Восьмой тур чемпионата России по футболу. Расписание игр, прогноз результатов

После паузы на игры сборной команды России наступает время 8-го тура чемпионата по футболу в Российской премьер-лиге

Магнитные бури в сентябре 2025-го: прогноз на месяц

Магнитные бури в сентябре – обзор геомагнитной обстановки: активность Солнца, прогноз по дням и влияние на самочувствие

ИСККРА представляет календарь праздничных и памятных дат на сентябрь 2025 года

14 – День танкиста

Год катастроф. Ученые предупреждают людей о глобальных угрозах Земле

Человечество привыкло считать XXI век эпохой технологий и безопасности. Но 2025-й может разрушить это ощущение. Ученые разных стран говорят все громче о том, что планета вступает в опасный период. Природа подает сигналы, которые слишком страшно игнорировать

Евгения Медведева анонсировала свое ледовое шоу в стилистике 2000-х годов

Шоу состоится 13 сентября на московской "ЦСКА Арене". В его рамках трибуны будут переделаны в танцпол, а выступления на льду будут сопровождаться композициями 2000-х годов, которые будут исполнены их авторами вживую

Температура в 2025-2029 годах останется на высоком уровне

"Глобальные климатические прогнозы показывают, что в ближайшие пять лет температура, как ожидается, останется на рекордном уровне или приблизится к нему, что увеличит климатические риски и воздействие на общество, экономику и устойчивое развитие", – сказано в документе

Семен Лавочкин – советский авиаконструктор, генерал-майор. Его самолет достиг скорости звука, а при испытании его ракеты он умер. К 125-летию со дня рождения

Авиаконструктор СССР, член-корреспондент Академии наук СССР, генерал-майор инженерно-авиационной службы, дважды Герой Социалистического Труда, четырежды лауреат Сталинской премии… На протяжении долгих лет подробности жизни Семена Лавочкина скрывались от общественности – таковы были требования секретности к профессии конструктора самолетов.

Семён Алексеевич Лавочкин родился (29 августа) 11 сентября 1900 года в Смоленске. Согласно нормам того времени, число гимназистов-евреев не должно было превышать 5%. Но Лавочкин с юных лет обладал трудолюбием и талантом, и в 1917 году ему удалось окончить гимназию в Курске с золотой медалью.

Юноша мечтал об институте, но пришлось идти в армию. Однако в 1920 году он поступил в Московское высшее техническое училище и после его окончания получил квалификацию инженера-аэромеханика.

Работать будущий авиаконструктор начал на авиационном заводе в Филях, а уже через два года пришел в конструкторское бюро французского инженера Ришара. Впоследствии в Бюро новых конструкций Лавочкин занялся конструкцией и компоновкой самолета. С тех пор и на всю жизнь авиаконструктор полюбил свое дело и стал создавать самолеты-истребители.

Талант Лавочкина заметил Туполев, он и пригласил его в Главное управление авиационной промышленности (ГУАП). В 1939 году Лавочкин стал главным конструктором по самолётостроению, в 1956-м – генеральным конструктором. В 1940 году совместно с М.И. Гудковым и В.П. Горбуновым авиаконструктор создал истребитель ЛаГГ-1, используя новый прочный материал – дельта-древесину.

В сентябре 1942 года первые серийные Ла-5, созданные Лавочкиным, были переброшены в Сталинград. Во время Великой Отечественной войны широко применялись истребители Ла-5Ф, Ла-5ФН, Ла-7. Именно на истребителях конструкции Лавочкина лучший ас СССР Иван Кожедуб сбил 62 фашистских самолёта.

После войны под руководством авиаконструктора были созданы первый отечественный самолёт со стреловидным крылом Ла-160 и Ла-176, на котором была достигнута скорость полёта, равная скорости звука. Работал над созданием реактивных самолётов. В его ОКБ-301 были разработаны серийный (Ла-15 – последний серийный самолет) и многие опытные реактивные истребители.

Лавочкин способствовал также созданию ракет. В 1954-1956-х годах им была разработана сверхзвуковая стратегическая крылатая ракета «Буря». Такого аппарата, способного к длительному полету в атмосфере в Советском Союзе еще не было.

Принимал активное участие в разработке зенитно-ракетной системы С-25 («Беркут») из 22 радиолокационных станций дальнего обнаружения, 56 зенитно-ракетных комплексов, дважды окружающих Москву, 7 технических баз и 14 командных пунктов управления, которая защищала столицу около 30 лет.

Советский авиаконструктор трижды избирался депутатом Верховного Совета СССР, был награжден тремя орденами Ленина, орденами Красного Знамени, Суворова, медалью «За боевые заслуги».

Скончался выдающийся конструктор Семён Алексеевич Лавочкин от сердечного приступа 9 июня 1960 года, во время испытаний его ракеты на полигоне Сары-Шаган в Карагандинской области. Был похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы.

Жена – Роза Герцевна Лавочкина (1903-1994), филолог, заведовала библиотекой. Дочь – Алла Семёновна Лавочкина (1930-2001). Сын – Александр (Алик) Семёнович Лавочкин (1938-1967), окончил МАИ, работал в ОКБ Миля.

Имя Лавочкина носит НПО в Химках (Подмосковье), образованное на базе ОКБ, которым он руководил. Также его именем названы улицы в Москве и Смоленске, там установлены бронзовые бюсты.

Самолеты С.А. Лавочкина:

ЛаГГ-1 – истребитель. Первый полёт – в 1940 году. Разработчики: Лавочкин, Горбунов, Гудков. Самолёт стоял на вооружении перед и во время Великой Отечественной войны. Использовался как истребитель, истребитель-перехватчик, истребитель-бомбардировщик, самолёт-разведчик. Всего было изготовлено около 100 самолётов ЛаГГ-1.

ЛаГГ-3 – истребитель. Доработка истребителя ЛаГГ-1. Первый полёт серийного ЛаГГ-3 – в январе 1941 года, а в марте самолёт был уже принят на вооружение. Всего было выпущено 6528 самолётов. Самолёт был снят с вооружения в 1944 году.

Ла-5 – истребитель. Первый полёт – в 1942 году. Всего за время серийного выпуска было изготовлено 10 002 самолёта Ла-5 всех модификаций. Ла-5 участвовал в боях практически на всех фронтах Великой Отечественной войны. В 1947 году самолёты Ла-5 и его модификации были официально сняты с вооружения.

Ла-7 – истребитель. Первый полёт – в 1944 году. Самолёт Ла-7 считается лучшим истребителем Второй мировой войны. Серийное производство Ла-7 продолжалось до 1945 года. Всего было изготовлено 5905 самолётов. Ла-7 был снят с вооружения в 1947 году.

Ла-ВРД – истребитель (проект). 1944 год. Проект истребителя нового типа с реактивными двигателями.

Ла-9 – одномоторный поршневой истребитель. Первый полёт в 1946 году. Серийный выпуск продолжался с 1946 по 1948 год. Всего было изготовлено 1559 самолётов. Ла-9 эксплуатировался до 1959 года. На базе Ла-9 был выпущен двухместный учебно-тренировочный самолёт Ла-9УТИ.

Ла-11 – одноместный дальний истребитель сопровождения. Первый полёт в 1947 году. Серийное производство – с 1947 по 1951 год. Всего было выпущено 1182 самолёта. Самолёт принимал участие в боевых действиях в Корее и Китае. Ла-11 эксплуатировался до 1966 года.

Ла-15 – одноместный реактивный истребитель. Первый полёт – в 1948 году. Самолёт эксплуатировался с 1949 по 1954 год. С 1953 года Ла-15 были сняты с вооружения и часть самолётов использовалось как мишени. Всего было изготовлено 235 самолётов.

Ла-126ПВРД – экспериментальный истребитель с прямоточным воздушно-реактивным двигателем. Проходил испытания в 1946-1947 годах.

Ла-138ПВРД – экспериментальный истребитель с прямоточным воздушно-реактивным двигателем. Проходил испытания в 1946-1947 годах.

Ла-150 – истребитель. Первый полёт – в 1946 году. Самолёт строился малой серией. Всего было изготовлено 8 самолётов.

Ла-152 – фронтовой истребитель. Первый полёт – в 1946 году. Самолёт был построен в единственном экземпляре. При проведении государственных испытаний в результате вынужденной посадки, из-за отказа двигателя, самолёт был сильно повреждён. В дальнейшем не восстанавливался, и проект Ла-152 был закрыт.

Ла-156 – опытный истребитель. Первый полёт – в 1947 году. На самолёте Ла-156 был осуществлён первый в СССР полёт с включением форсажа на взлёте. Всего было построено два экземпляра. Самолёт в дальнейшем использовался как летающая лаборатория.

Ла-160 «Стрелка» — фронтовой истребитель. Первый полёт — в 1947 году. Первый реактивный истребитель со стреловидным крылом. Ла-160 был построен в единственном экземпляре. В серийное производство самолёт не передавался.

Ла-168 – фронтовой истребитель. Первый полёт – в 1948 году. В процессе государственных испытаний Ла-168 показал отличные пилотажные данные, однако к этому времени уже было принято решение о серийном производстве МиГ-15, поэтому Ла-168 остался только в опытном экземпляре.

Ла-174ТК (тонкое крыло) – экспериментальный истребитель. Первый полёт – в сентябре 1947 года. Самолёт был построен в единственном экземпляре. Использовался как летающая лаборатория.

Ла-176 – экспериментальный истребитель. Первый полёт – в 1948 году. Ла-176 был первым самолётом, преодолевшим скорость звука. До конца 1948 года было сделано 6 полётов с преодолением звукового барьера. Официально был зарегистрирован результат полёта на высоте 7000 метров, скорость 1105 км/час.

Ла-190 – истребитель-перехватчик. Первый полёт в 1951 году. Истребитель создавался для борьбы с бомбардировщиками на высотах 15-16 тысяч метров. На Ла-190 впервые была превышена скорость звука в горизонтальном полёте. Из-за проблем с двигателем испытания самолёта были прерваны. В серийное производство самолёт не передавался.

Ла-200 – опытный всепогодный истребитель-перехватчик. Первый полёт – в 1949 году. Экипаж – два человека. В 1952 году был выпущен модернизированный перехватчик Ла-200Б. После испытаний самолёта с различными РЛС самолёт не был передан в серийное производство, так как в это время появилось управляемое ракетное оружие, которому военные отдали предпочтение.

Ла-17 – первый советский беспилотный самолёт-мишень. В нескольких модификациях производился с 1954 по 1992 год.

Ла-17М – беспилотный самолёт-мишень, модификация самолета Ла-17.

Ла-17Р – беспилотный самолет-разведчик, модификация самолета Ла-17.

Ла-250 – дальний сверхзвуковой истребитель-ракетоносец. Первый полёт – в 1956 году. Первый истребитель-перехватчик с ракетами «воздух-воздух» и системой наведения. После нескольких аварий во время испытаний самолёта в 1959 году все работы по Ла-250 были прекращены. Ла-250 был последним самолётом С.А. Лавочкина.

 

 


Назад