О первом снеге в Москве и аномальной зиме в России

Таким образом, зима 2025-2026 обещает стать аномальной, с более теплым, чем обычно, декабрем и январем, а февраль может преподнести самые серьезные сюрпризы. Грядущий сезон покажет, что климат на территории России продолжает демонстрировать нестабильность

Президенту России Владимиру Путину – 73 года. Из биографии

На мой взгляд, лучшего руководителя страны, начиная с 1917 года, у нас не было. Умница, мужик, с твердым стержнем и характером, православный, скромный, отчаянно любящий Россию

ЦСКА обыграл "Спартак" в 11-м туре чемпионата России по футболу. Турнирная таблица

Сегодня четырьмя матчами завершился 11-й тур чемпионата страны по футболу в Российской премьер-лиге

Портовые сооружения на Лавне в Мурманской области ввели в эксплуатацию

«ТЭК Мосэнерго» выполняет проектные работы и строительство Комплекса перегрузки угля на западном берегу Кольского залива. В состав сооружений этапа 1.2 входят железнодорожные пути длиной 8,9 км, причальная погрузочная галерея длиной 583 м, пять пересыпных станций, одна приводная станция, пять конвейерных эстакад, открытая складская площадка, вспомогательные объекты и инженерные сети

ИСККРА представляет календарь праздничных и памятных дней на октябрь 2025 года

7 – Начало Петсамо-Киркенесской операции (1944 год)

Десятый сталинский удар: 81 год назад советская армия изгнала фашистов из Заполярья и Северной Норвегии

7 октября 1944 года началась Петсамо-Киркенесская операция Карельского фронта и Северного флота. В течение месяца Красная Армия освободила советское Заполярье от немецких войск.

Перед наступлением была проведена тщательная подготовка. Накапливались боеприпасы, горючее, продукты и даже дрова, при том, что дорог на севере, в тундре, среди скал практически не было и все приходилось бойцам нести на себе или везти на оленьих упряжках.

Несмотря на это, командующий Карельским фронтом Кирилл Мерецков запросил у Ставки Верховного Главнокомандования тяжелые танки КВ. Их использовали на редких дорогах, для штурма огневых позиций. Северному флоту была поставлена задача наступления силами морской пехоты и поддержка сухопутных войск артиллерийским огнем с кораблей.

Атака на немецкие позиции началась в восемь часов утра. Погода была ясная, и орудия вели огонь два с половиной часа – не переставая. Тундру заволокло черным дымом разрывов. Сразу же после артподготовки планировалось нанести бомбово-штурмовой удар силами воздушной армии. Предполагалось совершить в первый день наступления более 1200 боевых вылетов. Но внезапно пошел снег, и авиация смогла действовать только небольшими группами с самыми опытными пилотами. Пробиваясь сквозь облака, штурмовики били по складам и штабам противника.

Однако Мерецков предусмотрел, что авиация не сможет совершать массовые вылеты. Поэтому артиллерия, долбившая передний край, не прекратила огонь, а перенесла его дальше, в глубину немецкой обороны. Пехота пошла в атаку прямо под снарядами наших орудий, летевших над нею. Генерал Рендулич, командовавший немецкой армией в Заполярье, вспоминал: "Не выдержав массированного артиллерийского огня и не имея возможности ответить на охватывающие маневры русских, которые нередко наступали по грудь в ледяной воде, пришлось отойти".

Прорвав немецкую оборону, советские войска закрепились на занятых рубежах и приготовились к дальнейшему наступлению. На второй день погода улучшилась, и в небе появилась наша авиация. Штурмовики разносили немецкие батареи, били по колоннам противника, реактивными снарядами и бомбами выкорчевывали из гранитных скал опорные пункты противника.

В это время свой удар нанесли военные моряки. Морская пехота высадилась на берег и захватила господствующие высоты на горном хребте Муста-Тунтури. Был также запланирован десант в залив, где находился важный порт Лиинахамари. Но вход в него прикрывала батарея крупнокалиберных орудий на мысе Крестовый. Решили захватить ее силами диверсионной группы.

Скрытно пройдя 30 километров по тундре, военные моряки спустились по веревкам с отвесных скал и вступили в бой на Крестовом. В бухту зашли десантные корабли Северного флота. Начался штурм Лиинахамари. Батарея на мысе сдалась, по оставшимся опорным пунктам немецкой обороны авиация нанесла мощный бомбово-штурмовой удар. Командир диверсионной группы Барченко-Емельянов сообщал командующему Северным флотом адмиралу Головко: "Авиация пришла на помощь немедленно, все сопки в огне и дыму". Вскоре порт был освобожден, и сюда прибыли бригады морской пехоты, двинувшиеся громить армию генерала Рендулича с северо-востока.

Фашисты рисковали оказаться в окружении. Они потеряли позиции с восточной стороны обороны, с севера шла морская пехота и группа войск Карельского фронта. В это же время стрелковый корпус обходил немцев с юга. Четыре дня шли советские солдаты по скалам, везя боеприпасы и прочее снаряжение на оленях и лошадях. Корпус перекрыл дороги в тылу немецкой армии, и те были вынуждены прорываться с боем.

Войска Карельского фронта активно атаковали отступающего противника. Немцы взрывали мосты и скалы, заваливая пути, оставляли после себя минные поля. Но это сопротивление не могло остановить Красную армию. Советская авиация била по пунктам сосредоточения врага, разносила штурмовыми ударами отступающие колонны противника. Один из немецких пленных рассказал на допросе: "Особенно велика была паника при налетах русских штурмовиков. Сразу терялось всякое управление подразделениями, все метались, спешили укрыться в камнях. Солдаты приходили в себя через добрую пару часов. Штурмовики удручающе действовали на психику наших солдат".

Морская авиация, торпедные катера и подводные лодки не давали спокойной жизни немецким конвоям, отправляя на дно транспорты и боевые корабли. Десанты морской пехоты высаживались на побережье, помогая войскам Карельского фронта захватывать города и порты. Через две недели наступления Красная Армия вышла на норвежскую границу, Мерецков доложил об этом Сталину и предложил продолжить движение дальше. Верховный Главнокомандующий ответил: "Это было бы хорошо!".

После взятия Киркенеса и освобождения от фашистов других норвежских городов Кирилл Мерецков приказал войскам остановиться. Наступала зима, дороги заносило снегом, приближалась полярная ночь. 28 октября Петсамо-Киркенесская операция была официально закончена. Москва трижды салютовала войскам Карельского фронта и Северного флота. А король Норвегии Хокон VII заявил, выступая по радио: "Долг каждого норвежца заключается в том, чтобы оказать максимальную поддержку нашему советскому союзнику".

Между тем боевые действия в Заполярье продолжались до 8 ноября 1944 года. Разведотряды Карельского фронта прочесывали дороги и города Северной Норвегии, но немцы уже боя не принимали. Полностью разгромленные части генерала Рендулича старались как можно быстрее уйти с этих территорий. И вскоре Красная Армия потеряла боевой контакт с быстро убегавшим противником. На этом война в Заполярье завершилась.

Петсамо-Киркенесская операция считается десятым сталинским ударом. Выражение о "сталинских ударах" появилось после выступления Верховного Главнокомандующего на заседании Московского Совета депутатов трудящихся 6 ноября 1944 года. Тогда Сталин заявил: "Решающие успехи Красной Армии в этом году, и изгнание немцев из пределов советской земли были предрешены рядом сокрушительных ударов наших войск по немецким войскам".

 

 

 


Назад