12 ноября 2023 11:00
Александр Бородин – великий композитор и великий ученый-химик. К 190-летию со дня рождения
12 ноября 2023 года исполняется 190 лет со дня рождения выдающегося русского композитора, ученого-химика и доктора медицины Александра Бородина.
Александр Порфирьевич Бородин родился 12 ноября (31 октября по старому стилю) 1833 года в Санкт-Петербурге. Его родители – 62-летний грузинский князь из рода князей Имеретинских Лука Гедианов и 25-летняя Евдокия Антонова, дочь простого солдата – не были женаты. При рождении он был записан сыном крепостного слуги князя – Порфирия Ионовича Бородина и его жены Татьяны Григорьевны.
До семи лет мальчик являлся крепостным своего отца, который перед смертью в 1840 году дал сыну вольную и купил четырехэтажный дом для него и Евдокии Константиновны, выданной замуж за военного врача Клейнеке. Нравы первой половины XIX века не допускали внебрачных связей, поэтому имена родителей скрывались и в обществе мальчика представляли как племянника Евдокии Константиновны.
Из-за происхождения, не позволявшего поступить в гимназию, Бородин проходил домашнее обучение по всем предметам гимназического курса, изучал немецкий и французский языки и получил прекрасное образование. Уже в детстве обнаружил музыкальную одаренность, играл на флейте, фортепиано, виолончели. В возрасте 10 лет стал интересоваться химией.
В 1856 году Бородин окончил Медико-хирургическую академию в Петербурге (ныне Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова). В 1858 году получил степень доктора медицины.
Вскоре после окончания академии и прохождения обязательного врачебного стажа Бородин начал многолетние исследования в области органической химии, принесшие ему известность в России и за рубежом. Защитив докторскую диссертацию, он в 1859 году уехал в научную командировку за границу. Три года Бородин провел в Германии, Франции и Италии.
С 1862 года – адъюнкт-профессор, с 1864 года – ординарный профессор, с 1877 года – академик Медико-хирургической академии.
В 1872-1887 годах читал курс химии на Петербургских женских врачебных курсах, одним из организаторов которых он являлся.
В 1868 году он стал одним из учредителей Русского химического общества.
Бородин — автор более 40 работ по химии. Разработал оригинальный способ получения бромзамещенных жирных кислот действием брома на серебряные соли кислот; получил первое фторорганическое соединение фтористый бензоил (1862); исследовал ацетальдегид, описал альдоль (наиболее известный представитель альдегидоспиртов) и реакцию альдольной конденсации.
Ему принадлежат также исследования в области физиологической химии и санитарно-химических проблем: предложил способ определения азота в моче (1875), сконструировал прибор для количественного определения мочевины азотометрическим методом, исследовал дезинфицирующие средства.
Музыкальные произведения Бородин начал сочинять еще в юности. Первыми опытами композитора стали полька Helene для фортепиано, Концерт для флейты, Трио для двух скрипок и виолончели на темы из оперы "Роберт-дьявол" Джакомо Мейербера (1847). Во время пребывания в Медицинской академии Бородин сочинил несколько фуг, романс на слова "Красавица-Рыбачка", трио "Чем тебя я огорчила" и скерцо. За границей он сочинил секстет для струнных инструментов, квинтет в манере Глинки и скерцо для фортепьяно в четыре руки в манере Мендельсона.
Ознакомившись с творчеством Бородина, Балакирев сразу объявил молодому ученому, что истинным его призванием является музыка. Вместе с композиторами Цезарем Кюи, Модестом Мусоргским, Николаем Римским-Корсаковым и художественным критиком Владимиром Стасовым Бородин вошел в Балакиревский кружок, названный "Могучей кучкой".
17 апреля 1863 года Бородин женился на Е.С. Протопоповой, которую поддерживал духовно и материально всю оставшуюся жизнь. Екатерина Сергеевна плохо переносила петербургский климат: осенью она обычно уезжала в Москву, где подолгу жила у матери, возвращаясь к мужу только зимой, когда в Петербурге устанавливалась сухая морозная погода. Однако это всё-таки не гарантировало ей отсутствие приступов болезни, во время которых муж был для неё и врачом, и сиделкой.
В 1867 году он закончил Первую симфонию, которая была с успехом исполнена 4 января 1869 года в концерте Русского музыкального общества в Петербурге под управлением Балакирева.
Во второй половине 1860-х годов Бородин создал ряд романсов, разных по тематике и характеру музыкального воплощения, – "Спящая княжна", "Песня темного леса", "Морская царевна", "Фальшивая нота", "Отравой полны мои песни", "Море". Большая часть из них была написана на собственный текст.
Вершиной русского и мирового эпического симфонизма является его Вторая (Богатырская) симфония (1876). К числу лучших созданий камерно-инструментального жанра принадлежат Первый (1879) и Второй (1881) квартеты Бородина.
Наиболее значительным произведением композитора является опера "Князь Игорь" (1869-1887), создававшаяся в течение 18 лет из-за большой загруженности научной и педагогической работой. Опера написана по сюжету памятника древнерусской литературы "Слово о полку Игореве" и не была окончена. Сценарий, предложенный автору Стасовым, был существенно видоизменен самим композитором. "Князя Игоря" Бородин писал не по порядку сцен, а вразбивку. Сначала был создан "Сон Ярославны", в 1874 году – "Половецкий марш" и "Плач Ярославны", в 1875 году – "Половецкие пляски с хором", "Песнь Владимира Галицкого". Последними страницами "Игоря", написанными композитором в феврале 1887 года, были хор половецкого дозора и речитатив Игоря с Кончаком.
15 февраля 1887 года Бородин скончался от разрыва сердца. Композитор был похоронен на кладбище Александро-Невской лавры.
Сразу же после смерти Бородина Римский-Корсаков и Глазунов приступили к подготовке к печати его незаконченные произведения. Они завершили работу над оперой: Глазунов воссоздал по памяти увертюру, как она намечалась Бородиным, и сочинил на основе авторских эскизов музыку третьего акта. Римский-Корсаков инструментовал большую часть номеров оперы. 23 октября 1890 года "Князь Игорь" был поставлен на сцене Мариинского театра и вызвал горячий прием у публики.
Имя Бородина в химии может быть поставлено наряду с именами наиболее крупных первоклассных ученых Западной Европы.Творческое наследие Бородина, совмещавшего научную и преподавательскую деятельность со служением искусству, сравнительно невелико по объему, однако внесло ценнейший вклад в сокровищницу русской музыкальной классики.