Минтруд РФ предложил проект календаря выходных дней на 2023 год

Ведомство подготовило проект постановления правительства о переносе выходных на 2023 год

Пленарное заседание Петербургского международного экономического форума. Стенограмма

Президент РФ Владимир Путин принял участие в пленарном заседании юбилейного, XXV Петербургского международного экономического форума 

Темпы потепления превратят Арктику в регион мягкого атлантического климата

Темпы глобального потепления в Арктике в 5-7 раз превышают общемировые показатели. Наиболее быстрое повышение температуры наблюдается в северной и восточной части Баренцева моря

Лицензионный лов семги открыт еще на трёх реках Заполярья: Уре, Титовке и Печенге

Путевки на лов семги на все рыболовные участки (Кола-1, Кола-2, Ура, Титовка, Печенга-1, Печенга-2) можно оформить на лицензионном пункте в Коле (улица Красноармейская, 35; в рабочие дни с 9:00 до 17:00

ИСККРА уходит в отпуск

Сайт остается активным, посетители могут пользоваться всеми опубликованными информационными и справочными материалами. Будут появляться лишь системные и не требующие отлагательств сообщения. О возобновлении работы сайта в полном объеме я сообщу дополнительно. Справки, консультации, вопросы – по электронной почте на главной странице сайта и телефону 8-909-564-14-41

ИСККРА представляет календарь праздничных и памятных дат на июнь 2022 года

30 – День экономиста

На широте Мурманска начался полярный день

Теперь Солнце круглосуточно будет находиться выше линии горизонта, полярный день продлится до 22 июля

Подвиг «Старого большевика». Один день в истории

80 лет назад, 25-27 мая 1942 года, в Баренцевом море экипаж транспорта (бывшего лесовоза) «Старый большевик» (капитан И.И. Афанасьев) Мурманского морского пароходства, шедшего в составе каравана PQ-16 из Исландии, отбил за трое суток 47 атак авиации и подводных лодок противника, потушил пожар на судне и доставил военные грузы (в том числе авиабензин и взрывчатку) в Мурманск.

Вот примерно как это было.

В конце марта 1942 года «Старый большевик» пришел в Нью-Йорк, где на его борт погрузили свыше 4000 тонн снарядов и взрывчатки, а также полтора десятка самолетов. В начале мая судно вышло в море и взяло курс на Рейкьявик, где в то время формировалось большинство полярных конвоев. А поздним вечером 19 мая 1942 года сформированный караван PQ-16 взял курс на Мурманск. В его составе шли 35 грузовых судов под прикрытием 17 эскортных кораблей, а также сопровождавших караван до острова Медвежий 4 крейсеров и 3 эсминцев военно-морского флота Великобритании.

Первые пять дней пути прошли спокойно: гитлеровские самолеты или подводные лодки не добирались до каравана. Но утром 25 мая, когда конвой достиг острова Ян-Майен, его атаковали два десятка бомбардировщиков и торпедоносцев. Атаки следовали одна за другой. Самым тяжелым для PQ-16 стал день 27 мая.

Советский транспорт шел в хвосте ордера, и потому подвергался особенно яростным атакам самолетов. До поры до времени от крупных неприятностей его спасал плотный огонь собственных зенитных орудий и пулеметов, а также активное и точное маневрирование. Судно искусно уворачивалось от пикировавших на него «Юнкерсов», и главная заслуга в этом принадлежала его капитану – моряку с 20-летним стажем, опытному северному мореходу Ивану Афанасьеву, и рулевому – бывшему военному моряку-балтийцу Борису Аказенку.

Однако одна из 47 воздушных атак все-таки закончилась успехом гитлеровцев. «Старый большевик» атаковали несколько вражеских самолетов, и одному из них удалось попасть прямо в полубак судна, непосредственно перед настройкой. Взрывом был убит расчет переднего зенитного орудия, а само оно разбито; взрывной волной задело и капитанский мостик, контузив Ивана Афанасьева. Но самое страшное – бомба вызвала пожар в трюме с боеприпасами. Чтобы не допустить взрыва, Борис Аказенок и первый помощник капитана по политчасти Константин Петровский выстроили людской конвейер, по которому снаряды вручную переправили из горящего отсека в безопасное место.

Заметив, что на «Старом большевике» разгорается пожар, и, зная, какой именно груз находится у него на борту, командование конвоя PQ-16 предложило советским морякам покинуть ежеминутно грозящее взорваться судно. К нему уже подошел английский эсминец, чтобы забрать экипаж русского транспорта, а затем потопить пароход: такой была обычная практика конвоев. Но экипаж «Старого большевика» на это предложение ответил: «Мы не собираемся хоронить судно». И тогда конвой, огрызаясь на продолжающие атаки самолетов, пошел дальше, а горящий транспорт остался один на один с холодным морем и обжигающим пламенем.

Восемь часов экипаж «Старого большевика» боролся за спасение своего корабля – и победил! Пожар удалось погасить, на пробоины поставили пластырь, и транспорт двинулся вдогонку за конвоем. Он нагнал его на следующий день, когда его возвращения уже никто не ожидал. Увидев, как израненный, с пробоиной в борту, фактически снесенной трубой и обгоревшей палубой лесовоз подходит к ордеру и занимает свое место в нем, командир конвоя приказал поднять на леерах флагманского корабля охранения сигнал «Сделано хорошо». На скупом на эмоции языке морских сигналов это означает восхищение действиями экипажа корабля.

Вечером 30 мая, когда основная часть конвоя PQ-16 вошла в Кольский залив, дымивший изуродованной трубой «Старый большевик» встретил артиллерийский салют стоявших на рейде кораблей. Старший офицер эскорта передал командованию флотом телеграмму: «Разрешите передать вам мое личное восхищение, восхищение всего нашего офицерского состава и всех английских моряков героическими действиями вашего теплохода "Старый большевик". Так могли поступить только русские». А вскоре в адрес командования советского ВМФ пришла новая телеграмма – из британского Адмиралтейства: «От имени Королевского военно-морского флота хочется поздравить ваши суда по поводу прекрасной дисциплины, храбрости и решимости, проявленных во время боя в течение шести дней. Поведение команды "Старого большевика" было великолепным». Позднее капитан И.И. Афанасьев и старший механик Н.И. Пугачев были награждены высшим орденом Великобритании – «Золотым крестом Виктории» IV степени.

В Советском Союзе подвиг экипажа «Старого большевика» оценили не менее высоко. Капитану лесовоза Ивану Афанасьеву, помполиту Константину Петровскому и рулевому Борису Аказенку 28 июня 1942 года было присвоено звание Героев Советского Союза, орденами и медалями наградили и всех остальных членов экипажа – как живых, так и погибших. Сам «Старый большевик» тоже был награжден – орденом Ленина: его изображение с тех пор украшало флаг судна. С этим орденоносным флагом «Старый большевик» в июне 1942 года в составе очередного конвоя ушел в Англию, откуда перешел на Тихий океан и до ноября 1945 года, действуя в составе Дальневосточного морского пароходства, продолжал заниматься доставкой военных грузов из США. Судно оставалось в рабочем строю до 1969 года.

Память о «Старом большевике» и его героическом экипаже жива и поныне. В 2011 году Окская судоверфь сдала азовским морякам универсальный сухогруз «Капитан Афанасьев». А в Мурманске с 1960 года трудилось спасательное судно-буксир «Капитан Афанасьев», проведшее не одну спасательную операцию в Арктике.

 

 


Назад