22 сентября 2025 15:21
Микалоюс Чюрленис – известный литовец, не знавший литовского языка, художник и композитор. К 150-летию со дня рождения, из которых он прожил 36 лет
Микалоюс Константинас Чюрлёнис (до 1955 года использовалась русская форма имени Николай Константинович Чурлянис) – литовский и российский композитор и художник, родоначальник профессиональной литовской музыки, далеко раздвинувший своим творчеством границы национальной и мировой культуры.
Родился 10 (22) сентября 1875 года в деревне Старые Ораны, детство провёл в Друскениках, где его отец, Константин Чурлянис, был органистом. Мать по имени Адель Радманн была немецкого происхождения, из семьи евангелистов, эмигрировавших из Регенсбурга в связи с гонениями со стороны католической церкви. В семье говорили на польском языке, Чюрлёнис на протяжении всей своей жизни писал дневники только по-польски, как и все свои литературные произведения, а также большинство писем.
Когда у мальчика проявились способности к музыке, он был зачислен в музыкальную школу князя Марка Огинского (1849-1902) в Плунге. Князь начал относиться к Чюрлёнису с большой симпатией. В этой школе и княжеском оркестре началась профессиональная музыкальная карьера будущего композитора и художника.
Князь предложил Чюрлёнису поступить в Варшавский музыкальный институт и обеспечил его стипендией. В 1899 году, после защиты диплома, Чюрлёнис получил от князя в подарок пианино. Написал симфоническую поэму «В лесу», которая стала первым литовским симфоническим произведением. Уехав в Германию, он обучался там музыке в Лейпцигской консерватории.
После смерти князя Чюрлёнис, оставшийся без стипендии, вынужден был покинуть Лейпциг, а осенью 1902 года уехать в Варшаву. Здесь он учился живописи в рисовальной школе и в художественном училище. Работы Чюрлёниса получили одобрение, и «ему… была предоставлена свобода в реализации своих замыслов».
Около 1904 году он в Варшаве руководил хором. Впервые экспонировал свои работы как художник в Варшаве в 1905 году. В 1906 году его произведения демонстрировались на выставке учеников Варшавского художественного училища в Санкт-Петербурге.
Успех Чюрлёниса был хорошо воспринят в среде его соотечественников, поскольку им импонировало, что по происхождению он – литовец, хотя и не знающий литовского языка.
В январе 1907 года в Вильне была организована первая выставка литовского изобразительного искусства, одним из инициаторов и участников которой стал Чюрлёнис. Это послужило причиной его возвращения на родину.
Широко известный портрет Чюрлёниса – официальный, многократно растиражированный, но искажающий его внешность, на котором художник выглядит много старше своих лет (неполных 33 года), — сделан после бессонной ночи, проведённой им во время подготовки к выставке литовского искусства весной 1908 года.
В 1908 году он жил в Вильне, где руководил хором, часть времени проводил в родном доме в Друскининкае и Паланге.
Ещё в 1905 году он начал пропагандировать «возрождение литовцев». Однако его намерения были встречены настороженно, с возмущением. Соседям было непонятно, почему в его родном доме всегда весело, поскольку там ежедневно звучала музыка.
Малонаселенный, лесной регион, где находится Друскининкай, до XIV века оставался во многом языческим краем. И после, хотя здесь укрепилось католичество, в среде местных жителей были широко распространены суеверия. Появившийся в Друскининкае в 1908 году автобус внушал тут многим ужас; завидев его на дороге, люди спешили укрыться в лесу. В такой атмосфере обывателей было нетрудно настроить против идеи национального возрождения, а его сторонников объявить «литвоманами», язычниками и колдунами. В этом же направлении действовало и польское духовенство.
В Вильне Чюрлёнис познакомился с молодой начинающей писательницей, увлечённой идеей поднять уровень литовской национальной культуры, и женился на ней в 1909 году. Это была София Чюрлёнене-Кимантайте (1886-1958).
Осенью 1908 года в Петербурге Чюрлёнис вошёл в круг художников, позднее создавших объединение «Мир искусства». В январе и феврале следующего года на выставке этого объединения были выставлены 125 картин Чюрлёниса.
Приезд в Петербург тяжело отразился на его настроении по причине неопределённости перспектив, и вследствие того, что он столкнулся с равнодушием и непониманием своих намерений. Он испытывает глубокое разочарование от встреч с единомышленниками, которые пытались создать национальную культуру на базе фольклора или же понятной всем живописи, воспроизводившей знакомые пейзажи. Помимо этого художник испытывал настоящую нужду, когда не хватало денег на краски.
В 1909 году Чюрлёнис с воодушевлением взялся за свою наиболее масштабную работу – занавес для общества «Рута» размером 4×6 метра (на фото). Он собственноручно загрунтовал холст и расписал его, использовав стремянки. Но этот его труд оказался непонятым, что серьёзно повлияло на психическое состояние автора.
К весне 1910 года состояние его здоровья ухудшилось, и он был помещён в санаторий «Красный Двор» в варшавском пригороде Пустельники.
В марте 1911 года он сообщил открыткой родителям о своём намерении провести лето с ними в Друскениках, однако 10 апреля умер от простуды. Его могила находится на кладбище Росса в Вильнюсе.
Жена Чюрлёниса София Чюрлёнене-Кимантайте (1886-1958), писательница, поэтесса, литературный критик, драматург, переводчик, педагог, общественный деятель, заслуженный деятель науки Литовской ССР (1954), пережила супруга на 47 лет. Дочь Данута (1910-1995) родилась незадолго до его смерти.
Музыкальное творчество художника остается в тени его живописных работ.