ИСККРА представляет календарь праздничных и памятных дней на май 2024 года

6 – День герба и флага города Москвы

Гидрометцентр о погоде летом 2024 года: холодным оно не будет

Спрогнозировать, насколько сильно погода летом будет выше нормы, пока невозможно

Краболовный сезон в Заполярье открывается с 1 мая

Для лова выделено 8 участков в прибрежной зоне Баренцева моря. Лов краба будет вестись с 1 мая по 31 декабря

Результаты обсуждения в Мурманске борьбы с угольной пылью: она останется, порт в центре города будет работать

В правительстве Мурманской области состоялась встреча губернатора Андрея Чибиса и генерального директора НТК (Национальной транспортной компании) Михаила Кузнецова.
Ключевой темой обсуждения стала деятельность Мурманского морского торгового порта, входящего в НТК, по перевалке навалочных грузов, основу которых составляет уголь, поставляемый на экспорт из одиннадцати угледобывающих регионов России

Ветераны-подводники выступили против утилизации АПЛ "Дмитрий Донской"

В феврале 2023 года стало известно, что атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения ТК-208 "Дмитрий Донской" проекта 941 "Акула" вывели из состава ВМФ России и отправили на военно-морскую базу в Северодвинске, где он ожидает утилизации

Андрей Туполев – советский авиаконструктор, создатель самолетов серии «ТУ», академик. К 135-летию со дня рождения

Андрей Туполев – академик АН СССР (1953), Герой Труда (1926), Трижды Герой Социалистического Труда (1945, 1957, 1972), Заслуженный деятель науки РСФСР (1947), Лауреат Ленинской премии (1957), четырёх Сталинских премий (1943, 1948, 1949, 1952) и Государственной премии СССР (1972).

Под руководством Туполева спроектировано свыше 100 типов самолётов, 70 из которых строились серийно. На его самолётах установлено 78 мировых рекордов, выполнено около 30 выдающихся перелётов.

Андрей Николаевич Туполев родился (29 октября) 10 ноября 1888 года в селе Пустомазове Тверской губернии (ныне не существует, находилось между деревнями Абросимово и Симоново в Кимрском районе, Тверская область). Отец – Николай Иванович Туполев (1842-1911) – был родом из Сургута, выходцем из сибирских казаков. Учился на юриста в Санкт-Петербургском университете, сочувствовал революционерам-народникам. Хотя и не участвовал в деятельности народнических организаций, после убийства Александра II был выслан из Санкт-Петербурга. Мать – Анна Васильевна (1850-1928), родилась в Торжке в семье судебного следователя, окончила Мариинскую женскую гимназию в Твери. Родители Туполева купили на сбережения Анны Васильевны небольшую усадьбу Пустомазово, где занялись сельским хозяйством.

С отличием окончил Московское императорское техническое училище, во время учебы начал заниматься в воздухоплавательном кружке, где конструировал аэродинамические трубы. Впервые в 1910 году полетел на собственноручно сделанном планере. В 1911 году успешная учёба и активная научная деятельность прервались, когда за участие в студенческих волнениях и распространение нелегальной литературы он был арестован и в административном порядке выслан из Москвы на родину под негласный надзор полиции. Только накануне Первой мировой войны Туполеву удалось вернуться в Москву в Училище, которое он с отличием окончил в 1918 году.

После училища Туполев входит в первое российское авиационное расчётное бюро, становится учеником Николая Егоровича Жуковского. Вместе они создают и возглавляют центральный аэрогидродинамический институт.

В институте конструктор работает над созданием цельнометаллического самолета. Такой бомбардировщик Туполеву удалось создать в 1925 году, самолет ТБ-1 стал одним из лучших в мире. А его усовершенствованная модель ТБ-3 впервые смогла совершить посадку на Северном полюсе.

Во время репрессий Туполев был арестован и работал в закрытом ЦКБ-29,  19 июля 1941 года досрочно освобождён, реабилитирован 9 апреля 1955 года.

Туполев – создатель самолёта Ту-2. В апреле 1939 года проект получил внутреннее обозначение «изделие 57» и официальное – самолёт «ПБ» (пикирующий бомбардировщик). Ту-2 был вторым по важности советским двухдвигательным бомбардировщиком, разработанным Андреем Туполевым после ареста. На базе Ту-2С выпускался разведчик Ту-2Р, который также мог носить полноценную боевую нагрузку. Производство было организовано на заводе № 22 в Казани, затем самолёт строился на 23-м заводе в Москве и 166-м заводе в Омске. Во время войны было выпущено 800 самолётов, из которых на фронт попало около 750 машин. Серийный выпуск Ту-2 продолжался с 1942 по 1952 годы. В общей сложности до 1951 года отечественные заводы поставили 2649 самолётов Ту-2 различных модификаций.

 КБ Туполева после Второй мировой войны разработало и выпустило новую модель – реактивный бомбардировщик Ту-16. Он был способен развивать скорость более 1000 км/ч. Также появился первый отечественный реактивный гражданский самолёт – Ту-104.

В 1957 году был разработан межконтинентальный пассажирский самолёт Ту-114. 31 декабря 1968 года впервые поднялся в воздух первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолёт Ту-144.

За свои заслуги авиаконструктор избран членом Академии наук СССР, почетным членом Королевского общества аэронавтики Великобритании и получил много премий и наград.

Гениальный авиаконструктор Андрей Николаевич Туполев умер 23 декабря 1972 года в Москве.

Следуя заветам Жуковского, Туполев развивал авиационную науку и её экспериментальную базу; стал вдохновителем и основателем российского металлического самолётостроения, этим создал перспективное направление развития мирового самолётостроения. Туполев и его коллектив в 1920-х годах создал тяжёлые бомбардировщики, по своим конструктивным и компоновочным решениям на долгие годы определившие пути развития тяжёлых самолётов как военного, так и гражданского назначения. На самолётах Туполева советские лётчики впервые садились на Северный полюс, на его машинах экипажи Чкалова и Громова выполнили рекордные перелёты из Москвы в США. По его инициативе был создан первый отечественный реактивный пассажирский самолёт Ту-104, положивший начало массовой эксплуатации пассажирских реактивных самолётов в мире. Под его руководством были созданы первоклассные военные и пассажирские самолёты различного назначения, во многом определившие лицо мировой авиации в XX столетии.

Благодаря усилиям Туполева в стране началось крупносерийное производство металлических самолётов, причём он же разработал технологию, которая ускорила процесс сборки этих машин. Конструктор руководил производством самолётов-разведчиков, истребителей, бомбардировщиков, транспортных, пассажирских, морских самолётов, а также торпедных катеров, аэросаней, гондол, мотоустановок и первых советских дирижаблей.

Туполевым спроектировано более 100 типов самолётов, 70 из которых были поставлены на серийное производство. Самолёты авиаконструктора эксплуатируются авиакомпаниями в десятках стран.

Жена – Туполева (Желтякова) Юлия Николаевна (1894-1962). Сын – Туполев Алексей Андреевич (1925-2001) – известный советский авиаконструктор. Дочь — Туполева Юлия Андреевна (1920-2011) – заслуженный врач РФ, заведовала терапевтическим отделением МГКБ имени С.П. Боткина. Зять – Вуль Владимир Михайлович (1920-2012) – ведущий конструктор ОКБ Туполев, заместитель генерального конструктора.


 

 

 


Назад