Москвичам рассказали о погоде в июле: в середине месяца «посвежеет»

Сильная жара в московском регионе не будет долгой, 13 июля "посвежеет" до +28 градусов, потом температура вернется в климатическую норму, сообщил ведущий специалист центра погоды "Фобос" Евгений Тишковец"

XIX Съезд КПРФ принял резолюцию о признании доклада Хрущева о Сталине ошибочным

Принятая резолюция связана с восстановлением полноты исторической справедливости в отношении Иосифа Сталина

ИСККРА представляет календарь праздничных и памятных дат на июль 2025 года

12 – День апостолов Петра и Павла – православный праздник. Накануне заканчивается Петров пост

РФС утвердил состав участников нового сезона Российской премьер-лиги

В РПЛ в новом сезоне выступят «Краснодар», «Зенит», ЦСКА, «Спартак», «Динамо» Москва, «Локомотив», «Рубин», «Ростов», «Акрон», «Крылья Советов», «Динамо» Махачкала, «Ахмат», «Балтика», «Торпедо», «Сочи», «Нижний Новгород»

Солнечная активность переживает спад. Следующий пик наступит только в 2034 году

В тоже время риски крупных вспышек на Солнце и магнитных бурь на Земле сохранятся еще два-три года

Температура в 2025-2029 годах останется на высоком уровне

"Глобальные климатические прогнозы показывают, что в ближайшие пять лет температура, как ожидается, останется на рекордном уровне или приблизится к нему, что увеличит климатические риски и воздействие на общество, экономику и устойчивое развитие", – сказано в документе

Газопровод "Волхов – Мурманск" введут в эксплуатацию до 2030 года

Президент России Владимир Путин поручил подготовить предложения по актуализации положений указов об основах государственной политики в Арктике и стратегии развития Арктической зоны. Перечень поручений по итогам рабочей поездки президента РФ в Мурманск 27 марта 2025 года опубликован на сайте Кремля

Алла Демидова – актриса, которая играет и живет сама по себе. К 85-летию со дня рождения

В историю отечественного искусства Алла Демидова, по мнению критиков, вошла как одна из самых значительных и стильных современных русских актрис широкого стилистического диапазона. Многие из них отмечают независимость и смелость творческих решений актрисы, ее умение по-новому высветить классические образы, создаваемые на сцене и в кино.

Алла Сергеевна Демидова родилась 29 сентября 1936 года в Москве. Ее отец, Демидов Сергей Алексеевич, принадлежал к династии золотопромышленников. В 1932 году попал под репрессии, но потом по амнистии его выпустили. В первые дни Великой Отечественной войны он добровольцем отправился на фронт, дошел до Варшавы, при освобождении которой погиб в 1944 году. Мать, Демидова Александра Дмитриевна (девичья фамилия Харченко), работала на экономическом факультете в МГУ научным сотрудником.

Девочке не было и пяти лет, когда началась война. Ее отправили к бабушке на окраину Владимира. Бабушка была верующей, принадлежала старообрядческой общине. Алла запомнила из этого жизненного периода чай, заваренный из свекольных очисток, иконы, молитвы и разных странников, которых, несмотря на нищету, всегда привечали в доме. После войны мама забрала дочку в Москву, но она постоянно работала, потом второй раз вышла замуж, и девочке приходилось быть в школе на пятидневке, а все лето проводить в пионерских лагерях. 

Уже с самого раннего детства Алла хотела стать актрисой, активно участвовала в самодеятельности и играла в школьных спектаклях.

После окончания школы в 1954 году Демидова, не сумев поступить в Театральное училище имени Б.В. Щукина из-за плохой дикции, продолжила свое образование сначала на экономическом факультете МГУ, а потом и в аспирантуре. Но и здесь она не забыла свою мечту – и, учась еще на третьем курсе, стала актрисой Студенческого театра МГУ. В 1958 году руководителем этого театра стал Ролан Быков, и именно в его имевшем успех спектакле «Такая любовь» и сыграла Алла свою первую заметную роль.

Затем были и другие роли, а вторая попытка начинающей актрисы поступить в Щукинское училище в 1959 году оказалась успешной. Уже на первом курсе училища Демидова участвовала в спектакле Вахтанговского театра «Гибель богов», а на сцене Щукинки играла в спектаклях: «Далекое», «Скандальное происшествие мистера Кеттла и миссис Мун» и «Фризетт».

Ее дипломной работой стала роль в спектакле Ю.Любимова «Добрый человек из Сезуана». Уже тогда зрители и коллеги отметили необыкновенную пластику актрисы. Считается, что именно эта постановка положила начало новой эре в истории отечественного театрального искусства – «эре Таганки». А Демидова, с отличием окончив училище, с 1964 года стала актрисой этого нового театра. Руководителем нового Московского театра драмы и комедии на Таганке стал Юрий Любимов, и среди тех, кого он считал костяком своей труппы была и Алла Демидова, однако долгое время она не получала здесь больших ролей, а участвовала в основном в массовке или в эпизодах. Лишь с конца 1960-х годов она выходит «на первый план» и вскоре становится одной из самых заметных актрис. Среди ее работ – роли в спектаклях: «Тартюф», «Час пик», «Гамлет», «Деревянные кони», «Вишневый сад», «Преступление и наказание», «Три сестры», «Борис Годунов» и других. Причем, ведущие роли она играла не только в любимовских постановках, но и в спектаклях других режиссеров.

Несмотря на такую востребованность и зрительский успех, Демидова, ощущая неудовлетворенность своей актерской судьбой, начинает экспериментировать. Со своим другом и сценическим партнером Владимиром Высоцким она репетирует «Крик» Т.Уильямса, одновременно Высоцкий задумывает сценическую композицию по «Федре» Ж.Расина. Но этим проектам не суждено было реализоваться – в июле 1980 года Высоцкий умер.

В театральной карьере Демидовой яркие перемены произошли в конце 1980-х годов, когда для Театра на Таганке наступили сложные времена. Актриса начала свое сотрудничество с Р.Виктюком, в чьей постановке «Федра» по пьесе Цветаевой она успешно гастролировала по Европе и Америке в конце 1980-х – начале 1990-х годов. Работала она и с другими режиссерами, а после возвращения Любимова на «Таганку», играла и в его постановках.

В 1993 году Демидова создала собственный «Театр А», на сцене которого поставила «Федру», а также сыграла в спектаклях «Квартет», «Медея» и «Гамлет-урок», которые прошли с аншлагами.

В кино дебют актрисы состоялся в 1957 году в фильме Захара Аграненко "Ленинградская симфония". Первой заметной работой в кино стала роль Ольги Берггольц в фильме Игоря Таланкина "Дневные звезды" (1966). В 1968 году Алла Демидова по итогам опроса журнала "Советский экран" была названа самой перспективной актрисой, в 1970-1980-х годах она стала одной из самых популярных киноактрис. Среди ее киноработ – Ангелика Бюхер в сериале "Щит и меч" (1968) Владимира Басова, Аркадина в "Чайке" (1970) и Герцогиня Мальборо в "Стакане воды" (1979) Юлия Карасика, Елизавета Павловна в "Зеркале" (1974) Андрея Тарковского, Лора Лайонс в киноленте "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Собака Баскервилей" (1981) Игоря Масленникова, Елена Протасова в драме "Дети солнца" (1985) Леонида Пчелкина.

В 1990-х годах Алла Демидова сыграла Лебядкину в кинофильме "Бесы" (1992), императрицу Елизавету Алексеевну в "Незримом путешественнике" (1998) Игоря и Дмитрия Таланкиных, мисс Минчин в "Маленькой принцессе" (1997) Владимира Грамматикова.

В 2000-х годах исполнила роли в картинах "Письма к Эльзе" (2002) и "Русские деньги" (2006) Игоря Масленникова, "Смерть Таирова" (2004) Бориса Бланка, "Настройщик" (2004) и "Вечное возвращение" (2012) Киры Муратовой.

В 2017 году она сыграла роль в драме Рустама Хамдамова "Мешок без дна".

Демидова – автор книг: "Вторая реальность" (1980), "А скажите, Иннокентий Михайлович…" (1988), "Владимир Высоцкий" (1989), "Тени зазеркалья" (1993), "Бегущая строка памяти" (2000), "Ахматовские зеркала" (2004, 2009), "Заполняя паузу" (2007), "В глубине зеркал" (2008), "Письма к Тому" (2010), "Зеркальный лабиринт" (2013), "Ностальгия – это память" (2016), "Итальянские путешествия. Путешествие на озеро Гарда" (2017). В декабре 2018 года за свою новую книгу "Всему на этом свете бывает конец…"она получила премию "Театральный роман".

Творчество Аллы Демидовой было отмечено различными званиями и наградами. В 1984 году она была удостоена звания «Народная артистка РСФСР». Лауреат Государственной премии СССР (1977), а также Премии президента РФ в области литературы и искусства (2000).

Актриса награждена российскими орденами Дружбы (1997), "За заслуги перед Отечеством" IV (2007) и III (2011) степеней.

Она является обладателем Премии имени К.С. Станиславского (1993), Премии "Ника" (за 2004 год), "Золотой Орел" (за 2005 год). В 2013 году актриса была удостоена премии "Хрустальная Турандот", в 2015 году – получила Российскую национальную актерскую премию "Фигаро" имени Андрея Миронова в номинации "За служение театральному Отечеству".

В 2016 году Демидова была удостоена почетного приза "Госпожа Удача" имени Павла Луспекаева кинофестиваля "Киношок" и премии "Звезда театрала" в номинации "Легенда сцены", в 2018 году – Международной премии Станиславского, премии "Золотая маска", а также Платоновской премии в области литературы и искусства.

В последнее время параллельно с работой в театре и кино Алла Демидова ведет концертную деятельность, выступает с авторскими программами, демонстрируя ярко индивидуальную манеру чтения стихов и прозы, проводит мастер-классы, является членом независимого жюри премии «Триумф» в области литературы и искусства.

Алла Демидова была замужем за киносценаристом Владимиром Валуцким (1936-2015), известным по фильмам и сериалам "Приключение Шерлока Холмса и доктора Ватсона" (1980), "Мэри Поппинс, до свидания" (1983), "Зимняя вишня" (1985), "Благословите женщину" (2003), "Есенин" (2005), "Не хлебом единым" (2005), "Адмиралъ" (2008), "Шпион" (2012) и других. Детей в браке не было.

 

 

 


Назад