ИСККРА представляет календарь праздничных и памятных дат на июль 2025 года

3 – День памяти князя Святослава – первого славянского русского князя

Когда в центре европейской России потеплеет

3 и 4 июля в Московском регионе прогнозируется от 22 до 25 градусов днем и от 10 до 15 – ночью. На выходных воздушные массы начнут поступать с северо-запада, температура понизится до 18-23 градусов

РФС утвердил состав участников нового сезона Российской премьер-лиги

В РПЛ в новом сезоне выступят «Краснодар», «Зенит», ЦСКА, «Спартак», «Динамо» Москва, «Локомотив», «Рубин», «Ростов», «Акрон», «Крылья Советов», «Динамо» Махачкала, «Ахмат», «Балтика», «Торпедо», «Сочи», «Нижний Новгород»

Солнечная активность переживает спад. Следующий пик наступит только в 2034 году

В тоже время риски крупных вспышек на Солнце и магнитных бурь на Земле сохранятся еще два-три года

Температура в 2025-2029 годах останется на высоком уровне

"Глобальные климатические прогнозы показывают, что в ближайшие пять лет температура, как ожидается, останется на рекордном уровне или приблизится к нему, что увеличит климатические риски и воздействие на общество, экономику и устойчивое развитие", – сказано в документе

Газопровод "Волхов – Мурманск" введут в эксплуатацию до 2030 года

Президент России Владимир Путин поручил подготовить предложения по актуализации положений указов об основах государственной политики в Арктике и стратегии развития Арктической зоны. Перечень поручений по итогам рабочей поездки президента РФ в Мурманск 27 марта 2025 года опубликован на сайте Кремля

Ислам в России: разный и противоречивый. Но вера – одна

Представители исламского духовенства РФ снова поссорились. Духовное управление мусульман (ДУМ) Дагестана на днях объявило о выходе из состава Координационного центра мусульман Северного Кавказа (КЦМСК) – одной из нескольких централизованных мусульманских организаций федерального значения. Поводом для демарша стала газета.

Представители некоторых регионов Кавказа выразили несогласие с тем, что на их территориях распространяется дагестанская газета "Ас-Салам", которую можно встретить в мечетях по всей России. По замыслу муфтията Дагестана, единственной целью широкого распространения этой газеты  является "просвещение россиян, особенно мусульманской части, в вопросах традиционного ислама". Однако, согласно заявлению дагестанского муфтията, газета "почему-то стала семенем непонимания и камнем преткновения". Представители КЦМСК воздержались от комментариев.

Фактически ДУМ Дагестана стало обособленной структурой. Событие примечательно тем, что произошло на фоне не прекращающихся разговоров о необходимости объединения российских мусульман в единую структуру. Но все ли так просто в этом вопросе?

Сколько мусульман в России?

Ислам в Российской Федерации находится на втором месте после православия по числу последователей. Однако точных данных о количестве верующих нет. Еще в начале 2000-х называлось число 20 миллионов, которое кто-то оспаривал в большую сторону, а кто-то в меньшую. Сегодня представители муфтиятов говорят, что эта цифра примерная, и на самом деле мусульман в России значительно больше. Встречаются даже данные о 30 миллионах  верующих.

Есть и другие показатели. По данным проведенной в 2002 году Всероссийской переписи населения ислам исповедуют 14,5 миллиона человек. Более свежий подсчет, выполненный в 2010 году авторитетным исследовательским центром Pew (США) говорит о 15 миллионах мусульман. Эти оценки преимущественно опираются на соцопросы и не учитывают находящихся в РФ граждан других государств, в число которых входят и трудовые мигранты из Средней Азии.

На столь внушительное число мусульман приходится порядка 8 тысяч мечетей по всей стране. В связи с этим духовенство постоянно говорит о нехватке культовых зданий в больших городах.

Мусульманские структуры и руководство

В России действуют 83 муфтията. Это слишком большое количество, как отмечал глава Федерального агентства по делам национальностей Игорь Баринов. Данная ситуация, по его мнению, способствует проникновению в умму (общину мусульман) радикальных идей.

Муфтиятами общефедерального значения считаются Духовное управление мусульман РФ (входит в состав Совета муфтиев России – СМР), возглавляемое муфтием Равилем Гайнутдином, и Центральное духовное управление мусульман России (ЦДУМ) во главе с муфтием Талгатом Таджуддином. Эти структуры претендуют на лидерство в российской умме.

Межрегиональный статус также имеют Координационный центр мусульман Северного Кавказа (КЦМСК – его возглавляет муфтий Исмаил Бердиев) и образованное в ноябре прошлого года Духовное собрание мусульман России, главой которого стал муфтий Альбир Крганов.

Из региональных духовных управлений, не входящих в состав общефедеральных муфтиятов, наиболее крупными являются ДУМ Чечни, ДУМ Татарстана и – только что объявившее о выходе из КЦМСК ДУМ Дагестана.

ДУМ Чечни до 2012 года было в составе КЦМСК. Этот муфтият насчитывает около одной тысячи мечетей.

Девять лет назад ДУМ Татарстана входило в Совет муфтиев РФ. По количеству общин муфтият является самым крупным в стране. В этом году муфтий Татарстана Камиль Самигуллин был принят в состав Межрелигиозного совета России. По сути, религиозная организация стала четвертым – наряду с СМР, ЦДУМ и КЦМСК – представителем российской уммы в совете.

В составе ДУМ Дагестана действуют более 1,5 тысячи мечетей.

Разный ислам

"Конечно, идеально, когда муфтияты были бы объединены. Но, может быть, российский ислам пока к этому не готов. Вместо того, чтобы их искусственно объединять, лучше все оставить, как есть. Потому что слишком разный у нас ислам", – отмечает руководитель Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института востоковедения РАН Аликбер Аликберов.

По его мнению, различия между российскими духовными управлениями проявляются, прежде всего, "на богословском уровне". В частности, в РФ мусульмане преимущественно являются последователями двух (из четырех) мазхабов (правовых школ в исламе): ханафитского и шафиитского. Они отличаются друг от друга разной трактовкой хадисов – преданий о пророке Мухаммеде.

Иного мнения придерживается религиовед, преподаватель Южного федерального университета Всеволод Золотухин. Фактически, считает он, различия проявляются на бытовом, а не на богословском уровне. "Есть Северо-Кавказский ислам, преимущественно в восточных частях региона. Это, прежде всего, Чечня, Ингушетия, Дагестан, у которых свои особенности. В Чечне, например, силен суфизм. А есть Волго-Уральский ислам, и он отличается, так как исторически формировался в других условиях", – сказал эксперт.

Мнение религиоведа подтверждает история появления ислама в России. Религия проникала в страну двумя разными путями. На Кавказе ислам появляется примерно в VII веке вместе с арабскими завоевателями. А в Поволжье ислам распространяется в X веке. Существовавшее там государство Волжская Булгария официально приняла мусульманскую религию в 922 году. Ежегодно, с 1989 года в Татарстане проводятся торжества в честь этого события. В своих выступлениях главы СМР, ЦДУМ и ДУМ Татарстана неоднократно отмечают наличие духовно-исторической связи современной российской уммы с булгарами.

Неудавшаяся попытка объединения мусульман

Впрочем, духовные лидеры мусульман РФ периодически заявляют о необходимости объединения в  одну структуру. Ведь до революции в России существовал единый муфтият – Оренбургское магометанское духовное собрание. Он был учрежден императрицей Екатериной II в 1788 году.

В конце 2015 года муфтий Талгат Таджуддин заявил об объединении федеральных муфтиятов, а также ДУМ Татарстана – в единую структуру. Глава КЦМСК муфтий Исмаил Бердиев тогда отмечал, что мусульмане Кавказа вступят в новую организацию только после слияния ЦДУМ и СМР. Инициатива Таджуддина, как показало время, больше не нашла отклика.

А уже ближе к концу 2016 года в ЦДУМ и СМР раскритиковали создание Духовного собрания мусульман России, возглавляемого Кргановым, и засомневались в успехе деятельности муфтията. Хотя Альбир Крганов охарактеризовал  новую структуру  как "дискуссионную площадку" для российских мусульман, которая может стать основой для дальнейшего объединения в единый муфтият.

Совсем недавно муфтий Равиль Гайнутдин на встрече с первым замглавы администрации президента РФ Сергеем Кириенко призвал прекратить практику "дробления мусульманского пространства" через создание в РФ новых "карликовых духовных центров".

Ислам не предполагает жесткой структуры

"Мне кажется, преимущество сложившейся структуры (с несколькими муфтиятами) заключается в том, что она, даже расширяясь, показывает ислам в его многообразии… Когда мы говорим о консолидации, то есть консолидация богословская, а есть единообразие в государственном управлении. Так вот если государство устраивает сложившаяся картина – а муфтият как раз является механизмом взаимодействия верующих с государством – то какие тут могут быть вопросы", – полагает Аликберов.

При этом исламовед считает серьезным вопрос богословской консолидации – единого понимания того или иного вопроса вероучения. По его словам, не так давно было заявлено о необходимости создания в России Совета улемов (знатоков ислама). Эксперт полагает, что как раз этот совет, если появится, будет по-настоящему объединять российских мусульман.

В то же время не стоит исключать определенные особенности, свойственные исламским духовным организациям. "В исламе нет церкви как организации, нет единоначалия и единой иерархической структуры… Значит, выработка единой позиции, и ее императивная трансляция сверху вниз крайне затруднены, если не невозможны", – отметил, в свою очередь, религиовед Всеволод Золотухин.

Поэтому появление нового муфтията не аналогично расколу в христианстве. Такие организации, по его словам, стараются определенным образом "ориентировать своих имамов в области богословия и политики".

"Любой имам в любой мечети может высказать свое мнение. Насколько оно следует традиции, насколько оно опирается на верно истолкованные источники – это уже другой вопрос. Но цементирующей всю структуру системы в исламе просто нет", – пояснил Золотухин.

По сути, общинный принцип управления остался неизменным со времен пророка Мухаммеда. Поэтому многие решение в умме принимаются в ходе обсуждения.

В свое время одной из целей создания Екатериной II Оренбургского магометанского духовного собрания был контроль за мусульманами. В современной России государственная власть, судя по тому, что вопрос о создании единой структуры не продвигается дальше разговоров, скорее всего, не желает их искусственного объединения. Опыт прошлого многому научил.

 


Назад