31 августа 2024 12:38
Короткая судьба «Отто Шмидта» – уникального научного ледокола мурманской приписки
45 лет назад, 31 августа 1979 года, поднят Государственный флаг на первом в мире научно-исследовательском ледоколе «Отто Шмидт», построенном на Адмиралтейском заводе в Ленинграде.
Единственный в мире научно-исследовательский ледокол «Отто Шмидт» был построен в 1977-1979 годах по заказу Государственного комитета по гидрометеорологии и контролю природной среды. Главный конструктор проекта – Б.А. Олигер.
Судно предназначено для автономного плавания в переходной зоне между чистой водой и полями многолетних паковых льдов. Эти области являются малоисследованными, поскольку здесь невозможно организовать дрейфующие научные полярные станции, а для обычных научно-исследовательских судов они практически недоступны.
Проект 97Н был разработан на базе портового ледокола типа «Василий Прончищев». На нём изменили форму надводной части носовой оконечности, расширили площадь верхней палубы в корме (для установки океанографического оборудования) и надстроек (для размещения лабораторий и жилых помещений), сняли носовой винт. Помещение носового гребного электродвигателя было использовано для устройства дополнительной электростанции.
Ледокол – двухпалубный, с удлинённым баком. Дизель-электрическая установка – двухвальная. Основное внимание при проектировании уделялось рациональному размещению лабораторного комплекса и научного оборудования, а также созданию возможно комфортных условий для проведения научной работы. 14 лабораторий позволяли вести исследования широкого профиля по океанологии, гидрохимии, гидрологии, метеорологии.
Ледовый пояс судна, простиравшийся по высоте до верхней палубы, имел толщину 18 мм в носовой оконечности и 16 мм в средней и кормовой частях. При проектировании формы обводов корпуса основное внимание уделялось тому, чтобы придать судну, кроме ледокольных, хорошие мореходные качества. При разработке проекта решалась также задача улучшения параметров качки – чтобы ледокол мог даже в сложных погодных условиях выполнять заданную программу научных исследований.
Основные элементы и характеристики ледокола «Отто Шмидт»: длина – 73,0 м, ширина – 18,6 м, высота борта – 8,3 м, водоизмещение – 3700 т, мощность гребных электродвигателей – 4800 л.с., скорость – 15 уз., дальность плавания – 11 000 миль, автономность – 55 суток. Экипаж – 54 человека, научный персонал – 30 человек.
По советским меркам, условия жизни на ледоколе считались очень хорошими. Экипаж размещался в комфортабельных одно- и двухместных каютах, для старшего комсостава предусматривались просторные блок-каюты. Рядом с художественно оформленной кают-компанией располагался салон, а столовая команды была приспособлена для просмотра кинофильмов. Оборудование спорткаюты позволяло заниматься гимнастикой, боксом, тяжёлой атлетикой.
В сентябре 1979 года «Отто Шмидт» перешёл из Ленинграда в Мурманск и после непродолжительной стоянки 7 сентября отправился в первый научный рейс в Карское море. Во время нескольких походов «Отто Шмидта» в северные моря учёным удалось собрать новые сведения о взаимодействии атмосферы и океана в специфических условиях Арктического бассейна, отработать более совершенные методы ледовых и гидрологических прогнозов, выявить и объяснить закономерности процессов, происходящих в водной среде и во льдах, а также предложить эффективные способы контроля за их загрязнением.
В 1981-1982 годах, находясь в экспедиционном плавании в Баренцевом, Гренландском и Карском морях, ледокол принимал участие в уникальных научных работах по программе «Разрезы», связанных с изучением роли Мирового океана в изменениях климата на Земле и составлением долгосрочных прогнозов погоды.
Одновременно, начиная с 1980 года, ледокол был задействован в исследованиях по программам «Баренцев эксперимент» и «Полярный эксперимент» в труднодоступных районах Северного Ледовитого океана с целью выяснения особенностей физических процессов в системе «океан – лёд – атмосфера». Собранные в результате этих исследований новые материалы имели научно-народнохозяйственное и военное значение.
В январе-марте 1989 года «Отто Шмидт» более 40 суток находился в научном дрейфе во льдах Гренландского моря. Пройдя около 1000 миль, ледокол продолжил работы, начатые полярной дрейфующей станцией «Северный полюс-28», снятой со льдины атомоходом «Россия».
11 ноября 1991 года ледокол вернулся из своего последнего 40-го рейса. Из-за отсутствия финансирования ремонт, в котором нуждалось судно, не производился. Около пяти лет уникальный ледокол простоял в Мурманске, затем был приобретён частной фирмой для сдачи на металлолом.
8 августа 1996 года «Отто Шмидт» своим ходом покинул Мурманск и направился в Индию. В местечке Аланг – крупнейшей в мире площадке по разделке предназначенных на слом судов – ледокол был выброшен на обсушку, и российская перегонная команда покинула его…