4 марта 2022 09:26
Автомобили в России становятся золотыми. Что ждет авторынок
Российский авторынок в преддверии коллапса. Обвал рубля и прекращение поставок вынудили дилеров экстренно переписать ценники. Теперь даже за некогда бюджетные модели просят почти по два миллиона рублей. В салонах разводят руками: это еще не предел. А дилеры ждут пустых залов – не будет ни машин, ни покупателей. Как могут развиваться события дальше?
Хуже, чем вчера
В прошлом году автомобили подорожали на треть. По рынку ударили инфляция, рост цен на энергоносители, изменение условий программы льготного автокредитования. Однако главной проблемой стал дефицит микросхем и прочих комплектующих – во всем мире.
Теперь наступил логистический коллапс. Из-за ситуации на Украине и санкций Volkswagen, Audi, General Motors, Citroen, Mercedes-Benz, Skoda, Jaguar, Land Rover, Porsche, Peugeot, BMW прекратили поставки. В Volvo заявили об остановке производства и продаж автомобилей в России.
Цены в салонах взлетели еще на 30-50%. Сами дилеры пока в замешательстве, многие даже убрали прайс-листы: все равно их переписывать.
Это касается и популярных моделей традиционно бюджетного сегмента. Так, еще в декабре – январе Kia Rio в базовой комплектации стоила менее миллиона. Сейчас – на 700 тысяч больше.
"Был ажиотажный спрос в конце февраля, люди расхватывали машины. Те, что стоят в салоне, – все забронированы. Новых поставок не ждут. Купить по старой цене можно, только если кто-то откажется от заказа", – рассказали в московском автосалоне "Автогермеc KIA".
В "Марс-Моторс" (официальный дилер Hyundai) предлагают самый бюджетный и востребованный автомобиль Huyndai Solaris (автомат в базе) за 1,7 миллиона. Брать надо "прямо сейчас за наличку", поскольку "неизвестно, что будет завтра".
"Последняя Huyndai Сreta ушла за 2,1 миллиона", – уточнил менеджер. Осенью эта модель стоила 1,2-1,3 миллиона, к концу года с учетом дилерских "допов" – полтора.
Схожая ситуация и в "Аарон-Авто" (официальный дилер Peugeot и Citroen). Рекомендованная розничная цена Peugeot 2008 с механической коробкой в базовой комплектации 2,2 миллиона, на деле выходит больше трех.
Что «АвтоВАЗ»?
"АвтоВАЗ" может рассчитывать на рост спроса. Однако без импортных комплектующих завод способен выпускать только классическую Lada Niva. И в данный момент конвейер остановлен.
Московский завод Renault тоже встал – пока до 9 марта. Нет вариантов с замещением электронных деталей. За 30 лет отечественная промышленность не научилась производить работоспособные полупроводники и чипы.
С 1 марта цены на все модели Lada повысили в среднем на 147 тысяч рублей (+15,4%).
Таких скачков не было десятилетия. Как предрекают на рынке, в ближайшее время отечественные автомобили подорожают еще как минимум на треть.
Малорадостные перспективы
Дилеры опасаются, что очень скоро предложить покупателям будет нечего.
"Поэтому цели распродать все у нас нет. Надо, наоборот, растянуть, чтобы люди хотя бы могли прийти, посмотреть и выбрать комплектацию, – объясняют в автосалонах. –
То, что есть на складах или проходит таможню, – это максимум на месяц-полтора».
Есть преимущество у китайских и корейских автопроизводителей: граница с КНР открыта. Однако отказ крупнейших операторов контейнерных перевозок от доставок грузов в Россию может повлиять и на них.
Впрочем, спрос тоже упадет: c повышением ключевой ставки ЦБ автокредиты, участвовавшие в половине покупок, стали малодоступными. Эксперты вообще предрекают рынку автокредитования временный крах – заемный капитал слишком дорог.
Серьезных перебоев ждут с запчастями, по некоторым маркам они подорожали на 15%. Не исключено, что на помощь придет все тот же Китай. Но владельцев премиальных марок это вряд ли устроит.
"Некоторые европейские производители закрыли отгрузки на срок от 7 до 10 дней – это пока. Они не знают, по какой цене отгружать: курс рубля абсолютно непредсказуем. Очевидно, через две-три недели мы столкнемся с нехваткой комплектующих", – сетуют в автосервисах.
Выжидание
Об уходе с рынка пока никто не говорит. Речь о приостановке поставок и заводов. Как утверждают инсайдеры, в представительствах премиальных и массовых брендов решение еще не приняли. Даже китайские Geely и Сhery взяли паузу.
В перспективе рынок вполне способен переориентироваться на отечественные, корейские и китайские авто. В Россию могут зайти и автоконцерны из Индии, например Mahindra. Китайцы наверняка нарастят долю, им это проще всего.
"Многие китайские марки официально подтвердили, что остаются на российском рынке и работают в штатном режиме. Кроме того, на фоне взлета продаж в 2021-м потянутся и другие автопроизводители из КНР – Foton, BYD, Saik", – прогнозирует Сергей Власов, эксперт "Банкавто".
"Если автомобильные заводы, построенные в последнее время в России, европейцы оставят, китайцы их с удовольствием займут", – уверен Алексей Макаров, директор по развитию одного из автодилеров.
Компании, испытывающие сейчас проблемы с комплектующими, все равно заинтересованы в том, чтобы удержаться на российском рынке, поскольку он очень емкий. С урегулированием геополитического конфликта рубль стабилизируется, и брендам станет ясно, что будет с локальным производством. Игроки рассчитывают на скорое восстановление поставок, хотя и в меньшем объеме. Если вам нужен новый автомобиль, эксперты рекомендуют не делать резких движений и занять выжидательную позицию.