23 июня 2023 08:45
Наступает Иванов день
Иванов день – праздник летнего солнцестояния у народов Европы, приуроченный к церковному празднику Рождества Иоанна Предтечи. Отмечается 24 июня, иногда продолжается до дня апостолов Петра и Павла. Во многих странах официальные празднования начинаются еще накануне, то есть вечером 23 июня.
У древних европейских народов существовал языческий ритуальный праздник, связанный с природным явлением – летним солнцестоянием. По преданию, самая короткая ночь в году считалась бесовской, и отпугнуть всяческую нечисть можно было только громким шумом и огнем.
Считается, что в Иванов день зацветают волшебные травы, светятся подземные клады, звезды спускаются на землю. Обряды праздника имеют в основном охранительный характер или связаны с символикой плодородия: они сопровождаются действиями с растительностью, водой, огнем.
Раньше накануне Иванова дня собирали травы, обычно в полночь или перед восходом солнца, так как считалось, что магической силой обладает только трава, которой не коснулись лучи солнца. Часто с праздником связывают определенные растения: папоротник, полынь, иван-да-марья, купальница, чертополох, зверобой, клевер, арника, рута, ароматические растения – лавр, лаванда, вербена.
Вода на Иванов день воспринималась как целебная, было принято купаться и пить из источников. В Балтийском регионе девушки считали, что роса на Иванов день излечивает болезни кожи и делает лицо красивым. В ночь с 23 на 24 июня было принято пускать венки по воде и гадать. Если венок утонет – это плохой знак.
Один из основных ритуалов Иванова дня – разжигание костров. В деревнях костры обычно устраивали за околицей, часто на холмах, в Западной Европе – также в городах. Для зажигания костра часто использовался "живой", или "новый" огонь, то есть добытый трением. Считалось, что пламя обладает очистительным свойством и может сжечь все плохое. Сам по себе костер призван был "помочь" солнцу одолеть верхушку неба, он символизировал победу света над тьмой. Разжигая костер и поддерживая его до утра, люди приветствовали новое солнце. Крестьяне старались сделать костер как можно больше. По этому поводу часто устраивались состязания – у кого выше и ярче пламя.
Как правило, несколько дворов или хуторов собирались на общем кострище, где все принимали участие в подготовке большого костра. Кроме костров иногда зажигали огни на воде, сталкивали с гор горящие колеса и смоляные бочки.
Повсеместно вокруг костров водили хороводы, пели песни, прыгали через огонь как можно выше, чтобы рожь и пшеница уродились высокими. Молодежь прыгала парами для обеспечения счастливого супружества. Головешки и угольки ритуальных костров наделялись сакральной силой, их хранили целый год, как оберег от молнии, пожара, града и других стихийных бедствий, угрожающих посевам. Магической силой наделялся и дым костра. Им окуривали поля, чтобы обеспечить плодородие, и растения, чтобы снять вредоносную силу с одних и усилить целебные свойства других. Сквозь этот дым прогоняли скот.
"Ивановский костер" часто интерпретировался как "сожжение ведьмы", которую могли символизировать шест с лошадиным или коровьим черепом, венком, метла, дерево, чучело (у восточных славян – Купала, Мара, Морена).
Обряды Иванова дня имеют много общего как со святочными (гадания, купание и кропление водой, ряжение), так и с троицкими: украшение домов травой и цветами, завивание венков, пускание их по воде, наряжение деревца. После Иванова дня обычно снимались запреты на купание, заготовку трав.
В наши дни многие из этих обычаев либо забываются, либо совершаются формально, однако праздник до сих пор популярен у европейцев и символизирует торжество лета и расцвет жизненных сил.
Другой праздник, совпадающий с Рождеством Иоанна Крестителя, – это Иван Купала. Его отмечают славянские народы. В этот день принято собирать травы, плести венки, прыгать через костер, совершать обливания и гадать. После перехода на новый стиль праздник Ивана Купала отмечается в ночь на 7 июля.