Путин получил безоговорочную поддержку россиян на выборах президента РФ. В том числе и в Мурманской области

Отметим, однако, что явка и уровень поддержки президента в Мурманской области очевидно выше, нежели в более ранние годы, однако оба показателя значительно ниже, чем в среднем по России

Интервью Президента России Владимира Путина Дмитрию Киселёву: «Я просто исполняю свой долг перед Россией и перед нашими людьми»

Владимир Путин ответил на вопросы Дмитрия Киселёва

Желающих приглашают переплыть озеро Имандра в Мончегорске

Летом на озере Имандра пройдёт заплыв в холодной воде X-WATERS Imandra-2024. Участникам предстоит преодолеть 10-километровую марафонскую дистанцию. Старт будет взят у Риж-губы 10 августа, а финиш запланирован на набережной Мончегорска

Назначена дата начала метеорологической весны в Москве

Начало метеорологической весны в Москве, по всей видимости, все-таки условно, но будет положено уже 15 марта – за 5-6 суток до астрономической (20 марта) и климатической (21 марта) весны. Снежный покров в столице полностью сойдет лишь к середине апреля

Весь март Землю будут атаковать магнитные бури

Метеозависимым людям необходимо держать под рукой успокоительные и другие лекарства. Также рекомендуется избегать стрессов и негативных эмоций

ИСКРРА представляет календарь праздничных и памятных дат на март 2024 года

18 – День воссоединения Крыма с Россией

В России живут самые красивые девушки в мире. Опрос

81% респондентов полагают, что самые красивые девушки живут в России, 11% – на Украине, 5% – в Белоруссии, а 3% выразили мнение, что по всему миру; каждый десятый затруднился ответить

ИСККРА берет паузу

Однако сайт остается активным, посетители могут пользоваться всеми опубликованными информационными и справочными материалами. Будут появляться лишь системные и не требующие отлагательств сообщения. О возобновлении работы сайта в полном объеме сейчас говорить рано, нужно отдохнуть. Справки, консультации, вопросы – по электронной почте на главной странице сайта и телефону 8-909-564-14-41

 

Андрей Чибис поздравил с 90-летием театрального режиссера Василия Киселева

Сегодня 90 лет исполнилось знаменитому мурманскому театральному режиссёру, заслуженному деятелю искусств РСФСР Василию Васильевичу Киселеву, 18 лет прослужившему в областном драматическом театре, 16 из которых – в должности главного режиссёра. На счёту мастера десятки постановок, одна из них – детский спектакль «Ищи ветра в поле» по мотивам русских народных сказок – до сих пор в репертуаре театра.

Юбилей Василий Васильевич встречал в кругу родных и близких. За праздничным столом собрались несколько поколений семьи Киселевых: супруга Василия Васильевича Нина Романовна, их дети Марина и Василий, внучка Мария. С днём рождения Василия Васильевича пришёл поздравить губернатор Мурманской области Андрей Чибис. Глава региона пожелал режиссеру здоровья, бодрости духа и пригласил стать почетным гостем открытия обновлённого здания драматического театра в следующем году. К этому событию Андрей Чибис и Василий Киселев договорились также издать мемуары режиссёра.

За чашкой чая Василий Васильевич поделился с Андреем Чибисом воспоминаниями о детстве в Красноярском крае, службе на флоте и в театре, учебе на курсе у легендарного Георгия Товстоногова, мнением о современной культуре и театре, предложениями по развитию театрального искусства в регионе. Особое место в разговоре заняли Север и люди, которые здесь живут.

«Мы уезжали из Мурманска в тёплый Севастополь. Но приняли решение вернуться. Здесь люди гораздо теплее. Мне 90 лет, и я поддерживаю и исполняю Ваш девиз: «На Севере – жить», – пошутил Василий Васильевич.

Об этом сообщила пресс-служба регионального правительства.

Василий Киселев – театральный режиссер, в 1965-1981 главный режиссер Мурманского областного драматического театра, заслуженный деятель искусств РСФСР (1974). Василий Васильевич Киселев родился 6 октября 1929 года в селе Макарово Дзержинского райна Красноярского края. Окончил гидрографический факультет Ленинградского ВВМУ им. М.В. Фрунзе (1952), Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии (1963). Служил в гидрографическом управлении Тихоокеанского флота. После демобилизации учился в Киевском театральном институте, затем в Ленинграде у Г.А. Товстоногова. Преддипломную практику проходил в Мурманске, был приглашен на постоянную работу в Мурманской областной драматический театр. С 1963 года – режиссер, с 1965 года – главный режиссер театра. Поставил здесь такие известные пьесы: «Так и будет» К. Симонова, «104 страницы про любовь» Э. Радзинского, «Троянской войны не будет» Ж. Жироду, «Аристократы» Н. Погодина, «Божественная комедия» И. Штока, «Чайка» А. Чехова, «На дне» М. Горького, «А зори здесь тихие» Б. Васильева и многие другие. С 1982 года – главный режиссер Севастопольского театра драмы. С 1987 года – на пенсии. С 1997 года вновь живет в Мурманске.

Чтобы полнее и эмоциональнее, что ли, представить юбиляра, предлагаю вашему вниманию очерк о Василии Васильевиче Киселеве одного из самых талантливых мурманских журналистов Павла Вишневского, написанный, правда, пять лет назад, в 2014 году. К счастью, он актуален и сегодня.

Василий Киселев: «Театр любит подлинные чувства»

Ну кто же из мурманских театралов не помнит Василия Киселева, некогда главного режиссера облдрамы! На 1960-1970-е годы пришлась эпоха расцвета нашего театра, а Василий Васильевич как раз в то время стоял у творческого штурвала.

Порядок звезд - произвольный

– Когда мне в 1982 году предложили возглавить труппу Севастопольского драмтеатра, то, быть может, по легкомыслию мне подумалось, а почему бы не встретить старость в благословенном Крыму? Но через какое-то время мы с женой поняли подспудный смысл расхожей фразы: «Мурманчане – это судьба…» И через пятнадцать лет мы с легким сердцем вернулись в Мурманск, – говорит мне Василий Васильевич на заснеженной весенней улице Полярные Зори.

Согласитесь, ход небанальный. Обычно-то пенсионеры тянутся на юг, а вот бывший театральный режиссер и бывшая мурманская учительница двинулись по встречке.

– Жизнь побросала меня по стране от Енисея до Невы, из Владивостока в Киев и снова в Ленинград, но лучше людей, чем в Мурманске, я так и не встретил, – твердо убежден очень немолодой человек на пороге своего 85-летия.

К театральной самодеятельности Василия Васильевича пристрастил еще учитель литературы в школе на далеком прииске Южно-Енисейск. И потом в Ленинграде юноша в свободное время ходил только по театрам, хотя поступил в военно-морское училище им. Фрунзе. Распределили лейтенанта-гидрографа Киселева на Тихоокеанский флот, а в перерывах между тралением мин, оставшихся после войны с Японией, молодой моряк играл в театре Дома офицеров.

«Учиться тебе, Вася, надо было в театральном!» – на полном серьезе советовали актеры театра драмы Владивостока. А тут как раз и хрущевское резкое сокращение численности армии подоспело.

Демобилизованный офицер поступил сначала в Киевское театральное училище, а после первого семестра перевелся в хорошо знакомый Ленинград, на курс Георгия Товстоногова.

– Мне повезло, что у Георгия Александровича как раз освободилось в театральном институте местечко, потому что одна из студенток перевелась во ВГИК. Потом-то я узнал фамилию этой студентки – знаменитый кинорежиссер Кира Муратова! – улыбается сегодня Василий Васильевич причудам юности, когда все звезды выстраивались на небе в произвольном порядке.

Подарок Симонова

Дипломный спектакль, поставленный практикантом Киселевым по пьесе Алексея Арбузова «Таня», открывал в 1963 году новое здание мурманской драмы. Но куда интереснее и значительнее оказался второй спектакль, поставленный начинающим режиссером.

В 1964 году театральная общественность Заполярья отмечала 20-летие пьесы Константина Симонова «Так и будет», которую знаменитый писатель сочинил именно в Мурманске в 1944 году, будучи военным корреспондентом.

– Увидев приказ о распределении ролей, Корнелий Баздеров (ему выпала главная роль Савельева) прибежал ко мне со словами: «Пока не поздно, замените меня Тумановым! Ведь не осилю, подведу!» Вот так требователен к себе был большой актер! – размышляет сегодня режиссер. – Туманов был первым в нашем театре народным артистом РСФСР. Высокого роста, с крупным выразительным лицом, Вахтанг Давыдович сразу же запомнился мне в роли Ивана Грозного, когда я приехал в Мурманск. А играть он мог все - и комедию, и трагедию, и сатиру. Если кого и можно было назвать любимцем мурманчанок, то, конечно, его. У него даже был свой столик в «Дарах моря», который официантки приберегали для кумира! – окунается в прошлое бывший главреж и продолжает:

– А вот Баздерова отличало чувство меры, своеобразная мужественная простота. Корнелий Александрович никогда не пережимал, не переигрывал. Именно такой актер мне был и нужен для симоновской пьесы. И еще одно у него было замечательное качество - он всегда верил режиссеру. Даже начинающему! И мне поверил.

И вот мурманский спектакль посмотрел Симонов. В театре его встретили овацией, а потом в приватной беседе знаменитый писатель за рюмкой чая подарил Киселеву книгу своих стихов с теплой надписью. Дело было в маленькой обкомовской гостинице, которая в 1964 году располагалась на первом этаже дома за памятником Ленину.

«У нее всё на месте!»

– Театр любит подлинные чувства, поэтому многие пьесы я ставил под конкретного актера, – бросает прочувствованную ремарку патриарх мурманской сцены.

Однажды Василий Васильевич увидел в одной из комедий театра Северного Флота молодую актрису, которая чудесно двигалась и пела. Первая мысль – нормальная, режиссерская: вот бы переманить в свой театр!

– Прихожу к нашему директору Валерию Минину, дескать, как быть? А сложность в том, что с худруком флотского театра Исаем Шойхетом тогда было джентльменское соглашение друг у друга актеров не переманивать. Исай Борисович при этом сводил на нет наше главное преимущество: у нашего театра был свой дом, а они были, по сути, передвижниками. Но нашего Минина тоже на кривой козе не объедешь! Когда Шойхет прибежал к нам со словами: «Ребята, вы нарушаете конвенцию!», Минин выложил главный козырь: «Мы, наоборот, сохраняем молодую актрису для области! Она собирается уезжать…» Крыть нечем. Испокон веку не было в Мурманске актера, который бы хоть однажды не бросил в сердцах ритуальную фразу: «Плюну на все и уеду в Урюпинск!», – молодеет на глазах седовласый Киселев.

Звали актрису, из-за которой едва не началась закулисная Троянская война, Марина Скоромникова. Думается, главреж облдрамы предчувствовал тогда, за кого воюет. Когда впоследствии в Москве на сцене Всесоюзного театрального общества именитый драматург Алексей Арбузов увидел мурманскую трактовку своей «Старомодной комедии», то заявил буквально следующее:

– Видел-перевидел этот спектакль, но лучшая исполнительница в стране – Скоромникова!

– Я до сих пор храню запись песни из этого спектакля в исполнении Марины Петровны. Какую щемящую музыку написал тогда мурманский композитор Михаил Тавриков! – на ностальгическом полушепоте говорит человек из тогдашнего времени и вдруг оживляется:

– А первой пьесой, поставленной под Скоромникову, стала «Барабанщица» Афанасия Салынского. Там по сюжету есть эпизод, где советская разведчица танцует полуголой в кабаре перед врагами. Театр тогда был поцеломудреннее, и мы до последнего тянули на репетициях с этой сценой. Но на генеральной деваться некуда! Сидим мы в пустом зале с главным художником Валентином Чудзиным, перед нами микрофоны. И вот выходит на сцену Марина Петровна в купальнике, молодая и стройная. Чудзин, не выдержав, наклоняется ко мне: «Ну как?» Я отвечаю вполголоса: «У нее всё на месте!» Даже забыли, что микрофон включен. Потом, через годы, Марина Петровна призналась мне: «Ваша реплика тогда так меня поддержала!» И, к слову, роль будущая народная артистка РСФСР играла замечательно.

Казалось, навсегда

– Эх, не успел я в свое время перетянуть в наш театр флотскую актрису Аллу Журавлеву, хотя мог бы и воспользоваться личным с ней знакомством, – корит себя задним числом некогда вершитель актерских биографий.

Мы, наверное, затерли в быту словечко «эпоха». Но что же осталось в зрительской памяти от той театральной мурманской, не побоюсь этого слова, эпохи?

Спектакль по пьесе Виктора Розова «Гнездо глухаря», который шел в облдраме только на аншлагах? Мелодрама Эдварда Радзинского «104 страницы про любовь», после которой занавес опускался в полной тишине, а зрители в зале плакали, забыв про овацию? Горьковская «На дне», о спорной трактовке которой местным театром мурманские десятиклассники устраивали диспуты на уроках? Или философская головоломка Жана Жироду «Троянской войны не будет», о которой в «Театральной энциклопедии» черным по белому написано, что пьеса впервые в СССР поставлена в Мурманске?

В «сухом остатке» у Василия Васильевича Киселева осталась огромная групповая фотография, подписанная в 1982 году в знак благодарности всем личным составом облдрамы, когда главреж навсегда уезжал из Мурманска к берегам Черного моря. Казалось, навсегда уезжал.

 


Назад