22 марта 2017 18:32
Ислам в России: разный и противоречивый. Но вера – одна
Представители исламского духовенства РФ снова поссорились. Духовное управление мусульман (ДУМ) Дагестана на днях объявило о выходе из состава Координационного центра мусульман Северного Кавказа (КЦМСК) – одной из нескольких централизованных мусульманских организаций федерального значения. Поводом для демарша стала газета.
Представители некоторых регионов Кавказа выразили несогласие с тем, что на их территориях распространяется дагестанская газета "Ас-Салам", которую можно встретить в мечетях по всей России. По замыслу муфтията Дагестана, единственной целью широкого распространения этой газеты является "просвещение россиян, особенно мусульманской части, в вопросах традиционного ислама". Однако, согласно заявлению дагестанского муфтията, газета "почему-то стала семенем непонимания и камнем преткновения". Представители КЦМСК воздержались от комментариев.
Фактически ДУМ Дагестана стало обособленной структурой. Событие примечательно тем, что произошло на фоне не прекращающихся разговоров о необходимости объединения российских мусульман в единую структуру. Но все ли так просто в этом вопросе?
Сколько мусульман в России?
Ислам в Российской Федерации находится на втором месте после православия по числу последователей. Однако точных данных о количестве верующих нет. Еще в начале 2000-х называлось число 20 миллионов, которое кто-то оспаривал в большую сторону, а кто-то в меньшую. Сегодня представители муфтиятов говорят, что эта цифра примерная, и на самом деле мусульман в России значительно больше. Встречаются даже данные о 30 миллионах верующих.
Есть и другие показатели. По данным проведенной в 2002 году Всероссийской переписи населения ислам исповедуют 14,5 миллиона человек. Более свежий подсчет, выполненный в 2010 году авторитетным исследовательским центром Pew (США) говорит о 15 миллионах мусульман. Эти оценки преимущественно опираются на соцопросы и не учитывают находящихся в РФ граждан других государств, в число которых входят и трудовые мигранты из Средней Азии.
На столь внушительное число мусульман приходится порядка 8 тысяч мечетей по всей стране. В связи с этим духовенство постоянно говорит о нехватке культовых зданий в больших городах.
Мусульманские структуры и руководство
В России действуют 83 муфтията. Это слишком большое количество, как отмечал глава Федерального агентства по делам национальностей Игорь Баринов. Данная ситуация, по его мнению, способствует проникновению в умму (общину мусульман) радикальных идей.
Муфтиятами общефедерального значения считаются Духовное управление мусульман РФ (входит в состав Совета муфтиев России – СМР), возглавляемое муфтием Равилем Гайнутдином, и Центральное духовное управление мусульман России (ЦДУМ) во главе с муфтием Талгатом Таджуддином. Эти структуры претендуют на лидерство в российской умме.
Межрегиональный статус также имеют Координационный центр мусульман Северного Кавказа (КЦМСК – его возглавляет муфтий Исмаил Бердиев) и образованное в ноябре прошлого года Духовное собрание мусульман России, главой которого стал муфтий Альбир Крганов.
Из региональных духовных управлений, не входящих в состав общефедеральных муфтиятов, наиболее крупными являются ДУМ Чечни, ДУМ Татарстана и – только что объявившее о выходе из КЦМСК ДУМ Дагестана.
ДУМ Чечни до 2012 года было в составе КЦМСК. Этот муфтият насчитывает около одной тысячи мечетей.
Девять лет назад ДУМ Татарстана входило в Совет муфтиев РФ. По количеству общин муфтият является самым крупным в стране. В этом году муфтий Татарстана Камиль Самигуллин был принят в состав Межрелигиозного совета России. По сути, религиозная организация стала четвертым – наряду с СМР, ЦДУМ и КЦМСК – представителем российской уммы в совете.
В составе ДУМ Дагестана действуют более 1,5 тысячи мечетей.
Разный ислам
"Конечно, идеально, когда муфтияты были бы объединены. Но, может быть, российский ислам пока к этому не готов. Вместо того, чтобы их искусственно объединять, лучше все оставить, как есть. Потому что слишком разный у нас ислам", – отмечает руководитель Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института востоковедения РАН Аликбер Аликберов.
По его мнению, различия между российскими духовными управлениями проявляются, прежде всего, "на богословском уровне". В частности, в РФ мусульмане преимущественно являются последователями двух (из четырех) мазхабов (правовых школ в исламе): ханафитского и шафиитского. Они отличаются друг от друга разной трактовкой хадисов – преданий о пророке Мухаммеде.
Иного мнения придерживается религиовед, преподаватель Южного федерального университета Всеволод Золотухин. Фактически, считает он, различия проявляются на бытовом, а не на богословском уровне. "Есть Северо-Кавказский ислам, преимущественно в восточных частях региона. Это, прежде всего, Чечня, Ингушетия, Дагестан, у которых свои особенности. В Чечне, например, силен суфизм. А есть Волго-Уральский ислам, и он отличается, так как исторически формировался в других условиях", – сказал эксперт.
Мнение религиоведа подтверждает история появления ислама в России. Религия проникала в страну двумя разными путями. На Кавказе ислам появляется примерно в VII веке вместе с арабскими завоевателями. А в Поволжье ислам распространяется в X веке. Существовавшее там государство Волжская Булгария официально приняла мусульманскую религию в 922 году. Ежегодно, с 1989 года в Татарстане проводятся торжества в честь этого события. В своих выступлениях главы СМР, ЦДУМ и ДУМ Татарстана неоднократно отмечают наличие духовно-исторической связи современной российской уммы с булгарами.
Неудавшаяся попытка объединения мусульман
Впрочем, духовные лидеры мусульман РФ периодически заявляют о необходимости объединения в одну структуру. Ведь до революции в России существовал единый муфтият – Оренбургское магометанское духовное собрание. Он был учрежден императрицей Екатериной II в 1788 году.
В конце 2015 года муфтий Талгат Таджуддин заявил об объединении федеральных муфтиятов, а также ДУМ Татарстана – в единую структуру. Глава КЦМСК муфтий Исмаил Бердиев тогда отмечал, что мусульмане Кавказа вступят в новую организацию только после слияния ЦДУМ и СМР. Инициатива Таджуддина, как показало время, больше не нашла отклика.
А уже ближе к концу 2016 года в ЦДУМ и СМР раскритиковали создание Духовного собрания мусульман России, возглавляемого Кргановым, и засомневались в успехе деятельности муфтията. Хотя Альбир Крганов охарактеризовал новую структуру как "дискуссионную площадку" для российских мусульман, которая может стать основой для дальнейшего объединения в единый муфтият.
Совсем недавно муфтий Равиль Гайнутдин на встрече с первым замглавы администрации президента РФ Сергеем Кириенко призвал прекратить практику "дробления мусульманского пространства" через создание в РФ новых "карликовых духовных центров".
Ислам не предполагает жесткой структуры
"Мне кажется, преимущество сложившейся структуры (с несколькими муфтиятами) заключается в том, что она, даже расширяясь, показывает ислам в его многообразии… Когда мы говорим о консолидации, то есть консолидация богословская, а есть единообразие в государственном управлении. Так вот если государство устраивает сложившаяся картина – а муфтият как раз является механизмом взаимодействия верующих с государством – то какие тут могут быть вопросы", – полагает Аликберов.
При этом исламовед считает серьезным вопрос богословской консолидации – единого понимания того или иного вопроса вероучения. По его словам, не так давно было заявлено о необходимости создания в России Совета улемов (знатоков ислама). Эксперт полагает, что как раз этот совет, если появится, будет по-настоящему объединять российских мусульман.
В то же время не стоит исключать определенные особенности, свойственные исламским духовным организациям. "В исламе нет церкви как организации, нет единоначалия и единой иерархической структуры… Значит, выработка единой позиции, и ее императивная трансляция сверху вниз крайне затруднены, если не невозможны", – отметил, в свою очередь, религиовед Всеволод Золотухин.
Поэтому появление нового муфтията не аналогично расколу в христианстве. Такие организации, по его словам, стараются определенным образом "ориентировать своих имамов в области богословия и политики".
"Любой имам в любой мечети может высказать свое мнение. Насколько оно следует традиции, насколько оно опирается на верно истолкованные источники – это уже другой вопрос. Но цементирующей всю структуру системы в исламе просто нет", – пояснил Золотухин.
По сути, общинный принцип управления остался неизменным со времен пророка Мухаммеда. Поэтому многие решение в умме принимаются в ходе обсуждения.
В свое время одной из целей создания Екатериной II Оренбургского магометанского духовного собрания был контроль за мусульманами. В современной России государственная власть, судя по тому, что вопрос о создании единой структуры не продвигается дальше разговоров, скорее всего, не желает их искусственного объединения. Опыт прошлого многому научил.