17 июля 2024 09:23
17 июля – День авиации Военно-морского флота России
17 июля ежегодно в России отмечается День авиации Военно-морского флота (ВМФ).
Праздник был учрежден приказом главнокомандующего ВМФ РФ адмирала флота Феликса Громова № 253 от 15 июля 1996 года "О введении годовых праздников и профессиональных дней по специальности", дата выбрана в память о первой победе русских морских летчиков в воздушном бою над Балтийским морем, произошедшей 17 июля (4 июля по старому стилю) 1916 года. В этот день четыре гидросамолета поднялись с авианосного судна "Орлица" Балтийского флота в воздух и вступили в бой над морем с четырьмя немецкими самолетами для защиты от их ударов русской военно-морской базы на острове Сааремаа. В ходе сражения, закончившегося полной победой русских морских летчиков, два кайзеровских аэроплана были сбиты, а два обратились в бегство. Этот день принято считать днем рождения морской авиации российского Военно-морского флота.
С момента зарождения самолетостроения в России делались попытки использовать аэропланы для нужд армии и флота. В 1909 году капитан Лев Мациевич на заседании Морского технического комитета в докладе "О типе морского аэроплана" изложил идею о возможности использования летательных аппаратов с кораблей. Он же разработал проект специального аэроплана с усиленным шасси, что вызывалось условиями посадки на корабль.
В 1910 году при "Особом комитете по усилению русского флота на добровольные пожертвования" был образован Отдел воздушного флота. Началось всестороннее изучение свойств аэропланов и возможностей их боевого применения на море.
В это же время в Европе и Америке полным ходом велись работы по созданию летательных аппаратов тяжелее воздуха и использованию их в военных целях. Поэтому весной 1910 года группа российских морских офицеров и нижних чинов была отправлена для обучения воздухоплаванию за границу. Они и стали первыми морскими летчиками России, принявшими впоследствии самое активное участие в создании морской авиации.
Зарождение морской авиации связано с созданием гидросамолетов (Франция, США, Россия) и успешного опыта взлета и посадки самолета на надводный корабль.
В марте 1910 года французский инженер Анри Фабр совершил первый успешный взлет с воды на гидросамолете, а в августе 1911 года – первый полет на самолете-амфибии. Первый в России поплавковый самолет построил инженер Яков Гаккель в феврале 1911 года. Первый успешный взлет колесного самолета с палубы корабля был выполнен в ноябре 1910 года американским летчиком Юджином Эли с крейсера "Бирмингем"; он же в январе 1911 года осуществил первую успешную посадку самолета на палубу крейсера "Пенсильвания".
Первыми корабельными самолетами стали гидросамолеты, спускаемые подъемным краном на воду для взлета и поднимаемые на корабль с воды после посадки, что объяснялось дешевизной и простотой исполнения такого способа организации полетов на море.
Для подъема отечественного морского самолетостроения в 1911-1913 годах русским правительством были закуплены самолеты за рубежом. Такие же самолеты в модифицированном виде потом строились на отечественных заводах. В российском флоте впервые в мире в 1913 году было начато переоборудование пароходов в авиатранспорты.
В составе Российского императорского флота морская авиация смогла утвердиться после одобрения в конце 1912 года письменного доклада начальника Морского Генерального штаба вице-адмирала Александра Ливена о плане создания на флотах авиационных отрядов. Этот документ послужил также основанием для учреждения Опытной авиационной станции (ОАС) Балтийского флота, которая стала первой войсковой частью морской авиации, официально сформированной в соответствии с решением правительства России.
Накануне Первой мировой войны (1914-1918) на Балтийском и Черноморском флотах имелось по одному гидроавиационному отряду, предназначенному для наблюдения за районами подходов к пунктам базирования и побережью. В ходе боевых действий наряду с задачами дозора, разведки, целеуказания и корректировки артиллерийского огня морская авиация стала вести поиск подводных лодок, прикрывать корабли и пункты базирования, наносить бомбовые удары по морским и наземным целям.
В 1915-1916 годах на ее вооружение поступили отечественные летающие лодки М-5 и М-9 Дмитрия Григоровича, отличавшиеся высокими для того времени летными характеристиками. К 1917 году морская авиация ВМФ Российской империи насчитывала 269 гидросамолетов, летающих лодок отечественных конструкций и колесных истребителей иностранного производства.
После Октябрьской революции 1917 года осталось лишь 40% парка авиации России. Большая часть самолетов была неисправной.
Регулярные части советской морской авиации были созданы в 1918 году и принимали участие в Гражданской войне (1917-1922), взаимодействуя с кораблями и войсками в боях под Петроградом, на Балтике, Черном море, на Волге, Каме, Северной Двине и Онежском озере.
В 1920 году морская авиация была передана в Рабоче-крестьянский Красный Воздушный Флот (с 1924 года – Военно-воздушные силы Рабоче-крестьянской Красной армии, ВВС РККА). В оперативном отношении она оставалась в подчинении командующих морскими силами (флотами). В декабре 1920 года были созданы Воздушные флоты (с 1924 года – ВВС) Балтийского, Черного и Азовского морей, а в середине 1930-х годов – Тихоокеанского и Северного флотов.
В 1930-е годы летчики морской авиации неоднократно выполняли специальные правительственные задания. Из флотских пилотов была скомплектована полярная авиация, осваивавшая Северный морской путь.
С мая 1935 года по январь 1937 года морская авиация входила в состав Рабоче-крестьянского Красного флота (РККФ), затем вновь была переподчинена ВВС РККА.
Она участвовала в боевых действиях в районе озера Хасан и в советско-финляндской войне 1939-1940 годов.
К началу Великой Отечественной войны (1941-1945) морская авиация включала ВВС Северного, Балтийского, Черноморского и Тихоокеанского флотов, отдельные авиационные части Каспийской, Амурской, Пинской военных флотилий, части центрального подчинения. На каждом флоте было по две авиабригады и по несколько отдельных эскадрилий. ВВС ВМФ насчитывала около 2,5 тысячи самолетов, из них – 45% истребителей, 25% самолетов-разведчиков, 14% бомбардировщиков и 10% торпедоносцев. Значительная часть летательных аппаратов была устаревшей конструкции. Уже в ходе войны авиация ВМФ перевооружалась на новую авиационную технику.
В начале Великой Отечественной войны морская авиация действовала в основном на сухопутных фронтах. В августе-сентябре 1941 года летчики Балтийского флота совершили восемь налетов на Берлин и другие объекты Германии. С 1943 года главные усилия морской авиации были направлены на уничтожение кораблей и морских транспортных средств противника. Всего на счету советских морских летчиков свыше 700 потопленных кораблей и 5,5 тысячи уничтоженных самолетов противника. 241 авиатору было присвоено звание Героя Советского Союза, а пять человек удостоены его дважды.
В послевоенные годы морская авиация прошла перевооружение на реактивные самолеты, получила новые средства поражения – управляемые и неуправляемые ракеты, бомбы, торпеды и ракеты с ядерными зарядами и др. В 1960-1961 годах была ликвидирована минно-торпедная и истребительная авиация и созданы новые рода авиации – ракетоносная и противолодочная. С созданием советских авианесущих кораблей появилась палубная авиация.
К 1991 году авиация ВМФ СССР насчитывала свыше двух тысяч самолетов и вертолетов, в том числе: 328 ракетоносцев, 715 бомбардировщиков, 196 штурмовиков, истребителей и противолодочных самолетов; свыше 100 самолетов-разведчиков, целеуказания и РЭБ; 343 боевых вертолета, 436 самолетов и вертолетов вспомогательного назначения. После распада СССР части морской авиации, находившиеся на территории РСФСР, вошли в состав Вооруженных Сил РФ.
В современной России морская авиация – род сил Военно-морского флота, предназначенный для поиска и уничтожения боевых сил флота противника, десантных отрядов, конвоев и одиночных кораблей (судов) в море и на базах; прикрытия группировок кораблей и объектов флота от ударов противника с воздуха; уничтожения самолетов, вертолетов и крылатых ракет; ведения воздушной разведки; наведения на корабельные силы противника своих ударных сил и выдачи им целеуказания. Привлекается также к минным постановкам, противоминным действиям, радиоэлектронной борьбе (РЭБ), воздушным перевозкам и десантированию, поисково-спасательным работам на море.
На вооружении российской морской авиации состоят: самолеты-истребители (Су-27, Су-33), бомбардировщики (Ту-22М, Су-24), противолодочные (Ту-142, Ил-18, Бе-12) и транспортные (Ан-12, Ан-26) самолеты; противолодочные вертолеты (Ка-25, Ка-27; Ми-14ПЛ), транспортно-боевые (Ка-29, Ми-24), буксировщики минных тралов (Ми-14БТ), многоцелевые вертолеты (Ми-8, Ми-17).
Функционально морская авиация подразделяется на рода авиации: морскую ракетоносную; противолодочную; истребительную; разведывательного и вспомогательного назначения (дальнего радиолокационного обнаружения и наведения, РЭБ, противоминную, обеспечения управления и связи, заправки летательных аппаратов топливом в воздухе, поисково-спасательную, транспортную, санитарную).
Морская авиация базируется на аэродромах и авианесущих кораблях. По месту базирования подразделяется на палубную авиацию и авиацию берегового базирования.
На современном этапе развитие морской авиации идет в направлении совершенствования всех типов летательных аппаратов, увеличения их скорости, дальности и продолжительности полета, оснащения высокоточным управляемым оружием, широкого внедрения электронно-вычислительной техники, систем и методов управления, средств автоматизации сбора, обработки информации и выдачи целеуказания для поражения любых целей с высокой точностью, создания средств поиска и поражения надводных и подводных целей на новых физических принципах, повышения их незаметности и боевой устойчивости.
Начальник Морской авиации и противовоздушной обороны Главного командования ВМФ – полковник Андрей Пахомов.
10 лет (2010-2020) Морскую авиацию ВМФ России возглавлял Герой России генерал-майор Игорь Кожин, с которым мне довелось много раз встречаться и взаимодействовать в годы, когда он служил на Северном флоте (1992-2010).
… Так сложилось, что первая офицерская должность, которую получил мой отец, служа на Северном флоте, как раз была в морской авиации флота. Это было в поселке Лахта (ныне Катунино) в Архангельской области, хотя официально считается, что я родился в самом Архангельске (ближе роддома не было). С тех пор я считаю Лахту своей малой родиной, но со времени отъезда оттуда в 1964 году так ни разу в гарнизоне и не был. Кстати, знакомые военные летчики позже, когда я работал в Мурманске, предлагали слетать туда на пару часов, но я отказывался – хотелось не спеша побродить по Лахте, увидеть дома, в которых жил, школу, в которой окончил три класса, воинское кладбище напротив школы, на котором были захоронены летчики, погибшие уже после войны, озеро, стадион, на которых мы пропадали целыми днями.. Но не случилось – так не случилось, хотя сейчас, конечно, жалею об этом.