10 сентября 2022 10:03
Пропавшая в Арктике экспедиция лейтенанта Брусилова стартовала из Александровска-на-Мурмане. Один день в истории
110 лет назад, 10 сентября (28 августа по старому стилю) 1912 года, из Александровска-на-Мурмане на парусно-моторном барке «Святая Анна» (приобретен в Великобритании под названием «Бленкатра», переименован в честь основного инвестора экспедиции Анны Николаевны Брусиловой, выделившей 90 тысяч рублей) на восток вдоль северных берегов России отправилась экспедиция под командованием лейтенанта Георгия Брусилова (из Санкт-Петербурга шхуна вышла 28.07(10.08) 1912 г.).
В Александровске-на-Мурмане часть экипажа, включая врача, штурмана и нескольких матросов, отказалась от дальнейшего плавания. На роль медика экспедиции по собственной инициативе вызвалась плывшая на шхуне в качестве пассажира в Архангельск Ерминия Жданко, племянница начальника Главного гидрографического управления генерал-лейтенанта М.Е. Жданко, имевшая квалификацию сестры милосердия. Единственным штурманом экспедиции остался Валериан Альбанов. Кроме Брусилова и Альбанова, в экипаже оказалось всего пять профессиональных моряков.
4 (17) сентября шхуна прошла в Карское море, но уже 27 сентября (10.10) оказалась зажатой льдами у западного побережья Ямала на широте 71°45', начался дрейф ледового поля с вмёрзшим судном в северном и северо-западном направлении. К лету 1913 года «Святую Анну» вынесло севернее Новой Земли. Попытки пропилить в ледяном поле канал до ближайшей полыньи оказались неудачными, и судну пришлось готовиться ко второй зимовке. К началу 1914 года шхуну вынесло уже севернее Земли Франца-Иосифа, стала ощущаться нехватка многих продуктов и топлива.
22(10) апреля 1914 года одиннадцать ее участников покинули «Святую Анну» и направились к Земле Франца-Иосифа на поиски склада продовольствия. Предстояло преодолеть около 160 километров. В результате дрейфа льдов, с момента оставления «Святой Анны» полярники прошли более 400 километров за почти три месяца. Девять человек умерли в пути, двое – штурман В.И. Альбанов и матрос А.Э. Конрад дошли до мыса Флора на острове Нордбрук, где 1 августа 1914 года были подобраны шхуной экспедиции Г.Я. Седова «Святой мученик Фока» и, зайдя 29 августа 1914 года в становище Рында на Мурманском берегу, вернулись в Архангельск.
«Святая Анна» с оставшимися участниками экспедиции пропала.
Главным гидрографическим управлением было организовано несколько поисковых экспедиций, в которых участвовали четыре судна и – впервые в мировой истории – полярная авиация: лётчик Ян Нагурский на гидросамолёте «Farman MF.11» исследовал с воздуха льды и побережье Новой Земли на протяжении около 1060 километров. В течение двух лет поисков следов «Святой Анны» обнаружить не удалось. В сентябре 1915 года все спасательные экспедиции вернулись в Архангельск, поиски были прекращены.
В 2010 году была организована новая, первая за долгий срок поисковая экспедиция, в ходе которой на острове Земля Георга (Земля Франца-Иосифа) были найдены человеческие останки и предметы, предположительно принадлежащие пропавшей береговой партии группы Альбанова.
Доставленные Альбановым материалы экспедиции Брусилова позволили систематизировать сведения о течениях, определить границы материковой отмели, выявить подводный жёлоб Святой Анны на границе между Карским и Баренцевым морями. На основании наблюдений Альбанова во время пешего перехода выявлена закономерность дрейфа льдов в юго-западном направлении и открыто Восточно-Шпицбергенское течение. Группа Альбанова независимо от Умберто Каньи обнаружила мифичность Земли Петермана и Земли Оскара.
Часть истории экспедиции была использована писателем Вениамином Кавериным в романе «Два капитана»: Георгий Львович Брусилов является одним из прототипов Ивана Львовича Татаринова; штурман Валериан Альбанов – прототип штурмана Ивана Климова; шхуна «Святая Анна» – прототип шхуны «Святая Мария».
Роман швейцарского исследователя и писателя Рене Гузи «В полярных льдах», изданный в 1928 году в Ленинграде, описывает дрейф во льдах парусной шхуны «Эльвира» от лица прототипа Ерминии Жданко медсестры Ивонны Шарпантье. В романе в форме дневника рассказывается об уходе части экипажа во главе со штурманом и о смерти оставшихся от голода и болезней. Издание романа сопровождалось литературной мистификацией: якобы Шарпантье перед смертью упаковала свой дневник в плавучий мешок, найденный затем китобоями.