Гидрометцентр о погоде летом 2024 года: холодным оно не будет

Спрогнозировать, насколько сильно погода летом будет выше нормы, пока невозможно

Краболовный сезон в Заполярье открывается с 1 мая

Для лова выделено 8 участков в прибрежной зоне Баренцева моря. Лов краба будет вестись с 1 мая по 31 декабря

Результаты обсуждения в Мурманске борьбы с угольной пылью: она останется, порт в центре города будет работать

В правительстве Мурманской области состоялась встреча губернатора Андрея Чибиса и генерального директора НТК (Национальной транспортной компании) Михаила Кузнецова.
Ключевой темой обсуждения стала деятельность Мурманского морского торгового порта, входящего в НТК, по перевалке навалочных грузов, основу которых составляет уголь, поставляемый на экспорт из одиннадцати угледобывающих регионов России

ИСККРА представляет календарь праздничных и памятных дней на апрель 2024 года

27 – Лазарева суббота у православных христиан, суббота перед Вербным воскресеньем, православный праздник

Ветераны-подводники выступили против утилизации АПЛ "Дмитрий Донской"

В феврале 2023 года стало известно, что атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения ТК-208 "Дмитрий Донской" проекта 941 "Акула" вывели из состава ВМФ России и отправили на военно-морскую базу в Северодвинске, где он ожидает утилизации

Российский офицер и исследователь Арктики Борис Вилькицкий впервые в истории провел экспедицию по Севморпути. Один день в истории

Борис Андреевич Вилькицкий (1885-1961) – русский гидрограф, геодезист, исследователь Арктики – в 1915 году впервые в истории мореплавания прошел сквозным рейдом в западном направлении по Северному морскому пути из Владивостока в Архангельск.

В 1914 году перед гидрографической экспедицией Вилькицкого была поставлена задача совершить переход Севморпутем с востока на запад с одновременным выполнением научных исследований. Ледокольные пароходы «Вайгач» и «Таймыр» вышли из Владивостока 7 июля 1914 года. Переход проходил в сложных гидрометеорологических и навигационных условиях во льдах. С сентября 1914 по июль 1915 года суда зимовали во льдах в заливе Толля у Таймыра, но и в это время моряки и специалисты-гидрографы продолжали вести исследовательские работы.

Впервые в истории экспедиция пыталась применить в Арктике самолет, который однако вышел из строя в первом же испытательном полете.

Освободившись из ледового плена, гидрографические суда продолжили движение на запад и 16 сентября 1915 года прибыли в Архангельск. Так завершилось первое в истории мирового мореплавания сквозное плавание Северным морским путем.

Экспедиция произвела многочисленные наблюдения над господствующими ветрами, течениями, толщиной и состоянием льдов, их перемещением, глубинами северных морей, составила описи ряда мысов, уточнила координаты пунктов южного побережья архипелага Северная Земля. Между Карским морем и морем Лаптевых был открыт пролив, названный в честь начальника экспедиции.

Борис Андреевич Вилькицкий родился 3 апреля 1885 года. Участвовал в русско-японской (1904-1905) и Первой мировой войнах.

В 1913-1915 годах – начальник гидрографической экспедиции, направленной для исследования возможностей прохода судов Северным морским путем. Экспедиция совершила первое сквозное плавание из Владивостока в Архангельск, открыла неизвестный архипелаг, названный Землей императора Николая II (ныне Северная Земля) – последнее крупное географическое открытие в Арктике в XX веке.

В июне 1918 года назначен начальником гидрографической экспедиции Западно-Сибирского района Северного Ледовитого океана для обеспечения вывоза хлеба в европейскую часть России, находился в распоряжении правительства Северной области (Архангельск).

19-21 февраля 1918 года руководил эвакуацией войск Северной армии из Архангельска, командовал ледокольным пароходом «Косьма Минин», буксируя яхту «Ярославна», в сопровождении ледокола «Канада». По пути в Норвегию в районе полуострова Рыбачий принял под свою команду пароходы «Кильдин» и «Ломоносов», вышедшие из Мурманска, 26 февраля 1918 года привел корабли с солдатами белой армии и беженцами в Тромсё. После перевел «Косьма Минин» и другие пароходы на Чёрное море, передав их в состав Черноморского флота русской армии генерала Врангеля. В 1920 году эмигрировал в Англию.

В 1923-1924 годах по приглашению советских внешнеторговых организаций возглавлял 3-ю и 4-ю Карские товарообменные экспедиции.

Жил и умер в Бельгии, в 1996 году его прах перезахоронен  на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге, рядом с могилами отца и брата.

Именем Вилькицкого названы пролив у полуострова Таймыр и остров в море Лаптевых.


 


 


Назад