ИСККРА представляет календарь праздничных и памятных дат на июль 2025 года

3 – День памяти князя Святослава – первого славянского русского князя

Когда в центре европейской России потеплеет

3 и 4 июля в Московском регионе прогнозируется от 22 до 25 градусов днем и от 10 до 15 – ночью. На выходных воздушные массы начнут поступать с северо-запада, температура понизится до 18-23 градусов

РФС утвердил состав участников нового сезона Российской премьер-лиги

В РПЛ в новом сезоне выступят «Краснодар», «Зенит», ЦСКА, «Спартак», «Динамо» Москва, «Локомотив», «Рубин», «Ростов», «Акрон», «Крылья Советов», «Динамо» Махачкала, «Ахмат», «Балтика», «Торпедо», «Сочи», «Нижний Новгород»

Солнечная активность переживает спад. Следующий пик наступит только в 2034 году

В тоже время риски крупных вспышек на Солнце и магнитных бурь на Земле сохранятся еще два-три года

Температура в 2025-2029 годах останется на высоком уровне

"Глобальные климатические прогнозы показывают, что в ближайшие пять лет температура, как ожидается, останется на рекордном уровне или приблизится к нему, что увеличит климатические риски и воздействие на общество, экономику и устойчивое развитие", – сказано в документе

Газопровод "Волхов – Мурманск" введут в эксплуатацию до 2030 года

Президент России Владимир Путин поручил подготовить предложения по актуализации положений указов об основах государственной политики в Арктике и стратегии развития Арктической зоны. Перечень поручений по итогам рабочей поездки президента РФ в Мурманск 27 марта 2025 года опубликован на сайте Кремля

Волго-Донской канал пытались построить и турецкий султан, и Петр I, а построили большевики

Волго-Донской судоходный канал имени В.И. Ленина соединяет Волгу и Дон в месте их максимального сближения. Длина водного пути канала составляет 101 километр, из них 45 километров проходят по рекам и водохранилищам.

Первая документально подтвержденная попытка соединения Волги с Доном относится ко второй половине XVI века. В 1569 году турецкий султан Селим II, известный походом на Астрахань, отдал распоряжение 22 тысячам своих солдат построить канал, соединяющий Волгу с Доном, но через месяц турецкие войска отступили. Затем попытка соединения Волги с Доном предпринималась в годы правления Петра I. К концу 1701 года канал был частично построен, но из-за начавшейся Северной войны со Швецией все работы были свернуты. До 1917 года в России было разработано более 30 проектов соединения Волги с Доном, однако ни один из них не был реализован.

14 мая 1918 года постановлением Совета народных комиссаров Волго-Донской водный канал был отнесен к числу важнейших народно-хозяйственных задач. Проект канала разрабатывался специально созданным управлением работ по постройке Волго-Донского канала. В 1926 году было образовано управление строительства Волго-Донского водного пути, завершившее разработку проекта, который был утвержден Экономическим советом при Совнаркома СССР в 1927 году. Строительство было отложено из-за нехватки средств и рабочей силы.

В середине 1930-х годов сооружение канала было поручено народному комиссариату внутренних дел (НКВД) СССР, имевшему опыт строительства Беломоро-Балтийского канала и канала имени Москвы. Проектное бюро гидротехнического отдела Главного управления лагерей и мест заключения (ГУЛАГ) под руководством Сергея Жука разработало новый проект, утвержденный Иосифом Сталиным в начале 1941 года, но работы были остановлены в связи с началом Великой Отечественной войны (1941-1945).

В 1946-1948 годах проект канала был доработан в Гидропроекте МВД СССР. Для строительства канала образовали главное управление "Главгидроволгодонстрой" МВД. Волго-Донской канал был построен в 1948-1952 годах с использованием труда заключенных Калачевского и Цимлянского лагерей НКВД, а также вольнонаемного персонала. Максимальная численность заключенных на строительстве составила 118,2 тысячи человек.

Для строительства Волго-Донского судоходного канала заказы выполняли 2 тысячи предприятий. За время проведения строительных работ было перемещено 174 миллиона кубометров земли, уложено 3 миллиона кубометров бетона и железобетона. На стройке работали 8 тысяч машин отечественного производства: многоковшовые шагающие экскаваторы, землеройные снаряды, мощные скреперы, бульдозеры, самосвалы. Специально для строителей канала «Уралмаш» изготовил уникальный шагающий экскаватор ЭШ-14/65.

31 мая 1952 года в 13 часов 55 минут воды Волги и Дона слились между первым и вторым шлюзами. С 1 июня по каналу началось движение судов. 7 июня через шлюзы Волго-Донского канала прошел с проверкой пассажирский теплоход "Сергей Киров". 10 июля постановлением Совета министров СССР Волго-Донскому судоходному каналу было присвоено имя Владимира Ленина.

27 июля 1952 года, 70 лет назад, состоялось торжественное открытие канала (на фото). Первым теплоходом, вошедшим в ворота шлюза номер один, стал теплоход "Иосиф Сталин", открывший навигацию на канале.

Волго-Донской судоходный канал берет свое начало на Волге в Красноармейском районе города Волгоград и заканчивается на Дону у города Калач-на-Дону. По характеру и рельефу местности канал разделен на три участка: Волжский склон протяженностью 25 километров, водораздел – 21 километр и Донской склон – 55 километров. На Волжском склоне 88-метровый подъем до водораздела преодолевается девятью шлюзами. Далее канал входит в Варваровское водохранилище (водораздельный бьеф). От него по Береславскому и Карповскому водохранилищам четырьмя шлюзами идет 44-метровый спуск к Дону. Ширина судоходных каналов по дну составляет 38 метров, при навигационном уровне – по зеркалу воды – 80 метров. Гарантированная глубина на канале – 3,65 метра.

Волго-Донской канал полностью накачной. Питание канала водой осуществляется из Цимлянского водохранилища с помощью трех каскадно расположенных насосных станций. Вода подается в водораздельный бьеф, откуда самотеком поступает на Волжский и Донской склоны на нужды судоходства и орошения.

На канале построено 96 гидротехнических сооружений, в том числе 13 судоходных шлюзов, 18 судоходных каналов, три насосные станции, 23 земляные плотины и дамбы, два аварийно-ремонтных заграждения.

Волго-Донской канал совместно с Цимлянским гидроузлом являются единым архитектурным ансамблем, тематика которого посвящена сражению за Царицын (ныне Волгоград) в годы Гражданской войны и Сталинградской битве в годы Великой Отечественной войны.

Идея величия исторических побед советского народа отражена в триумфальных арках, воздвигнутых на входных шлюзах канала, в скульптурно-декоративных элементах зданий шлюзов, а также в монументах и барельефах, посвященных героям Гражданской и Великой Отечественной войн. Так, рядом со шлюзом № 10 установлены памятники героям Гражданской войны Александру Пархоменко, Федору Сергееву (Артему) и Николаю Рудневу.

С этих мест в 1918 году началось наступление войск Царицынского фронта Красной армии на юг. У выхода из шлюза № 13 возведен 16-метровый монумент "Соединение фронтов" скульптора Евгения Вучетича. Здесь 23 ноября 1942 года соединились войска Сталинградского и Юго-Западного фронтов, завершив окружение немецко-фашистских войск под Сталинградом.

Волго-Донской канал соединил пять морей (Балтийское, Белое, Азовское, Черное, Каспийское) и связал между собой речные пути Волжского, Северо-Западного, Донского и Днепровского бассейнов. Он прошел по засушливым степям и принес воду полям Волгоградской и Ростовской областей.

Проектная пропускная способность канала составляет 16,5 миллиона тонн грузов в год. Средняя продолжительность навигации на канале в последние годы составляет 211 суток. По каналу ежегодно проходят более 5 тысяч судов грузоподъемностью до 6 тысяч тонн и перевозится более 12 миллионов тонн грузов. На весь путь по каналу в зависимости от типа судна затрачивается от 23 до 32 часов.

В связи с необходимостью наращивания грузопотока с востока на запад по Волго-Донской водной артерии президент РФ Владимир Путин в 2007 году предложил разработать проект второй линии Волго-Донского канала. В 2009 году были начаты работы по разработке и реализации комплексного проекта реконструкции Волго-Донского судоходного канала.

 

 

 


Назад