16 сентября 2020 09:51
Российский офицер и исследователь Арктики Борис Вилькицкий впервые в истории провел экспедицию по Севморпути. Один день в истории
Борис Андреевич Вилькицкий (1885-1961) – русский гидрограф, геодезист, исследователь Арктики – в 1915 году впервые в истории мореплавания прошел сквозным рейдом в западном направлении по Северному морскому пути из Владивостока в Архангельск.
В 1914 году перед гидрографической экспедицией Вилькицкого была поставлена задача совершить переход Севморпутем с востока на запад с одновременным выполнением научных исследований. Ледокольные пароходы «Вайгач» и «Таймыр» вышли из Владивостока 7 июля 1914 года. Переход проходил в сложных гидрометеорологических и навигационных условиях во льдах. С сентября 1914 по июль 1915 года суда зимовали во льдах в заливе Толля у Таймыра, но и в это время моряки и специалисты-гидрографы продолжали вести исследовательские работы.
Впервые в истории экспедиция пыталась применить в Арктике самолет, который однако вышел из строя в первом же испытательном полете.
Освободившись из ледового плена, гидрографические суда продолжили движение на запад и 16 сентября 1915 года прибыли в Архангельск. Так завершилось первое в истории мирового мореплавания сквозное плавание Северным морским путем.
Экспедиция произвела многочисленные наблюдения над господствующими ветрами, течениями, толщиной и состоянием льдов, их перемещением, глубинами северных морей, составила описи ряда мысов, уточнила координаты пунктов южного побережья архипелага Северная Земля. Между Карским морем и морем Лаптевых был открыт пролив, названный в честь начальника экспедиции.
Борис Андреевич Вилькицкий родился 3 апреля 1885 года. Участвовал в русско-японской (1904-1905) и Первой мировой войнах.
В 1913-1915 годах – начальник гидрографической экспедиции, направленной для исследования возможностей прохода судов Северным морским путем. Экспедиция совершила первое сквозное плавание из Владивостока в Архангельск, открыла неизвестный архипелаг, названный Землей императора Николая II (ныне Северная Земля) – последнее крупное географическое открытие в Арктике в XX веке.
В июне 1918 года назначен начальником гидрографической экспедиции Западно-Сибирского района Северного Ледовитого океана для обеспечения вывоза хлеба в европейскую часть России, находился в распоряжении правительства Северной области (Архангельск).
19-21 февраля 1918 года руководил эвакуацией войск Северной армии из Архангельска, командовал ледокольным пароходом «Косьма Минин», буксируя яхту «Ярославна», в сопровождении ледокола «Канада». По пути в Норвегию в районе полуострова Рыбачий принял под свою команду пароходы «Кильдин» и «Ломоносов», вышедшие из Мурманска, 26 февраля 1918 года привел корабли с солдатами белой армии и беженцами в Тромсё. После перевел «Косьма Минин» и другие пароходы на Чёрное море, передав их в состав Черноморского флота русской армии генерала Врангеля. В 1920 году эмигрировал в Англию.
В 1923-1924 годах по приглашению советских внешнеторговых организаций возглавлял 3-ю и 4-ю Карские товарообменные экспедиции.
Жил и умер в Бельгии, в 1996 году его прах перезахоронен на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге, рядом с могилами отца и брата.
Именем Вилькицкого названы пролив у полуострова Таймыр и остров в море Лаптевых.