Российская премьер-лига. 27-й тур Расписание игр

4 мая (суббота): "Оренбург" – "Крылья Советов" (17:00); "Краснодар" – "Ахмат" (19:30);

5 мая (воскресенье): "Динамо" – "Сочи" (16:30); "Нижний Новгород" – "Спартак" (19:00);

6 мая (понедельник): "Урал" – "Балтика" (15:45); "Факел" – "Зенит" (18:00); "Локомотив"  – "Ростов" (20:30); ЦСКА – "Рубин" (20:30).

В Мурманске начался удивительный сезон: белых ночей и полярного дня

А 21 мая (на день раньше из-за високосного года) в Мурманске наступит полярный день, который продлится два месяца. Солнце не будет заходить за горизонт до 22 июля. После окончания полярного дня наступит вторая серия белых ночей. Она продлится с 23 июля по 11 августа

Московское метеобюро о погоде в мае

"Май по всем расчётам ожидается с температурой выше климатической нормы", – рассказала Позднякова. Она добавила, что сильных ливневых дождей на май пока что не прогнозируется

Рыбак в Териберке поймал 46-килограммовую треску

«Новый рекорд этого сезона – треска 46 кг», – говорится в паблике «Моя Териберка» | интернет-газета»

ИСККРА представляет календарь праздничных и памятных дней на май 2024 года

6 – День герба и флага города Москвы

Краболовный сезон в Заполярье открывается с 1 мая

Для лова выделено 8 участков в прибрежной зоне Баренцева моря. Лов краба будет вестись с 1 мая по 31 декабря

Результаты обсуждения в Мурманске борьбы с угольной пылью: она останется, порт в центре города будет работать

В правительстве Мурманской области состоялась встреча губернатора Андрея Чибиса и генерального директора НТК (Национальной транспортной компании) Михаила Кузнецова.
Ключевой темой обсуждения стала деятельность Мурманского морского торгового порта, входящего в НТК, по перевалке навалочных грузов, основу которых составляет уголь, поставляемый на экспорт из одиннадцати угледобывающих регионов России

Ветераны-подводники выступили против утилизации АПЛ "Дмитрий Донской"

В феврале 2023 года стало известно, что атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения ТК-208 "Дмитрий Донской" проекта 941 "Акула" вывели из состава ВМФ России и отправили на военно-морскую базу в Северодвинске, где он ожидает утилизации

Первый переход советских военных кораблей по Севморпути: как это было. Один день в истории

80 лет назад, 1 августа 1936 гола, начался первый переход советских военных кораблей – эсминцев «Сталин» (до 31.12.1922г. – «Самсон») и «Войков» (бывший «Гарибальди», «Лейтенант Ильин», «Троцкий») в сопровождении ледореза «Ф.Литке» и парохода «Анадырь» – по трассе Северного морского пути.

Корабли-первопроходцы Балтийского флота, переданные в состав Тихоокеанского флота, возглавляли: «Сталин» – командир – капитан-лейтенант В.Н.Обухов, комиссар – старший политрук Н.Н.Мильграм, инженер-механик – военинженер 3 ранга В.К.Ольховиченко и «Войков» – командир – капитан 3 ранга М.Г.Сухоруков, комиссар – политрук П.Е.Смирнов, инженер-механик – военинженер 3 ранга В.Ф.Бурханов.
Командиром отряда был назначен капитан 1 ранга П.А. Евдокимов. На каждый эсминец направили в качестве ледовых лоцманов опытнейших полярных капитанов торгового флота. С Обуховым пошел П.Г.Миловзоров, а с Сухоруковым – Н.М.Николаев.
Ледовую проводку поручили ледорезу «Ф.Литке» (капитан Ю.К.Хлебников). Вторым судном обеспечения стал товаропассажирский пароход «Анадырь» (капитан А.П.Бочек). Как и «Литке», он был ветераном арктических плаваний. Обеспечение миноносцев топливом поручили небольшим танкерам «Лок-Батан» (капитан Г.Г.Кучеров) и «Майкоп» (капитан К.А.Зайцев).
В организации ледовой разведки большую помощь каравану оказали летчики полярной авиации во главе с А.Д.Алексеевым.
Переход Северным морским путем отряд эсминцев и суда обеспечения осуществляли в составе экспедиции особого назначения (ЭОН-3) под руководством начальника Главного управления Северного морского пути О.Ю.Шмидта. Для освещения событий перехода газета «Известия» направила в экспедицию своего спецкора М.Э.Зингера, а «Союзкинохроника» – кинооператора Марка Трояновского.

На самое большое судно экспедиции, пароход «Анадырь», был принят годовой запас продовольствия, зимнего обмундирования и прочего снабжения для личного состава всей экспедиции, а также снятое с миноносцев вооружение. Кроме того, во время похода он снабжал суда пресной водой, овощами и свежим мясом. Перед отходом от причала Мурманского порта палуба «Анадыря» представляла собой настоящий Ноев ковчег. Двадцать коров, столько же крупных откормленных свиней, несколько баранов, куры в клетках. Сколоченные из досок стойла для скота, тюки с сеном, бочки с солеными помидорами, огурцами и квашеной капустой не оставили на палубе ни одного свободного сантиметра.

Суда экспедиции выходили из разных портов, но к определенному сроку должны были прийти в назначенную точку встречи.
Эскадренные миноносцы «Сталин» и «Войков» вышли из Ленинграда в ночь на 3 июля 1936 года. Часть пути по Беломорско-Балтийскому каналу эсминцы прошли под буксирами, часть – поочередно в плавучем доке. С выходом в Белое море были произведены монтажно-погрузочные работы, и к 29 июля оба эсминца были готовы к переходу. 30 июля корабли прошли Горло Белого моря и направились, как тогда говорили, «в точку В».
К месту встречи у полярной станции в проливе Маточкин Шар, разделяющем Новую Землю на две части, «Анадырь» пришел первым. Ледорез «Ф.Литке» с начальником экспедиции О.Ю. Шмидтом, эсминцы и танкеры подошли 1 августа. Эсминцы «Сталин» и «Войков» пополнили запас топлива с танкеров, а с парохода «Анадырь» получили свежие овощи. В тот же день ледорез «Ф.Литке» провел караван судов в Карское море. До острова Диксон корабли и суда прошли легко. Отдельные скопления льда «Ф.Литке» преодолевал с ходу, за ним шел «Анадырь», расширяя проход, затем эскадренные миноносцы и замыкающими – танкеры.

5 августа корабли экспедиции прибыли в район острова Диксон, здесь снова была проведена бункеровка всех судов экспедиции. По донесению летчиков, неизломанный лед, плотно прижатый к берегу, был на всем протяжении от острова Скотт-Гансена до пролива Вилькицкого.
Так оно и оказалось, всего несколько часов караван прошел на восток в разреженном льду, а дальше до самого горизонта простирался тяжелый неподвижный лед. Пришлось поставить ручки машинных телеграфов на «стоп» и пришвартоваться к кромке неподвижного льда. Из-за тяжелой ледовой обстановки в Карском море караван пролежал в дрейфе восточнее Диксона до конца августа.
1 сентября капитан ледореза «Ф.Литке» Ю.К.Хлебников повел караван по образовавшейся прибрежной прогалине чистой воды. Караван благополучно прошел проливом Матисена среди островов архипелага Норденшельда. Вечером 6 сентября караван с трудом прошел пролив Вилькицкого и корабли вышли в море Лаптевых. Сюда, как и намечалось планом, пришли с помощью ледокола «Красин» с Дальнего Востока пароходы с углем «Искра» и «Ванцетти». «Ф.Литке» и «Анадырь» до отказа загрузили углем. Ледорез «Ф.Литке» повел пароходы «Искра» и «Ванцетти» через тяжелую перемычку льда к проливу Вилькицкого. На юг, к проливу Дмитрия Лаптева, лед был разрежен, во главе колонны пошел пароход «Анадырь», эсминцы «Сталин» и «Войков» шли в кильватер.

16 сентября караван прошел мимо мрачных Медвежьих островов. 18 сентября караван встретил ледокол «Красин», его молодежно-комсомольский экипаж возглавляли капитан М.П. Белоусов и старпом М.В. Готский – молодые дальневосточники. Начальник экспедиции О.Ю.Шмидт временно перешел на ледокол, и «Красин» повел колонну на восток.
20 сентября ледокол «Красин» провел караван через скопление льда в самой узкой части пролива Лонга. Караван вышел в Берингов пролив.
22 сентября 1936 года, впервые в истории мореплавания, военные корабли прошли Северным морским путем из Баренцева моря Северного Ледовитого океана в Берингово море Тихого океана, обогнув мыс Дежнева.

Когда за кормой остались воды Берингова пролива, в заливе Лаврентия О.Ю.Шмидт получил приветственную телеграмму из Москвы от руководителей Коммунистической партии и Советского правительства: «Поздравляем с успешным выполнением главной задачи порученного вам важнейшего задания партии и правительства. Ваша победа в Арктике имеет большое значение для дела обороны страны и является новым сильным призывом ко всем трудящимся Советского Союза преодолевать все и всякие трудности в борьбе за социализм. Просим передать горячий привет и поздравления всем участникам славного арктического похода».

24 сентября эсминцы «Войков» и «Сталин» прибыли в бухту Провидения, где их встретили танкер «Москва» с топливом и минный заградитель «Ворошиловск», доставивший часть экипажей эсминцев, которая следовала из Ленинграда во Владивосток по железной дороге, рабочих, ремонтные материалы и продовольствие.
Через два дня в бухте Эмма, одной из красивейших бухт на юге Чукотского полуострова в бухте Провидения, суда экспедиции отдали якоря. 1 октября дальше на юг в порты назначения суда экспедиции пошли самостоятельно. 17 октября 1936 года эскадренные миноносцы Краснознаменного Балтийского флота «Сталин» и «Войков» пришли во Владивосток.

Коммунистическая партия и Советское правительство высоко оценили успехи участников первой в истории проводки эскадренных миноносцев Северным морским путем. Орден Ленина получили командиры эскадренных миноносцев капитан 3 ранга М.Г.Сухоруков и капитан-лейтенант В.Н.Обухов, военинженеры З ранга В.Ф.Бурханов, А.И.Дубравин, В.К.Ольховиченко, орденом Красной Звезды наградили капитан-лейтенантов В.Ф.Андреева и Ю.В.Ладинского, военинженера 3 ранга И.М.Сендика, старшего политрука П.Н.Мильграма и других. Всего орденами было награждено 190 рядовых, командиров и начальников Морских Сил РККА и 139 работников ГУСМП.

Эскадренные миноносцы «Сталин» и «Войков» стали первыми кораблями этого класса в растущем и крепнувшем Тихоокеанском флоте. Довелось им принять участие и в боях советско-японской войны. Так, эсминец «Войков» в составе отряда кораблей артиллерийской поддержки принимал участие в высадке десантов и освобождении военно-морских баз Сейсин и Гензан на побережье Северной Кореи, награжден орденом Красного Знамени. Эсминец «Сталин» участвовал в обеспечении боевых действий у озера Хасан в августе 1938 года и боевой деятельности подводных лодок в августе-сентябре 1945 года.

На фото: пароход «Анадырь», эсминцы «Войков» и «Сталин», вдали танкер «Лок-Батан». Пролив Вилькицкого, 5 сентября 1936 г. Снято с ледореза «Ф.Литке».


Назад