30 января 2019 14:26
Для развития Севморпути необходимо построить 100 судов, ходящим под флагом России. К итогам заседания Морской коллегии при Правительстве РФ
Во вторник вице-премьер Юрий Борисов на заседании Морской коллегии сообщил, что за последние семь лет было построено более 150 транспортных морских судов и судов типа «река-море», из них на российских верфях – более 80 единиц.
При этом Комплексным планом модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года предусматривается увеличение объёма перевозок грузов в акватории Северного морского пути (СМП) до 80 миллионов тонн. Предварительная оценка потребности в судах ледового плавания для освоения прогнозного грузопотока по СМП составит более 100 новых судов, в том числе: ледоколы, газовозы для перевозок СПГ, танкеры для перевозки сырой нефти и газового конденсата, вспомогательные, аварийно-спасательные, навигационно-гидрографические и другие суда. Кроме того, России требуется новый современный сухогрузный флот: контейнеровозы, балкеры для вывоза угля, паромы, рефрижераторы, пассажирские суда.
Если большая часть этих судов будет построена и зарегистрирована под флагом Российской Федерации, то доля в общем объёме перевозок национальных внешнеторговых грузов будет существенно увеличена.
Министерство транспорта РФ считает необходимым наращивать перевозки внешнеторговых грузов судами под российским флагом и прорабатывает меры для стимулирования привлечения таких судов к перевозкам. Об этом сообщил журналистам замминистра транспорта Юрий Цветков по итогам заседания Морской коллегии при Правительстве РФ.
По его словам, сейчас, несмотря на рост дедвейта и количества судов под российским флагом, доля РФ в перевозках внешнеторговых грузов остается незначительной – около 2%.
"Из 816,5 млн тонн (грузооборот портов РФ в 2018 году) – только 12-14 миллионов тонн перевозится судами под российским флагом, меньше чем 2%. Мы это видим как потенциальную грузовую базу, мы это видим как экспорт услуг, мы видим, как снизить риски зависимости от внешних судовладельцев", – отметил замминистра.
"Что мы здесь предложили: возможно, тем компаниям, которые получают преференции, льготы, либо субсидирование из федерального бюджета, дополнительно дать как домашнее задание – на рыночных условиях привлекать суда под российским флагом. Второе мероприятие мы рассматриваем и еще должны дополнительно поработать с министерствами и ведомствами, это по судам (судовладельцам), в которых контрольный пакет акций принадлежит государству. Там мы тоже предложили как-то вовлекать российское судостроение и суда под российским флагом в перевозку внешнеторговых грузов".
"Имея в виду, что у нас экспорт составляет более 80% в грузообороте портов, мы считаем, что тут, особенно в части энергоносителей, должны присутствовать российские компании, поскольку это отражается на экономической безопасности государства", – подчеркнул Цветков.
"Мне кажется, это справедливо, когда компания получает поддержку из бюджета, мы платим налоги и хотели бы, чтобы государство создало нам условия рыночные, чтобы мы могли быть привлечены к перевозке внешнеторговых грузов", – сказал замминистра. Он напомнил, что для строительства флота важнейшим вопросом является финансирование, и, например, банки обращают внимание на наличие у судовладельца долгосрочных (чартерных) контрактов на перевозку грузов и известным грузовладельцем.
Вице-премьер пояснил, что субсидии направлены на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и лизинговым платежам и на возмещение части затрат на приобретение новых гражданских судов взамен судов, сданных на утилизацию (так называемый "утилизационный грант").
Минтранс считает возможным объединить такие меры поддержки судостроения, как утилизационный грант и субсидирование процентных ставок по кредитам и лизинговым платежам, а также продлить срок действия этих мер, сообщил Цветков.
Утилизационный грант – это единовременная выплата, которая компенсирует часть затрат на строительство новых судов гражданского назначения в случае сдачи на утилизацию прослуживших более 30 лет судов. При строительстве пассажирских судов возмещается 15% от стоимости нового судна, при строительстве других судов – 10%, на рыболовецкие суда и суда технического флота предоставляется субсидия в размере до 70 миллионов рублей.
"Как нам доложили судостроители, рубль в поддержку буквально через 4-5 лет обернется двумя рублями прибыли, которые придут в бюджет. Мы их в этом отношении поддерживаем", – резюмировал Цветков.
В работе Морской коллегии при Правительстве РФ приняла участие губернатор Мурманской области Марина Ковтун.