25 июля 2015 09:12
Торговля в Мурманской области: цифры и тенденции
В формировании валового регионального продукта по итогам 2010-2013 годов торговле (включая ремонт авто и бытовых изделий) принадлежала десятая часть.
После снижения оборота розничной торговли в Мурманской области в период экономического кризиса (в 2009 году по сравнению с 2008 годом на 3%), его динамика, начиная с 2010 года, характеризовалась устойчивым ростом. Прирост товарооборота за пять лет (2010-2014) составил около 18%.
В среднем один житель области приобрёл в 2014 году товаров на 197 тысяч рублей, или более чем на 16 тысяч рублей в месяц. При этом, в силу географического расположения региона суммы покупок населением пищевых продуктов (включая напитки) и табачных изделий превысили на 19 тысяч рублей суммы покупок непродовольственных товаров, и составили в 2014 году соответственно 108 и 89 тысяч рублей на одного жителя. По России же в целом, наоборот, больше приобретались непродовольственные товары, суммы покупок которых в 2014 году составили 96 тысяч рублей (на пищевые продукты и табачные изделия один россиянин потратил в среднем 84 тысячи рублей).
В текущем году положительная тенденция была прервана, отмечено значительное снижение оборота розничной торговли, однако постепенно отставание к уровню прошлого года сокращается.
В регионе опережающими темпами развивается сетевая торговля и современные форматы торговли. Подтверждением этого является тот факт, что на долю торговых сетей в I квартале 2015 года пришлось около 37% общего объёма оборота розничной торговли; при этом в торговле пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями удельный вес торговых сетей составил почти 45%. Для сравнения: в целом по России эти показатели сложились в меньшем объёме, и в январе-марте 2015 года составили соответственно 24% и 30% от оборота розничной торговли.
Для жителей области в конце 2014 года работали 4156 магазинов, в числе которых были 5 гипермаркетов, 91 супермаркет. За год число супермаркетов увеличилось почти на 40%. В конце апреля этого года свои двери для мурманчан и гостей города распахнул торгово-развлекательный комплекс «Мурманск Молл», размер сдаваемой площади в котором составляет 45 тысяч квадратных метров, а пропускная способность – 25 тысяч человек в день.
Укрепляется сложившаяся в последние годы тенденция ориентирования населения на покупку товаров в магазинах, что подтверждается плавным снижением доли продаж товаров на розничных рынках и ярмарках с 10% в 2010 году до 3,5% в 2014 году. В январе-июне текущего года уже только около 3% из общего объёма проданных товаров было реализовано на розничных рынках и ярмарках. По данным государственной власти и органов местного самоуправления, в 2014 году было проведено 272 ярмарки, в I квартале 2015 года – 73 ярмарки. В общем числе ярмарок, организованных в январе-марте 2015 года, две трети пришлось на долю специализированных по продаже в основном непродовольственных товаров. Основными хозяйствующими субъектами на них были индивидуальные предприниматели, которым было выделено более 80% всех торговых мест.
Несмотря на развитие современных форматов торговли, прочное место в розничной торговле по-прежнему занимает малый бизнес. Его доля в общем объёме товарооборота в последние годы хоть и несколько снизилась (с 55% в 2010 году до 45% в 2014 году), однако остаётся значительной.
Не менее результативной в целом за пять последних лет (2010-2014 годы) была деятельность оптовой торговли, оборот которой возрос за это время более чем на четверть. Однако его снижение началось в конце прошлого года, а в текущем году продолжилось.
Развивающаяся в регионе сфера торговли – это не только возможность приобретать и продавать товары, наполнять бюджет области налогами и сборами, это ещё и рабочие места. По предварительным данным, в 2014 году почти каждый шестой занятый в экономике области трудился в этом секторе (72 тысячи человек).
На 1 января 2015 года в торговле региона действовало около 7 тысяч хозяйствующих субъектов (юридических лиц) и более 8 с половиной тысяч индивидуальных предпринимателей. В числе юридических лиц чуть более 60% осуществляли оптовую торговлю, около 30% – розничную, почти каждый десятый торговал автотранспортными средствами и мотоциклами, осуществлял их техническое обслуживание и ремонт. В оптовой торговле наибольшее число хозяйствующих субъектов было занято продажей пищевых продуктов и табачных изделий, в розничной – неспециализированной торговлей. Индивидуальные предприниматели в большей степени предпочли розничную торговлю.
На развитие организаций торговли (без малого бизнеса), включая ремонт автотранспортных средств и бытовых изделий, за последние пять лет было направлено почти 5 миллиардов рублей инвестиций. В эти годы были введены в эксплуатацию торговые предприятия, общая площадь которых составила почти 63 тысячи квадратных метров, и товарные склады площадью около 9 тысяч квадратных метров.
По материалу Мурманскстата.