19 января 2015 09:39
19 января – Православный праздник Крещение Господне. Богоявление.
Крещение, или Богоявление, празднуется Православной церковью 19 января по новому стилю. В этот день Церковь вспоминает событие Крещения Иисуса в реке Иордан в 27 году после Рождества Христова, и явление миру всех трех Лиц Святой Троицы: Бога Отца, Бога Сына Иисуса Христа и Бога Святого Духа (отсюда название - "Святое Богоявление").
Праздник Крещения Господня – один из самых древних праздников христианской Церкви. Его установление относится еще ко временам апостолов. Слово «крещаю», «крещу» в переводе с греческого означает «погружаю в воду». Нельзя понять смысла и важности крещения, не уяснив прежде символического и реального значения воды в Ветхом Завете. Вода – начало жизни. Именно из воды, оплодотворенной животворящим Духом, произойдут все живые существа. Где нет воды – там пустыня. Но вода же может и разрушать, и уничтожать – как водою великого потопа Бог залил грехи и разрушил зло человеческое.
Евангелие от Матфея сообщает, что в те дни Иоанн Креститель проповедовал у реки Иордан, призывая народ к покаянию, и весь Иерусалим, вся Иудея выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя свои грехи. Обычай омовения водой для снятия грехов существовал у многих народов, и пророк Иоанн крестил именно так – водой, в покаяние. И вот когда Иисус крестился и вышел из иорданских вод, то, как сказано, Дух Божий, как голубь, "ниспустился на Него", а с небес раздался "глас", глаголющий: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение". Так пророк Иоанн смог узнать, что крестившийся Иисус и есть сын божий – Спаситель.
Стоит обратить внимание на такой важный момент: Иисус, безгрешный, вступает в воды реки Иордан, в которой люди смывали свои грехи, и этим он опять соединяет себя с людьми. Он, безгрешный, погружается в эти воды и так становится ближе человеческому греху, падению, человеческой смертности.
Крестясь, Иисус указывает всем путь к спасению: и, верующие, принимая таинство Крещения, тоже идут этим путем. Но когда сейчас, после явления Христа, мы крестимся, то это уже не просто снятие грехов, не просто крещение в покаяние, это таинство, в котором участвует Дух Святой, который сообщает крестящемуся благодать Божью. Поэтому крещение – это духовное рождение человека.
В память того, что Спаситель своим Крещением освятил воду, бывает водосвятие; накануне праздника вода освящается в храмах, в самый же праздник Богоявления – в реках или других местах, где берут воду.
Вот что писал о свойствах святой воды святитель Симеон Солунский: "…вода крещенская – хотя и вода есть, но исполненная Духа, очищающая души, воссоздающая человека, усыновляющая его Богу и делающая его безгрешным. Воде простой свойственно по естеству очищать телесные скверны и утолять жажду; а святой воде свойственно вместе с телом измывать душу, освящать, воссозидать, духовно орошать и усыновлять Богу".
День Богоявления – особенный для так называемых Богоявленских храмов, освященных в честь этого праздника. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, по традиции, 19 января совершит Литургию св. Василия Великого именно в Богоявленском кафедральном соборе города Москвы в Елохове.