2 октября 2015 16:54
Слава богу, в Мурманске наконец-то появился памятник треске
Сегодня в сквере на площади Пять Углов появилась новая городская скульптура в честь главной северной рыбы – трески.
Памятник представляет собой скульптурную композицию, установленную на северном камне. Параметры рыбы соответствуют ее природным: вес – 32 килограмма, длина – 1 метр 20 сантиметров. Работа выполнена мурманскими мастерами, уточнила пресс-служба мэрии.
Идея установить в Мурманске памятник треске – рыбе, которую действительно любят во многих семьях столицы Заполярья, являющейся до сих пор основным предметом лова северных рыбаков, хорошо идущей на экспорт, приносящей прибыль рыбодобытчикам, не один десяток лет продвигалась мурманчанами.
Вот, например, что писала о памятнике «Комсомольская правда» еще в 2007 году:
«Много лет с идеей памятника треске – кормилице рыбацкого города носится художник-реставратор Николай Миронов. Трехметровый Нептун из армированного бетона, держащий в руках снежинку с треской, должен был появиться к 90-летию города.
– Эта идея пришла ко мне много лет назад, – рассказывает Николай. – Я обратился за помощью к Олегу Найденову (а Олег Петрович скончался в 2003 году – ИСККРА), но он сказал, что средств на это нет.
Другой проблемой стал поиск места для установки скульптуры. Только 15 февраля 2006 года горкомитет по территориальному планированию и градостроительству предложил автору несколько вариантов. Миронов выбрал пологий склон, прилегающий к Семеновскому озеру недалеко от лодочной станции. Однако памятник может появиться только на внебюджетные средства. Цена вопроса – 500 тысяч рублей».
Тогда памятник так и не появился, и не вина в том Найденова, не до памятников было в полуразрушенной Ельциным стране.
Позднее, уже в более благоприятные времена, мы не раз пытались обратить внимание властей города на то, что треска должна стать брендом Мурманска, его могли перехватить и Архангельск, жители которого называются до сих пор «трескоедами», и другие города, в том числе норвежские, славящиеся своими рыболовецкими традициями. Только в 2011 году мы трижды обращались к этой теме (я тогда работал в «Би-порте») на примере опыта других регионов – в связи с установкой памятников: ездовой собаке – на Чукотке, ставриде – в Туапсе, картошки – в Тюменской области.
Но руководители города менялись, и материализация трески в скульптуру все откладывалась. Только в прошлом году о нашей идее вспомнили, правда, выдав ее за инициативу работников ПИНРО. Впрочем, не будем считаться, кто тут был первым. Важно, что памятник, наконец-то, появился, важно, что в центре города, правда, на мой взгляд, жаль, что в малоформатном варианте. Но спасибо и за это нынешним градоначальникам, принявшим участие в церемонии открытия памятника.