25 августа 2016 19:58
Уроки истории: у берегов США ржавеет подлодка Северного флота К-77, на которой снимали фильм "К-19"
Власти американского штата Род-Айленд в судебном порядке требуют утилизации находящейся у берегов города Провиденс брошенной советской подводной лодки, на борту которой в начале 2000-х годов велись съемки широко известного американского фильма "K-19" Кэтрин Бигелоу.
Как сообщает агентство Ассошиэйтед Пресс, после окончания "холодной войны" советскую подлодку К-77 (Juliett U484 в кодификации НАТО) продали, некоторое время она находилась в Хельсинки, где в ней открыли бар-ресторан. В 1990-е годы лодку отбуксировали во Флориду и на какой-то срок бросили, после этого она служила местом съемок фильма "К-19", который вышел на экраны в 2002 году. В картине сыграли Харрисон Форд и Лиам Нисон.
Затем лодку приобрел музейный фонд USS Saratoga в Род-Айленде. Музей доставил субмарину в доки города Провиденс, там с 2002 года она служила экспонатом под открытым небом. После того, как подлодка затонула, с финансовой точки зрения восстанавливать ее было невыгодно, и в 2009 году музей продал останки подлодки на металлолом.
Компания, занимающаяся переработкой металлов, удалила внутренние части подлодки, которые представляли историческую ценность, и закупила оборудование, чтобы вытащить оставшуюся часть корпуса на берег. Но согласно заявлению компании, департамент окружающей среды приостановил работы в сентябре 2014 года и так и не одобрил план по их завершению.
Как сообщили власти штата, компания должна была закончить с утилизацией и восстановить береговую линию к концу 2014 года, но не сделала этого. В марте 2015 года власти подали иск на компанию в верховный суд, который остановил работы по раскопке траншеи.
Подлодка находится не в судоходном канале, но власти опасаются, что в результате урагана она может сдвинуться и станет настоящей проблемой для жителей и властей Провиденса.
Справка:
Крейсерская подводная лодка с крылатыми ракетами К-77 был заложена 31 января 1963 на судостроительном заводе «Красное Сормово» в городе Горьком (ныне Нижний Новгород). 31 октября 1965 субмарина вошла в состав Северного флота, базируясь в дальнейшем в Видяево. Четыре пусковых установки крылатых ракет и 10 торпедных аппаратов делали подлодку проекта 651 (шифр «Нерка», по классификации НАТО «Juliett») достаточно грозным оружием для противника. Ее ракеты П-5 летели со скоростью звука на высоте 200-400 м на расстояние 500 км и легко преодолевали ПВО вероятного противника, а ядерная боеголовка РДС-4 обеспечивала гарантированное поражение как береговых, так и корабельных целей. Позже еще более точные самонаводящиеся ракеты П-6 сделали основной мишенью этих подлодок американские авианосцы. Целеуказание для ракет обеспечивалось как данными из управляющего командного пункта, так и системой «Касатка», которая позволяла получать информацию от спутников и разведывательных самолетов. Корпус из маломагнитной стали был покрыт 50 мм слоем твердой резины, звуко-радио-поглотителя, а серебряно-цинковая аккумуляторная батарея обеспечивала дальность подводного плавания более 800 миль и скорость 17,5 узла в течение 1,5 часа, что было весьма важным при отклонении от противолодочных сил.
Несмотря на неказистый вид, подлодки проекта 651 зарекомендовали себя надежными кораблями и в течение десятилетий были рабочими лошадками «холодной войны» рядом со своими дизельными собратьями: «Фокстрот» (проект 641), «Виски» (проект 613), «Ромео» (проект 633), «Танго» (проект 641 Б). Среди дизель-электрических субмарин они крепко стояли на втором месте по продолжительности походов вслед за подлодками проекта 641. В период войны во Вьетнаме тихоокеанское соединение ракетоносцев проекта 651 успешно демонстрировало советскую морскую мощь в Тонкинском заливе. А боевая служба «Нерок» советского Северного флота, длившаяся обычно не менее полугода, проходила, как правило, в Средиземном море.
Подлодки проекта 651 «Джульетта» продолжали успешно бороздить просторы Мирового океана и решать боевые задачи вплоть до наступления «перестройки». Несомненно, к этому времени былые технические новшества утратили свою новизну, а корабли за 20 лет интенсивной эксплуатации изрядно поизносились.
В 1987 году две подлодки «К-67» и «К-318» перешли на Черноморский флот, а остальные несколько субмарин соединения были переброшены на Балтику, с базированием в Лиепае. Но едва подводники обжились на новом месте, как некогда могучий Советский Союз, защите которого они отдали столько сил, распался. Передовая база Советского ВМФ превратилась в осажденный осколок «империи» на территории независимой Латвии. Следуя поспешно данным обязательствам по выводу соединений и частей из Прибалтики, тогдашнее политическое руководство так стремительно подало приказ об «отступлении», что в акватории лиепайской военно-морской базы осталось в разной степени затопления 22 подводные лодки.
Вскоре командование уже начало задумываться - куда же девать устаревшие подлодки. К тому времени в Лиепае оставалось еще две подлодки проекта 651, одной из которых была «Б-77», которая находилась на плаву и в относительно хорошем состоянии. Так случилось, что пост атташе по торговле в Советском посольстве в Финляндии в то время занимал отставной командир советской подлодки. Он и стал посредником в первой операции по приобретению подводной лодки проекта 641 «Фокстрот» в качестве памятника эпохи «холодной войны».
Весной 1994 года подлодку «Фокстрот» сменила более крупная субмарина «К-77», в которой удалось поместить бар и ресторан. Последний органично вписался в одну из обширных аккумуляторных ям. Лодка была переименована в «Джульетта U484».
Далее – смотри выше…