22 ноября 2015 12:03
Американцы ставят на подводников: сменился главнокомандующий ВМС США
В главной кузнице офицерских кадров американского флота – в Военно-морской академии в Аннаполисе – состоялась церемония смены главнокомандующего ВМС США. Место начальника военно-морских операций – ушедшего в отставку по достижению 62-летнего возраста адмирала Джонатана Гринерта (на фото слева) – занял адмирал Джон Ричардсон, прежде возглавлявший Дирекцию военно-морских программ ядерных энергетических установок (Naval Nuclear Propulsion Program).
Место для церемонии смены караула было выбрано не случайно. И Гринерт, и Ричардсон – выпускники академии в Аннаполисе. Первый закончил alma mater в 1975 году, а второй – в 1982-м. Впрочем, не только это объединяет двух адмиралов на высшем посту ВМС США. Гринерт и Ричардсон – профессиональные подводники. И специализация у них в академии была одна и та же – «управление ядерными силовыми установками».
В качестве командира электромеханической боевой части Джонатан Гринерт начал службу на атомной подводной лодке Flying Fish (SSN-673) типа Sturgeon, затем продолжил ее на однотипной АПЛ Tautog (SSN-639), которая «прославилась» своим столкновением на подходе к Авачинской бухте 23 июня 1970 года с советским атомоходом К-108 проекта 675. Тот инцидент стал роковым для тогдашнего командира Tautog Бьюла Балдерстона, делавшего стремительную карьеру в подводном флоте. Он был уверен, что потопил советскую субмарину (чего, к счастью, не случилось), и это обстоятельство моральным грузом давило на него. Он оставил службу и сделался баптистским проповедником.
Иначе сложилось у Джонатана Гринерта. Фортуна улыбалась ему, а он в ответ этой прекрасной даме. У американцев вообще принято демонстрировать неизменно хорошее настроение и оптимизм. Однако Гринерта в этом плане можно считать эталоном. Улыбка от уха до уха редко сходила с его лица. Стартовав на крыльях «Летучей рыбы» (так переводится название АПЛ Flying Fish), «человек, который смеется» быстро поднимался по служебной лестнице. Это не значит, что Гринерт просто оказался любимчиком и баловнем судьбы. Он, безусловно, был грамотным и инициативным офицером, пользующимся уважением сослуживцев.
Когда его перевели на должность инженер-офицера сверхсекретной глубоководной малотоннажной АПЛ NR-1, это означало, что командование оказывает молодому подводнику особое доверие. Из тесных отсеков NR-1 Гринерт перебрался на одну из самых больших американских субмарин – ПЛАРБ Michigan (SSBN-727) типа Ohio, на которой стал старшим помощником командира. Изучив на практике штурманское дело и искусство управления подводным ракетоносцем, Гринерт с 1991 года уже командовал многоцелевой АПЛ Honolulu (SSN-718) типа Los Angeles, сделав ее экипаж одним из лучших на флоте.
С этого момента карьера Гринерта приобрела реактивное ускорение. Сначала его назначили командовать 11-й эскадрой подводных лодок, потом командующим подводными силами Тихого океана. Естественно, чередовались и соответствующие звания: младший контр-адмирал, контр-адмирал, а в звании вице-адмирала в 2004 году он уже возглавил 7-й оперативный флот. После присвоения полного адмиральского звания лихой подводник 23 сентября 2011 года занял пост начальника военно-морских операций.
Казалось, он по-прежнему полон оптимизма. На то вроде бы были все основания. За время его пребывания на высшей ступени военно-морской власти в США в американском флоте не случилось ничего особенно драматического. Однако улыбка все чаще стала сходить с лица адмирала. Быстро меняющийся мир ускользал от плотной опеки Соединенных Штатов. А флот как один из главнейших инструментов внешней политики Вашингтона из-за огромного бюджетного дефицита и других экономических проблем все меньше получал ассигнований. Вот почему как раз во время пребывания Гринерта на посту начальника военно-морских операций произошел заметный обвал количественного состава ВМС США.
Тем временем ранее только обозначенные угрозы приобрели вполне реальные очертания. ВМС Народно-освободительной армии Китая быстро превращаются из прибрежных сил в океанские и фактически бросили перчатку господству ВМС США в Мировом океане. Надо отдать должное, Джонатан Гринерт не относится к многочисленному отряду влиятельных американцев, которые призывают к жесткому противостоянию Пекину и ВМС НОАК. Напротив, он всегда выступал за развитие партнерства и сотрудничества между флотами двух стран. Именно по инициативе Гринерта китайцы в 2014 году были впервые приглашены к участию в крупнейших проводимых под эгидой Соединенных Штатов учениям на Тихом океане RIMPAC. Между Гринертом и главкомом ВМС НОАК адмиралом Ву Шенгли сложились, если не дружеские, то вполне доброжелательные отношения. Что, впрочем, никоим образом не отразилось на остроте соперничества двух флотов.
Достаточно сослаться на недавние события сентября этого года, чтобы убедиться в этом. В канун официального визита председателя КНР Си Цзиньпина в Вашингтон произошел целый ряд американо-китайских инцидентов на море и над морем. Они не носили сколько-нибудь острого характера, но, тем не менее, весьма показательны, поскольку продемонстрировали «болевые точки» американо-китайских отношений. Все началось с того, что пять кораблей ВМС НОАК, пользуясь правом мирного прохода, пересекли в Беринговом море территориальные воды Соединенных Штатов неподалеку от Алеутских островов. И хотя никакого криминала с точки зрения международного права в данном случае не усматривалось, американцы были шокированы. Ответ не заставил себя долго ждать. Американский военный корабль, по утверждению МИД КНР, «намеренно нарушил территориальные воды» страны в районе спорных островов Спратли в Южно-Китайском море. Пекин выразил официальный протест. Но последнее слово осталось все-таки за Поднебесной. 15 сентября американский самолет-разведчик RC-135, барражировавший над морем неподалеку от Тайваня, был взят «в клещи» двумя истребителями JH-7 ВВС НОАК. Все обошлось благополучно, и противостоящие стороны разошлись, то есть разлетелись мирно, но американцы изрядно понервничали, так как несколько лет назад китайские истребители принудили американский самолет-разведчик к посадке на территории КНР. Машину потом вернули, но ее выпотрошили всю.
Другими словами, американо-китайские отношения на практике складывались отнюдь не так, как хотелось бы адмиралу Гринерту. Под давлением обстоятельств он был вынужден внести серьезные коррективы и в военно-морскую стратегию США. Новая ее версия прибрела более жесткий и агрессивный характер. Однако для ее реализации у Соединенных Штатов сил и средств явно не хватает. Судя по всему, Джонатан Гринерт это отчетливо осознает.
В этой связи нельзя не вспомнить о строительстве для ВМС США так называемых литоральных боевых кораблей (ЛБК). Они задумывались как универсальное средство борьбы с надводной, подводной и минной угрозой, а также для быстрой доставки сил специальных операций к месту боевых действий. Поэтому их оснащение предполагалось сменно-модульным. Применение предусматривалось против противника, уступавшего ВМС по мощи. Но в итоге с модулями дело не заладилось. До сих пор ни одна из конфигураций официально не принята на вооружение, а сами ЛБК получились безумно дорогими. И это не говоря о том, что при встрече в бою, скажем, с теми же кораблями ВМС НОАК, они оказались бы совершенно бесполезными и были бы потоплены. Программу строительства ЛБК сократили с 55 единиц до 32. Но и с оставшимися нужно что-то делать. Переклассификация их во фрегаты мало что меняет.
Подводник Гринерт, похоже, не сразу разобрался в «достоинствах» ЛБК и поначалу всячески поддерживал эту программу. Он даже откровенно рекламировал литоральные боевые корабли главкому ВМФ РФ адмиралу Виктору Чиркову при встрече в Пентагоне в июле 2013 года (не отсюда ли увлеченность российского главкома корветами проекта 20386 с модульным составом вооружения?). Однако в итоге разочаровался в них. Джонатан Гринерт в интервью перед отставкой назвал эти корабли «коллективными гробами», которым бы он никогда не отдал приказ на участие в операциях во вражеских прибрежных водах.
Программа строительства супер-эсминцев типа Zumwalt была ограничена тремя единицами еще до прихода Гринерта в Пентагон. Но все равно эти чудовищно дорогие монстры (4-5 миллиардов долларов за единицу без учета затрат на НИОКР и НИР) «съедают» значительную часть бюджета ВМС, и так же, как и ЛБК, не позволяют строить нужные флоту корабли в нужном количестве.
И только столь близкие Гринерту подводные лодки не разочаровали американского главкома. Многоцелевые АПЛ типа Virginia поступают в состав флота ритмично – по две единицы в год. Их модульная конструкция позволяет наращивать боевой потенциал субмарин с каждой новой модификацией. Подводные атомоходы все больше приобретают универсальный характер. Они не только способны топить корабли и суда противника, ставить мины и вести разведку, но и наносить массированные удары по береговым целям, осуществлять диверсионные миссии, а также решать другие задачи.
Под влиянием этих факторов многоцелевые атомные подводные лодки выдвигаются на первый план в практике американской военно-морской стратегии, все активнее вытесняя авианосцы, на которые в течение многих десятилетий делалась ставка. Очевидно осознание первостепенности подводных сил в укреплении обороноспособности Соединенных Штатов и навело на мысль военно-политическое руководство назначить во второй раз подряд офицера-подводника на должность начальника военно-морских операций.
Тут нельзя не заметить, что в постсоветской России, где подводные лодки декларируются как главная ударная сила ВМФ, ни один подводник не становился главкомом ВМФ. Адмиралы Феликс Громов, Владимир Куроедов, Владимир Масорин, Владимир Высоцкий и Виктор Чирков – все надводники. Может, поэтому они любят порассуждать о будущих суперавианосцах, которые Россия ни сейчас, ни в обозримом будущем не может позволить себе построить, и вообще о неподъемных для отечественного судпрома больших надводных кораблях?
Адмирал Джон Ричардсон получил более обширное образование, чем Джонатан Гринерт. Он окончил не только Военно-морскую академию в Аннаполисе. У него есть также дипломы Массачусетского технологического института, Вудсхоллского океанографического института и Военно-морского колледжа, где готовят высших офицеров американского флота. За его плечами и богатая практика подводного плавания. Он служил на АПЛ Parche (SSN-683), переоборудованной для ведения шпионских миссий, ПЛАРБ George C. Marshall (SSBN-654) типа Benjamin Franklin. Так же, как и Джонатан Гринерт, Ричардсон командовал подводной лодкой Honolulu (SSN-718). У него обширный список командно-штабных должностей. Ему довелось побывать командиром 12-й эскадры АПЛ, заместителем командующего 6-м оперативным флотом, командующим подводными силами в зоне Атлантики.
Пост директора военно-морских программ ядерных энергетических установок считается особенно почетным и чрезвычайно важным в Соединенных Штатах. Когда-то это ведомство возглавлял адмирал Хаймен Риковер, которого считают «крестным отцом» атомного подводного флота США. Дирекция занимается координацией всей деятельности, связанной с корабельными ЯЭУ, но фактически руководит и созданием атомных подводных лодок.
А сейчас Соединенные Штаты как раз приступают к замене 14 ПЛАРБ типа Ohio на 12 АПЛ стратегического назначения нового поколения. Программа Ohio Replacement, или SSBN(X), – беспрецедентная по своей стоимости. Она обойдется в 95,8 миллиарда долларов. Вот почему на должности руководителя ВМС потребовался человек, как нельзя лучше знающий подводное кораблестроение.
Отбор кандидатов на высшие военные посты Вооруженных Сил США – довольно длительный и непростой процесс. Администрации Соединенных Штатов кандидатуру Джона Ричардсона очевидно предложил Джонатан Гринерт. После ее утверждения Белым домом будущего главкома ВМС еще должны были заслушать в Конгрессе. И только после вердикта высшей законодательной власти он мог быть уверенным в том, что назначен на должность.
В Конгрессе к кандидатуре Ричардсона отнеслись в общем-то весьма благожелательно. Но ему пришлось ответить на большое количество довольно трудных вопросов о том, как он относится к той или иной кораблестроительной программе, почему год от года корабельный состав ВМС США сокращается и т.д. И, наконец, Сенат дал зеленый свет Ричардсону.
По иронии судьбы в тот же день ВМС США ввели ограничения на эксплуатацию трех новейших атомных подводных лодок типа Virginia из-за выявленных недостатков в их парогенераторах, то есть, проблема возникла как раз по линии ведомства, которым руководил Джон Ричардсон. АПЛ фактически пришлось вывести из боевого состава флота. Однако этот неприятный эпизод уже не мог повлиять на решение Сената. Машина утверждения нового начальника военно-морских операций была запущена и ее трудно было остановить.
На церемонии смены караула в Аннаполисе выступавшие не скупились на похвалы в адрес уходящего в отставку Джонатана Гринерта, который снова улыбался от уха до уха, явно испытывая радость от свалившегося с него бремени, и давали полагающиеся в таких случаях напутствия Джону Ричардсону. Одним из первых с новой должностью Ричардсона по видеосвязи поздравил командующий ВМС НОАК адмирал Ву Шенгли, пригласивший нового начальника операций ВМС США посетить Китай. Разумеется, приглашение было принято. В свою очередь, американское военно-морское командование пригласило ВМС НОАК принять участие в маневрах RIMPAC-2016. То есть, обмен любезностями состоялся.
Александр Мозговой, «Военное обозрение».