20 июля 2023 10:15
Алексей Герман – великий кинорежиссер, снявший всего семь фильмов. К 85-летию со дня рождения
Алексей Герман снимал кино авторское, камерное, он не шел на компромиссы, не боялся при любых обстоятельствах сохранить свою точку зрения. Был великим мастером и выдающимся деятелем отечественной культуры, во многом определившим лицо современного кинематографа.
Алексей Юрьевич Герман родился 20 июля 1938 года в Ленинграде, в семье известного советского писателя Юрия Павловича Германа (1910-1967).
Он мечтал стать врачом и даже самостоятельно начал изучать медицину. Но по настоянию отца после школы, в 1955 году, поступил на режиссерский факультет Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии (в мастерскую Г.Козинцева), который окончил в 1960 году.
Еще будучи студентом, Алексей начал сотрудничать с Георгием Товстоноговым, который тогда руководил Большим драматическим театром им. Горького. И после получения диплома, проработав некоторое время в Смоленском драмтеатре, Герман, по приглашению Товстоногова, стал режиссером БДТ (1961-1964). Именно сотрудничество с Товстоноговым и его «школа» сыграли огромную роль в формировании кинематографического мышления Алексея Юрьевича.
В 1964 году Герман переходит работать на киностудию «Ленфильм», где начал свою режиссерскую карьеру на картине «Рабочий поселок» (1965) в качестве помощника режиссера у В. Венгерова, а затем в качестве сорежиссера Г. Аронова на его картине «Седьмой спутник» (1967).
Первый самостоятельный фильм Алексея – «Проверка на дорогах» (1971) по повести его отца – был запрещен и вышел на экраны только в 1985 году и получил Государственную премию СССР.
Вторая картина режиссера (первая, дошедшая до зрителей) «Двадцать дней без войны» по повести К. Симонова вышла в 1976 году и принесла ему широкую известность.
Затем были не менее известные фильмы «Мой друг Иван Лапшин» (1984) и «Хрусталев, машину!» (1998), отмеченные многими кинематографическими наградами, но и вызвавшие неоднозначную реакцию у зрителей.
Практически во всех своих картинах Герман выступил и как сценарист. Причем над сценариями он работал вместе со своей женой – Светланой Кармалитой (1940-2017), известной сценаристкой. Также он является автором сценариев к фильмам других режиссеров, и, кроме того, сыграл несколько ролей в различных картинах: «Рафферти» (1980), «Канувшее время» (1989), «Замок» (1994), «Трофимъ» (1995), «Сергей Эйзенштейн. Автобиография» (1996) и других.
В 1990 году Алексей Герман организовал «Киностудию Первого и экспериментального фильма» (где был художественным руководителем), на которой снимали свои первые картины начинающие режиссеры Алексей Балабанов, Лидия Боброва и другие.
Также, с 1998 года, он руководил режиссерской мастерской на Высших курсах сценаристов и режиссеров Госкино России, а с 2010 года был президентом Санкт-Петербургского международного кинофорума.
Алексей Герман – народный артист России, заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат государственных премий, премий «Золотой Овен», «Триумф», «Колея» имени В. Высоцкого, премий имени Сергея Довлатова, Жоржа Садуля, Царскосельской художественной премии.
Награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» IV степени, Почета и другими знаками отличия за вклад в развитие кинематографа.
Его фильмы во всем мире отмечены престижными наградами и призами различных МКФ. Алексей Герман был яркой и разносторонней личностью, остро реагировал на все происходящее в стране, болел за судьбу Ленфильма, вдохновлял коллег и друзей. Он хорошо знал новинки современного кино, в то же время обладал уникальной, близкой к документальной, манерой черно-белой съемки художественных фильмов. За полувековой период творчества режиссер создал 7 фильмов – о его скрупулезности ходили легенды… Он чрезвычайно внимательно относился к малейшим деталям, на то, чтобы выстроить один кадр, иногда уходили недели. Он не разменивался на суету, предельная требовательность, доскональность – вот отличительные черты всех его работ. Сам Герман говорил, что он больше всего на свете боялся снять плохое кино…
К съемкам своей последней картины по роману братьев Стругацких «Трудно быть богом» Алексей Герман приступил в 2000 году. Из-за проблем с финансированием работа над фильмом шла с перерывами, причем сам режиссер снимал его, уже будучи сильно больным, но все же продолжая работать. По словам его сына Алексея Германа-младшего (тоже известного режиссера), эту картину он считал главной работой жизни. И ее он успел закончить – лента «Трудно быть богом» фактически завершена, однако на экраны вышла уже после смерти режиссера…
21 февраля 2013 года Алексей Юрьевич Герман скончался в Санкт-Петербурге после тяжелой болезни на 75-м году жизни.
Осенью 2013 года Алексей Герман был посмертно удостоен премии Римского кинофестиваля «Золотая Капитолийская волчица» за вклад в киноискусство. Церемония вручения состоялась в Риме 13 ноября в рамках мировой премьеры финальной ленты Германа «Трудно быть богом», награду приняли вдова режиссёра Светлана Кармалита и его сын Алексей Герман-младший. Организаторы смотра отметили, что впервые в истории европейских фестивалей было принято решение присудить подобную награду ушедшему из жизни кинематографисту.
Организаторы более известного Каннского кинофестиваля просили у семьи Германов разрешение на включение «Трудно быть богом» в основной конкурс, но получили отказ.