Магнитные бури в сентябре 2025-го: прогноз на месяц

Магнитные бури в сентябре – обзор геомагнитной обстановки: активность Солнца, прогноз по дням и влияние на самочувствие

ЦСКА и "Краснодар" сыграли вничью в 7-м туре чемпионата России по футболу. Турнирная таблица

Сегодня четырьмя матчами завершился 7-й тур чемпионата страны по футболу в Российской премьер-лиге 

ИСККРА представляет календарь праздничных и памятных дат на сентябрь 2025 года

5 – День начала формирования 1-й Полярной стрелковой дивизии (1941 год)

Год катастроф. Ученые предупреждают людей о глобальных угрозах Земле

Человечество привыкло считать XXI век эпохой технологий и безопасности. Но 2025-й может разрушить это ощущение. Ученые разных стран говорят все громче о том, что планета вступает в опасный период. Природа подает сигналы, которые слишком страшно игнорировать

Евгения Медведева анонсировала свое ледовое шоу в стилистике 2000-х годов

Шоу состоится 13 сентября на московской "ЦСКА Арене". В его рамках трибуны будут переделаны в танцпол, а выступления на льду будут сопровождаться композициями 2000-х годов, которые будут исполнены их авторами вживую

Температура в 2025-2029 годах останется на высоком уровне

"Глобальные климатические прогнозы показывают, что в ближайшие пять лет температура, как ожидается, останется на рекордном уровне или приблизится к нему, что увеличит климатические риски и воздействие на общество, экономику и устойчивое развитие", – сказано в документе

О роли Аляски в поставках из США в СССР в 1941-1945 годах

Полуостров Аляска сыграл важную роль в обеспечении поставок по ленд-лизу из США в СССР в 1941-1945 годах вооружений, военной техники, сырья, продовольствия и лекарств, поэтому выбор Аляски в качестве места встречи президентов России и США Владимира Путина и Дональда Трампа можно считать знаковым в преддверии 80-летия окончания Второй мировой войны, рассказал эксперт Национального центра исторической памяти при президенте РФ Олег Матвеев.

Между Россией и США на протяжении долгого времени были очень добрые и своеобразные отношения, сказал ранее Путин в документальном фильме "Россия. Кремль. Путин. 25 лет".

"В качестве консолидирующего фактора для наших стран можно выделить антигитлеровскую коалицию, которая представляла собой уникальный военно-политический альянс государств и народов с различными политическими системами, сплотившихся для противодействия общему врагу. Не случайно предложенный президентом США Франклином Рузвельтом термин "Объединенные нации" стал символом коалиции, отражая ее глобальный характер и стремление к формированию новой системы международных отношений, основанной на принципах коллективной безопасности и взаимопомощи", – отметил Матвеев.

Роль Аляски в ленд-лизе

Важнейшей составной частью союзнических отношений СССР и США стала программа ленд-лиза – государственного акта США (полное название – "Закон по обеспечению защиты Соединенных Штатов"), позволявшего американцам в 1941-1945 годах поставлять своим союзникам без взимания оплаты вооружение, боеприпасы, корабли, паровозы, автомобили, промышленное оборудование, продовольствие, медикаменты, важное для ведения войны стратегическое сырье, подчеркнул историк. Все поставки оплачивались казначейством США, а возврат оставшейся исправной техники и вооружения предполагался после завершения военных действий (де-факто после разгрома Японии). Акт о ленд-лизе давал американскому президенту полномочия помогать любой стране, чья оборона признавалась жизненно важной для США. Основными получателями поставок по ленд-лизу стали страны Британского содружества наций и СССР.

"Данная инициатива не только способствовала укреплению военного потенциала союзников, но и оказала значительное влияние на экономическое положение США, стимулируя развитие собственной промышленности и торговли. Ленд-лиз стал важным элементом геополитической стратегии США, направленной на достижение победы в глобальной войне", – добавил Матвеев.

По его словам, в исторических исследованиях и в общественном мнении до сих пор распространено представление о том, что основная часть иностранной помощи доставлялась в СССР северными конвоями. "Однако это не соответствует действительности. Примерно половина всех поставок из Соединенных Штатов в Советский Союз осуществлялось через Тихий океан, и важную роль в этой логистической цепочке играли объекты на полуострове Аляска", – пояснил историк.

"Так, например, почти половина из всех переданных нам по ленд-лизу самолетов, а это 8 тысяч боевых и транспортных бортов, прибыли на территорию Советского Союза своим ходом по воздушному маршруту Аляска-Сибирь (АЛСИБ), пролегавшему из Америки до Красноярска через Берингов пролив, Чукотку и Якутию", – сказал Матвеев.

Перелеты в тяжелейших условиях

Долгий и сложный путь доставки самолетов на территорию СССР начинался с Центральной авиабазы, расположенной недалеко от американо-канадской границы в штате Монтана в городке Грейт-Фоллз. Сюда стекались самолеты, произведенные на авиапредприятиях США. Силами размещенной здесь 7-й перегоночной группы, входившей в Аляскинское крыло Транспортного командования ВВС США, они перемещались на Аляску на базу Лэдд-Филд в Фэрбенксе, где работало советское военное представительство ВВС Красной Армии по приемке самолетов, которую возглавлял полковник (впоследствии генерал-лейтенант и Герой Советского Союза) Михаил Мачин. Представительство состояло из 50 авиаинженеров, авиатехников и переводчиков. Здесь же находился личный состав 1-го перегоночного полка 1-й перегоночной авиадивизии. Через полгода, в январе 1943 года, авиаполк под командованием подполковника Павла Недосекина переподчинили военной приемке советских ВВС на Аляске.

Первая перегоночная авиационная дивизия была сформирована в августе 1942 года, причем не в составе ВВС РККА, а в составе Гражданского воздушного флота (ГВФ), в городе Иваново, где летчики прошли специальную подготовку по обслуживанию и пилотированию американской авиатехники.

Возглавить дивизию командование поручило выдающемуся полярному летчику, одному из первых в стране Героев Советского Союза, начальнику Управления полярной авиации Главсевморпути, полковнику Илье Мазуруку. Обладая значительным опытом и глубоким знанием арктических воздушных маршрутов, Мазурук лично осуществил пилотажную рекогносцировку трассы. По результатам этой инспекции он подтвердил ее пригодность для массового перегона авиационной техники, что стало ключевым фактором в успешной реализации данной стратегической операции.

"Начиная с конца сентября 1942 года после подписания акта приемки советские летчики садились за штурвалы американских самолетов в Фэрбенксе и перегоняли их на аэродром Уэлькаль на Чукотке с промежуточной посадкой на дозаправку в городе Ном на западном побережье Аляски. После завершения перегоночной миссии пилоты возвращались в Фэрбенкс на борту транспортного самолета Ли-2, что обеспечивало логистическую завершенность данного этапа операции", – сказал Матвеев.

Далее в процесс включались летчики 2-го перегоночного авиаполка, которые из Уэлькаля перегоняли самолеты до аэродрома Сеймчан, где эстафету принимал 3-й полк, перемещавший самолеты до Якутска, где располагалось командование перегоночной дивизии. За этап от Якутска до аэродрома в Киренске отвечал 4-й полк. По последнему отрезку маршрута от Киренска до Красноярска самолеты перегоняли летчики 5-го авиаполка. А уже из Красноярска большая часть самолетов отправлялась в западном направлении железной дорогой, но часть их, в основном из числа транспортной и бомбардировочной авиации, продолжала двигаться на фронт своим ходом. Общая протяженность трассы от Фербенкса до Красноярска составляла 6,5 тысячи километров.

"За годы работы авиатрассы погибло более 100 летчиков-перегонщиков, причем некоторые самолеты с останками пилотов периодически обнаруживали в глухих таежных безлюдных районах на протяжении десятков послевоенных лет, вплоть до настоящего времени", – рассказал Матвеев.

Самолеты тогда перегоняли в исключительно тяжелых условиях, и сами американские летчики говорили, что "летать в таких условиях могут только самоубийцы и русские", подчеркивал Путин на заседании попечительского совета Российского географического общества в апреле 2021 года. По его словам, это была героическая работа, "героическая страница в истории Великой Отечественной войны, о которой, честно говоря, мало кто знает".

После завершения войны в Европе пилоты перегонной авиадивизии с 26 июня 1945 года начали перегонку американских самолетов для Забайкальского, двух Дальневосточных фронтов и ВВС Тихоокеанского флота, которые начали подготовку к боевым действиям против Японии в содружестве с армией США.

Малоизученная страница истории войны

С весны 1944 года на аэродроме, расположенном на острове Кадьяк у южного побережья Аляски, дислоцировалось еще одно подразделение Вооруженных сил СССР – авиационная группа специального назначения под командованием генерал-майора авиации Максима Чибисова. Эта группа, насчитывавшая до 150 инженеров и морских летчиков, осуществляла приемку и перегон гидросамолетов типа "Каталина", произведенных в США, столь необходимых фронту для ведения войны на море, на территорию Советского Союза.

"Перегон "Каталин" – малоизвестная и малоизученная страница истории Второй мировой войны. Американские летающие лодки поступали с завода на авиабазу в Элизабет-Сити в штате Северная Каролина, а оттуда их перегоняли своим ходом в СССР тремя маршрутами. Один из них, под условным названием "Восточный", пролегал через аэродром Кадьяк на Аляске, Анадырь, Магадан, и заканчивался во Владивостоке. Прибывшие сюда "Каталины" поступали на вооружение авиации Тихоокеанского флота", – рассказал Матвеев.

"Северный" маршрут через Ньюфаундленд, Исландию на Мурманск, обеспечивал летающими лодками советский Северный флот, а третий, "Южный" маршрут, через Бразилию, Марокко, Иран и далее через Баку, заканчивался в Севастополе, на авиабазе Черноморского флота.

"Третьим важным логистическим центром в рамках американской программы ленд-лиза в годы Второй мировой войны, расположенным на юго-западной оконечности полуострова Аляска, являлась военно-морская база Колд-Бей, которая служила местом передачи боевых кораблей для Тихоокеанского флота СССР и где временно дислоцировался 5-й отряд кораблей ВМФ СССР", – отметил историк.

Общее руководство обучением экипажей и передачей кораблей осуществлял командир военно-морского отряда "3294" капитан Вильям Максвелл. Обучение велось в учебных классах на берегу, а затем непосредственно на кораблях, причем с некоторыми техническими устройствами советские моряки знакомились впервые.

С весны 1944 по сентябрь 1945 года советскими командами на военно-морской базе Колд-Бей было принято по ленд-лизу 215 боевых кораблей и катеров. А американскими инструкторами подготовлено более 12 тысяч офицеров и матросов советского Тихоокеанского флота.

"В послевоенный период в историографии возникали различные интерпретации значимости ленд-лиза для Красной армии, Военно-Морского флота и военной экономики СССР. В советской историографии данная тема часто подвергалась цензуре и умалчиванию, что приводило к недооценке вклада союзных поставок в победу над нацистской Германией. В то же время, западные историки и аналитики склонны были преувеличивать роль ленд-лиза, что также вызывало неоднозначные оценки", – отметил Матвеев.

Как правило, истина в исследуемом вопросе находится в середине спектра мнений, добавил эксперт. "Эта сложная дискуссионная тема неоднократно становилась объектом внимания президента РФ Владимира Путина в его публичных выступлениях и интервью", – сказал Матвеев. Поставки по ленд-лизу и последующее открытие второго фронта, несомненно, внесли значительный вклад в победу над общим врагом – нацизмом, подчеркивал Путин на заседании попечительского совета РГО в апреле 2021 года.

Россия помнит о помощи союзников во время Второй Мировой войны, заявил Путин 9 мая этого года в Кремле на приеме от имени президента России в честь глав государств, приглашенных на празднование 80-й годовщины Победы. Россия преклоняется перед поколением победителей, все его представители для нее родные, независимо от того, на каком языке они говорят, сказал тогда Путин.

 

 


Назад