28 мая 2016 08:58
Предшественники Мурманского морского пароходства. Один день в истории
145 лет назад, 28 (16) мая 1871 года, архангельский губернатор Н.П. Игнатьев "для споспешествования развитию торговли и промыслов на Мурманском берегу и в Белом море" учредил «Товарищество Беломорско (Беломоро)-Мурманского срочного пароходства».
Первый председатель правления – кольский купец Мартемьян Базарный.
В составе пароходства было два парохода – «Великий князь Алексей» и «Качалов». Из-за убытков в результате аварий судов в 1975г. деятельность прекращена.
6 (19) мая 1875 года император России Александр II утвердил устав нового общества – Архангельско-Мурманского срочного пароходства с капиталом в 400 тысяч рублей. Пайщиками пароходства стали известные российские предприниматели и патриоты Ф.В. Чижов, братья Мамонтовы, инженер барон А.И. Дельвиг, фабрикант Савва Морозов, Константин Литке (сын известного исследователя Арктики), колянин-рыбопромышленник В.И. Смолин.
Первую навигацию 1875 года на линии Архангельск – Варде начали два парохода, купленные в Англии, – «Архангельск» и «Онега». Флот пароходства обеспечивал регулярное сообщение в бассейне Белого моря, Мурманскую линию, позднее – рейсы за границу. С 1877 года зимой базировались в Коле и в Екатерининской гавани Кольского залива.
Старейшая судоходная компания Русского Севера.
С 13 июня 1922 года – «Северное морское пароходство», с 1992 года – ОАО.
Из четырех судов, переданных в 1939 году Северным морским пароходством вновь создаваемому Мурманскому морскому пароходству два – «Сосновец» и «Субботник» – ранее входили в состав чижовского Архангельско-Мурманского срочного пароходства.