26 ноября 2015 13:50
Поток беженцев из России в Норвегию через Мурманскую область резко сократился
Количество беженцев из стран Ближнего Востока и Северной Африки, пересекающих границу Мурманской области и Норвегии для получения убежища в королевстве, заметно снижается. Это связано с работой российских правоохранительных органов и погрануправления, а также ужесточением иммиграционной политики в Норвегии, сообщил журналистам руководитель подразделения пограничного контроля погрануправления ФСБ России по республике Карелия Алексей Гончаров.
Еще в октябре в приграничном с Норвегией поселке Никель Мурманской области мигранты из почти 30 стран занимали не только все номера, но и коридоры единственной гостиницы, снимали комнаты и углы в поселке, скупали велосипеды в магазинах и у местных жителей – границу РФ и Норвегии нельзя пересекать пешком, а водители попутных машин берут беженцев неохотно. Одномоментно в небольшом Печенгском районе проживали около 500 человек, ожидающих своей очереди на новую жизнь.
Сегодня ситуация меняется – об этом говорят местные жители, руководство района, сотрудники гостиницы, где еще недавно яблоку негде было упасть. "Что тут было! По коридору пройти нельзя было! Люди на картонках прямо на полу спали, дети маленькие, беременные", – рассказывает сотрудница одной из контор, расположенных в здании гостиницы.
"Ситуация налаживается, она кардинально поменялась. Люди перестали здесь оседать, в гостинице беженцев стало меньше. Здесь исчезла вот эта пробка, социальная напряженность спала", – рассказывает замглавы администрации Печенгского района Александр Молодцов.
Пункт пропуска Борисоглебск сегодня работает в спокойном режиме. За один день прошли всего 26 беженцев – в октябре их число достигало 200.
Норвежские власти уже строго предупредили: всех, кто едет с благополучных территорий, не бежит от войны, имеет разрешение на пребывание в странах, где им ничто не угрожает (Россия в их числе), будут высылать из королевства по ускоренной процедуре. Руководитель подразделения пограничного контроля погрануправления ФСБ России по республике Карелия (в его ведении находится сухопутная граница с Норвегией) Алексей Гончаров подтверждает: напряженность в районе начала нарастать в конце августа, на осень пришелся пик беженцев, пытавшихся пересекать границу в Норвегию. Это заставило все службы, в том числе пограничную, активнее работать, чтобы не допустить угроз безопасности и нарушений закона.
"Российскими компетентными органами проделана очень большая работа, чтобы стабилизировать ситуацию в данном регионе, и мы видим, что результат налицо. В Никеле находится сейчас около 60 граждан – выходцев из стран Ближнего Востока и Северной Африки, которых мы готовы пропустить за один день, хоть сейчас", – говорит Гончаров. По данным погрануправления, в этом году через границу было пропущено более четырех тысяч беженцев, из них выходцев из Сирийской республики – порядка 1,5 тысяч.
По словам пограничников, в последнее время фиксируется все больше случаев, когда отправившиеся из России в Норвегию беженцы были вынуждены вернуться обратно. "В основном возврат осуществляется при наличии у граждан многократных российских виз, а также вида на жительство в РФ", – подтверждает Гончаров.
Многие норвежцы высказывали опасения, что вместе с потоком беженцев на территорию королевства хлынут потенциальные террористы и преступники. Российские пограничники со своей стороны уверяют, что проводят большую работу по выявлению тех, кто может принадлежать к международным террористическим организациям и незаконным вооруженным формированиям.
"И пока таких случаев нет. Нами выявлялись граждане, у которых отсутствовали документы на право пересечения границы, они не пропускались. Также выявлялись лица с поддельными документами – всего было пять случаев, возбуждены уголовные дела", – отмечает представитель погрануправления.
Впрочем, гораздо большее число нарушений связано с несоблюдением визового порядка, говорит замначальника отдела иммиграционного контроля УФМС РФ по Мурманской области Владимир Корнилов. Мобильный пункт его службы с конца октября работает на российско-норвежской границе.
Сотрудники УФМС следят за тем, чтобы заявленная цель пребывания мигрантов на территории России совпадала с реальной. То есть, если человек получил туристическую визу, он должен любоваться достопримечательностями, а не пытаться получить убежище в соседней с Россией стране. Впрочем, спектр нарушений значительно шире.
"Основное внимание уделяем принимающей стороне иностранного гражданина – тем, к кому они приехали – лица или организации. Штраф административный у нас там от 400 до 500 тысяч рублей за каждое такое нарушение", – говорит Корнилов и уточняет, что его отделом за месяц работа на границе привлечено к ответственности около 200 человек за подобные нарушения.
По документам прибывающих в Мурманскую область беженцев можно изучать географию: помимо Афганистана и Пакистана, Египта и Сирии, Ирана и Ирака, Индии и Турции, на север едут поездами и летят самолетами представители экзотических стран вроде Непала, Кении, Кот-дИвуара и других.
Многим из них, решившимся пересечь границу скандинавского королевства из России, вскоре придется вернуться туда, где они прожили последние годы. Норвегия ужесточила законодательство и намерена предоставлять убежище только тем, кто в нем действительно нуждается. Тех, кто злоупотребляет системой предоставления убежища, будут разворачивать прямо на границе.
Кроме того, планируется сократить пособия для беженцев и усложнить процедуру воссоединения семей. Да и велосипедные туры через границу зимой в условиях Крайнего Севера становятся едва ли не такими же опасными, как лодочные маршруты через Средиземное море.
По материалу Анастасии Яконюк.