на Каспии. По ее предписанию в 1781 году в Астрахань прибыл отряд военных кораблей. С этого момента на Каспийском море стала содержаться военная флотилия "…для покровительства нашей коммерции". В конце XVIII – начале XIX веков она принимала активное участие в войнах и походах русских войск в прикаспийском регионе, высаживала морские десанты, огнем корабельной артиллерии оказывала содействие войскам в овладении приморскими крепостями. В 1796 году действия кораблей Каспийской военной флотилии способствовали занятию русскими войсками городов Дербент и Баку. После русско-персидской войны 1804-1813 годов Российская империя приобрела монопольное право на содержание в Каспийском море военного флота. С 1867 года главная база флотилии была переведена в Баку – незамерзающий порт.

В последующее время Каспийская флотилия охраняла торговые и рыбные промыслы на Каспийском море, а также русские торгово-промышленные интересы в Иране. По мере стабилизации обстановки в регионе ее состав постепенно сокращался, и к началу XX века флотилия состояла из двух канонерских лодок и нескольких вооруженных пароходов. В ноябре 1917 года личный состав Каспийской военной флотилии перешел на сторону советской власти, участвовал в боевых действиях против турецких войск и отрядов азербайджанских националистов, в боях по овладению городами Петровск-Порт (ныне Махачкала), Ленкорань и Дербент.

С приходом в Баку в 1918 году англичан, часть кораблей флотилии была разоружена, а остальные ушли в Петровск-Порт, где из них в 1919 году белогвардейцы образовали формирование, которое вело боевые действия против Рабоче-Крестьянской Красной армии.

В Астрахани для содействия войскам Красной армии в апреле – июне 1918 года был создан Военный флот Астраханского края, усиленный доставленными с Балтики кораблями, который в октябре был переименован в Астраханско-Каспийскую военную флотилию. В июле 1919 года, после объединения с Волжской военной флотилией, она получила название Волжско-Каспийской военной флотилии. Ее корабли вели боевые действия на Волге и Каме и непосредственно на Каспийском море.

В мае 1920 года Волжско-Каспийская военная флотилия участвовала в Энзелийской операции (1920), в результате которой уведенные в иранский порт Энзели белогвардейцами и интервентами российские корабли и военное имущество были возвращены на родину.

В июле 1920 года Волжско-Каспийская военная флотилия была переименована в Каспийский флот, а затем в Морские силы Каспийского моря, на базе которых в июне 1931 года создали формирование советского Военно-морского флота (ВМФ) – Каспийскую военную флотилию, имевшую главную базу в Баку.

Каспийской флотилией в разные годы командовали выдающиеся флотоводцы: участник Северной войны шаутбенахт Иван Акимович Сенявин, адмирал Марко Иванович Войнович, являвшийся основателем Черноморского флота, и другие. Прославились каспийцы боевыми делами при освоении Закаспийского края и в годы командования капитана 2 ранга Степана Осиповича Макарова, в будущем вице-адмирала.

В годы Великой Отечественной войны – в августе 1941 года – силы флотилии провели операцию по высадке десанта войск Закавказского военного округа на побережье Ирана с целью пресечения ведения с этого направления диверсионной деятельности немецкой разведки (Абвера) против нашей страны. С 1941 по 1945 годы боевые эскорты ее кораблей обеспечили перевозки 24 миллионов тонн нефтепродуктов и трех миллионов тонн других важнейших грузов. В период обороны Кавказа суда флотилии совершили переброску морем 11 стрелковых бригад, пяти стрелковых полков, свыше одной тысячи танков, 185 тысяч лошадей, десятки тонн боеприпасов и военного имущества. Более пяти тысяч каспийцев-добровольцев вошли в состав сформированных в Баку частей морской пехоты и доблестно сражались на фронтах Великой Отечественной войны.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 апреля 1945 года за боевые заслуги перед Родиной Каспийская флотилия была награждена орденом Красного Знамени.

В мае 1992 года Каспийская флотилия была образована уже в составе ВМФ Российской Федерации. Астрахань стала ее главной базой.

В связи с тем, что выход кораблей в Каспийское море из Астраханской базы был затруднен из-за замерзающего зимой волжского фарватера и малых глубин, в 2017 году было принято решение о переводе Каспийской флотилии в расположенные в Дагестане города Каспийск и Махачкалу. К 2021 году ее основные и вспомогательные силы перебазировали в Каспийск. Передислокация в новый пункт базирования в Дагестане, имеющий непосредственный выход в центральную часть Каспийского моря, обеспечила круглогодичную навигацию и немалые преимущества для организации боевой подготовки флотилии по сравнению с теми условиями, в которых находились корабли в старом месте базирования в Астраханской области в устье реки Волги.

Ныне Каспийская флотилия – морская компонента Южного военного округа. Она обеспечивает национально-государственные интересы России в регионе Каспийского моря: проводит антитеррористические мероприятия, занимается охраной торговли, защитой государственных интересов в зоне нефтяных месторождений.

В ее состав входят несколько бригад и дивизионов кораблей, части береговых войск.

Хотя Каспийская флотилия по рангу ниже флотов, она является важнейшей составляющей российского ВМФ. В последние годы осуществляется планомерная и эффективная модернизация, позволившая серьезно повысить все основные показатели флотилии. В ее состав включили более двух десятков новых кораблей и вспомогательных судов, в том числе современные десантные катера проекта 11770 "Серна". Каспийцы также имеют малые ракетные корабли "Град Свияжск", "Углич" и "Великий Устюг", вооруженные универсальным ракетным комплексом "Калибр". Им же оснащен флагман Каспийской флотилии – ракетный корабль "Татарстан".

В боевой состав Каспийской флотилии войдут корабли с новой системой вооружения, сообщил главком ВМФ России адмирал Александр Моисеев.

Заявление главкома ВМФ России прозвучало накануне Дня Каспийской флотилии.

По словам адмирала Моисеева, "сама история создания одного из прославленных объединений нашего Военно-Морского Флота неразрывно связана со значимыми свершениями во благо Отечества".

"Сегодня в боевой состав Каспийской флотилии входят новейшие корабли, оснащённые высокоточным орудием, суда обеспечения. Они результативно решают задачи любой сложности. В ближнесрочной перспективе продолжится оснащение Каспийской флотилии новыми кораблями и новыми системами вооружений, что позволит флотилии выполнять все свои функции на должность уровне. Продолжается создание комплексной и самодостаточной системы базирования сил Каспийской флотилии, развитие береговой инфраструктуры. Авиационная и береговая составляющая флотилии также будет продолжать развиваться с учётом исключения любых угроз с морских направлений", – говорится в поздравительной телеграмме Моисеева.

Командующим Каспийской флотилией с 2024 года является контр-адмирал О.Ю. Зверев.

 


Назад