Москвичам рассказали о погоде в июле: в середине месяца «посвежеет»

Сильная жара в московском регионе не будет долгой, 13 июля "посвежеет" до +28 градусов, потом температура вернется в климатическую норму, сообщил ведущий специалист центра погоды "Фобос" Евгений Тишковец"

XIX Съезд КПРФ принял резолюцию о признании доклада Хрущева о Сталине ошибочным

Принятая резолюция связана с восстановлением полноты исторической справедливости в отношении Иосифа Сталина

ИСККРА представляет календарь праздничных и памятных дат на июль 2025 года

17 – День памяти преподобного Андрея Рублева, знаменитого русского иконописца

РФС утвердил состав участников нового сезона Российской премьер-лиги

В РПЛ в новом сезоне выступят «Краснодар», «Зенит», ЦСКА, «Спартак», «Динамо» Москва, «Локомотив», «Рубин», «Ростов», «Акрон», «Крылья Советов», «Динамо» Махачкала, «Ахмат», «Балтика», «Торпедо», «Сочи», «Нижний Новгород»

Солнечная активность переживает спад. Следующий пик наступит только в 2034 году

В тоже время риски крупных вспышек на Солнце и магнитных бурь на Земле сохранятся еще два-три года

Температура в 2025-2029 годах останется на высоком уровне

"Глобальные климатические прогнозы показывают, что в ближайшие пять лет температура, как ожидается, останется на рекордном уровне или приблизится к нему, что увеличит климатические риски и воздействие на общество, экономику и устойчивое развитие", – сказано в документе

Газопровод "Волхов – Мурманск" введут в эксплуатацию до 2030 года

Президент России Владимир Путин поручил подготовить предложения по актуализации положений указов об основах государственной политики в Арктике и стратегии развития Арктической зоны. Перечень поручений по итогам рабочей поездки президента РФ в Мурманск 27 марта 2025 года опубликован на сайте Кремля

Микаэл Таривердиев писал потрясающую музыку и учил под нее петь просто… К 90-летию со дня рождения соавтора фильмов «Семнадцать мгновений весны» и «Ирония судьбы или С легким паром!»

Композитор Микаэл Леонович Таривердиев родился 15 августа 1931 года в городе Тифлисе (ныне Тбилиси) Грузии.

В детстве занимался боксом, конным спортом, мотоциклом. Был членом сборной Грузии по плаванию. При всем этом предпочтение отдавал музыке. Учился в музыкальной школе при Тбилисской консерватории по классу фортепиано, в музыкальном училище Тбилиси по классу композиции.

В 1945 году в Тбилисском театре оперы и балета на музыку юного композитора были поставлены два одноактных балета – "На берегу" и "Допрос".

Проучившись полтора года в Ереванской консерватории, Микаэл Таривердиев уехал в Москву, где поступил в Государственный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных (ныне Российская академия музыки имени Гнесиных), который окончил в 1957 году. Был учеником известного советского композитора Арама Хачатуряна.

В институтские годы Таривердиев написал свои первые вокальные циклы, состоялся его дебют как композитора в Большом зале Московской консерватории, где его романсы исполнила тогда известная певица Зара Долуханова.

Будучи студентом, он стал автором музыки к фильму "За бортом" (1958), затем написал музыку к картинам "Юность наших отцов" (1958), "Человек идет за солнцем" (1961), "Мой младший брат" (1962), "До свидания, мальчики" (1964) и другим.

В 1970-х годах на экраны вышли знаменитые фильмы "Семнадцать мгновений весны" (1973) и "Ирония судьбы, или С легким паром!" (1975), в которых звучит музыка Таривердиева.

Всего композитор написал музыку более чем к 130 фильмам, в их числе "Ошибка резидента" (1968) и другие фильмы этого цикла, "Король-олень" (1969), "Пропавшая экспедиция" (1975), "Золотая речка" (1976), "Загадка Эндхауза" (1990), "И возвращается ветер…" (1991), "Русский регтайм" (1993), "Летние люди" (1995).

В рамках кинематографа Микаэл Таривердиев провозгласил "третье направление" в музыке, суть которого – донести поэзию просто, без поставленного голоса. Музыка должна быть написана на лучшие, часто необычные стихи. Первым из композиторов Микаэл Таривердиев обратился к поэзии Беллы Ахмадулиной, Андрея Вознесенского, Евгения Евтушенко. С попыткой создать новый стиль исполнения связана работа композитора с Еленой Камбуровой, вокальным дуэтом Галины Бесединой и Сергея Тараненко, вокальным трио "Меридиан". С музыкой Таривердиева связан дебют Аллы Пугачевой в кинематографе – в музыкальной сказке "Король-олень", а также фильме "Ирония судьбы, или С легким паром".

Микаэл Таривердиев написал музыку к спектаклям "Назначение" и "Восхождение на Фудзияму" театра "Современник", "Прощай, оружие!" театра Ленком, "Герой нашего времени" Театра на Таганке, "Преступная троица" и "Король, дама, валет" Московского театра "Сфера" и др.

Таривердиев много работал в области инструментальной музыки. Им написаны концерты для органа ("Кассандра", "Полифоническая тетрадь"), десять хоральных прелюдий "Подражание старым мастерам", симфония для органа "Чернобыль". Среди сочинений Таривердиева – два концерта для скрипки с оркестром, "Концерт в романтическом стиле для альта и струнного оркестра", созданный по заказу Юрия Башмета.

Оперы Таривердиева "Кто ты?" и "Граф Калиостро" были поставлены в московском Камерном музыкальном театре Борисом Покровским, моноопера "Ожидание" – в Камерном музыкальном театре под руководством Бориса Покровского, Софийском театре оперы и балета, Ереванском театре оперы и балета.

Таривердиев написал балеты "Тень", "Поэма о счастье", "Девушка и смерть", "Девочка на шаре".

Для голоса и фортепиано композитором созданы циклы: "Сонеты Шекспира", "Акварели" (на слова средневековых японских поэтов), "Прощай, оружие" (на слова Эрнеста Хемингуэя), "Грустные песни" (на слова Аветика Исаакяна), "Следы на песке" (на слова Семена Кирсанова), а также вокальные циклы на слова средневековых индийских поэтов, российских и советских поэтов Марины Цветаевой, Владимира Маяковского, Михаила Светлова, Беллы Ахмадулиной, Леонида Мартынова, Андрея Вознесенского, Евгения Евтушенко и других.

С 1979 года Микаэл Таривердиев был секретарем правления Союза композиторов РСФСР, возглавлял со дня основания гильдию композиторов кино Союза кинематографистов России, был художественным руководителем Международной благотворительной программы "Новые имена".

Творчество Микаэла Таривердиева было отмечено Государственной премией СССР (1977), премией Ленинского комсомола (1977), орденом Трудового Красного Знамени (1982). В 1986 году ему было присуждено звание Народного артиста РСФСР.

Таривердиев был лауреатом 18 международных премий, в том числе премии Американской академии музыки (1975), премии японской звукозаписывающей фирмы "Виктор"(1978); трижды лауреатом премии "Ника" за лучшую музыку к фильму года (1990, 1993, 1996).

В 1960-х годах Таривердиев был отчаянно влюблён в актрису Людмилу Максакову. 9 мая 1967 года они вместе ехали на машине по Ленинградскому проспекту. Из разных данных неясно, кто из них был за рулём. Внезапно на дорогу выскочил человек, и был сбит автомобилем. Таривердиев заявил, что за рулём был он. Композитора осудили на два года. Поскольку следствие длилось тоже два года, после суда его освободили. В фильме «Вокзал для двоих» фактически экранизирован этот эпизод его жизни. Максакова его оставила: во время последнего заседания уехала с друзьями. После этого Таривердиев решительно прекратил роман с актрисой.

Первая жена (с 1958-1971) – Елена Андреева (1926-2000), солистка филармонии. Сын – Карен Таривердиев (1960-2014), выпускник Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища, майор, участвовал в войне в Афганистане в подразделениях спецназа ГРУ, награждён орденом Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды и медалями, несколько раз был тяжело ранен. После служил в Старокрымской бригаде, в Германии и в Чучковской бригаде спецназа. После отставки работал журналистом, публиковался в центральных изданиях России, работал на телевидении в передаче «Дорожный патруль». Внучка – Анна Кареновна Таривердиева (род. 1985), редактор, переводчик.

Вторая жена: Элеонора Петровна Маклакова (род. 1939) – художник-постановщик, Народный художник РФ, профессор.

Третья жена (с 1990): Вера Гориславовна Колосова (род. 1957). Окончила Музыкальный институт им. Гнесиных, музыковед. Была сотрудником газеты «Советская культура». Президент Благотворительного Фонда Микаэла Таривердиева, арт-директор Международного конкурса органистов имени Микаэла Таривердиева. Приёмный сын – Василий (сын Колосовой от первого брака, до 13 лет жил в семье Таривердиевых).

Микаэл Таривердиев скоропостижно скончался от острого сердечного приступа 25 июля 1996 года в последний день отдыха в сочинском санатории «Актёр», накануне обратного вылета в Москву, не дожив три недели до своего 65-летия. Похоронен на Армянском кладбище Москвы.

В 1997 году была издана его книга "Я просто живу". К печати ее подготовила Вера Таривердиева, перу которой принадлежит и последняя глава книги.

Имя Микаэла Таривердиева носит единственный в России Международный конкурс органистов, который с 1999 года проводится каждые два года в Калининграде. В 1988 году в рамках основного конкурса российского фестиваля "Кинотавр" учреждена премия за лучшую музыку имени Микаэла Таривердиева.

В 2002 году Микаэл Таривердиев вошел в Книгу рекордов Гиннеса как обладатель самого большого количества премий за музыку, написанную для кино.

 

 


Назад