Любительский лов сёмги в Мурманской области откроется 15 мая, горбуши – 1 июня

На этот год Мурманской области для освоения в рамках разных видов рыболовства выделены 89,6 тонны атлантического лосося (сёмги) и 18 тонн горбуши

Число солнечных вспышек в 2025 году снизилось, а количество магнитных бурь на Земле резко возросло

Если с января по апрель 2024 года было всего восемь дней с бурями, то за первые четыре месяца этого года таких дней было уже 21, то есть в 2,5 раза больше

ИСККРА представляет календарь праздничных и памятных дней на май 2025 года

9 – День воинской славы России: Победа советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов (1945)

За последние 60 лет зима в российской Арктике стала короче

Зима в российской Арктике стала короче за последние 60 лет, она наступает на 3-10 дней позже и заканчивается на 5-10 дней раньше

Гидрометцентр оценил вероятность появления снега на майских праздниках

Появление снежного покрова в центре европейской части России на майских праздниках, как в прошлом году, маловероятно, однако в апреле снег еще обязательно будет, сообщил Роман Вильфанд

Человек, создавший более 200 типов самолетов. К 110-летию авиаконструктора Александра Яковлева

1 апреля 2016 года исполняется 110 лет со дня рождения советского авиаконструктора, академика Академии наук СССР, генерал-полковника-инженера Александра Сергеевича Яковлева.

Александр Сергеевич Яковлев родился 1 апреля (19 марта по старому стилю) 1906 года в Москве.

Учась в школе, работал курьером, затем учеником в архиве, секретарем начальника отдела в Главтопе – организации, распределявшей все виды топлива.

В это же время у него проявился интерес к технике и, в частности, к авиации. В 1921 году построил летающую модель планера и успешно испытал ее в школьном зале, организовал авиамодельный кружок. В августе 1923 года, после окончания школы, организовал первую в Москве школьную ячейку Общества друзей воздушного флота (ОДВФ). Был активистом Авиахима и Осоавиахима.

В 1924 году добровольно вступил в Красную Армию и служил в Военно-воздушной академии им. Н.Е.Жуковского на рабочих должностях, в том числе авиамотористом. В том же году построил свой первый летательный аппарат – планер АВФ-10, премированный на Всесоюзных соревнованиях; в 1927 году – легкий самолет АИР-1, на котором Юлиан Пионтковский установил первые советские мировые рекорды.

За эти достижения Яковлев был зачислен слушателем Военно-воздушной академии, которую окончил в 1931 году. Во время учебы в академии не переставал заниматься постройкой самолетов. За 1927-1931 годы под его руководством было создано восемь типов самолетов – от АИР-1 до АИР-8, один из которых (АИР-6) строился большой серией.

С 1931 года Яковлев работал инженером на авиазаводе № 39, где в августе 1932 года организовал группу легкой авиации. В январе 1934 года группа была переведена из Осовиахима в государственную авиапромышленность как самостоятельное конструкторско-производственное бюро (КПБ Спецавиатреста), начальником которого стал Александр Яковлев.

В 1935-1956 годах Яковлев был главным конструктором ОКБ завода № 115 и одновременно директором этого завода, в 1940-1946 годах – заместителем и первым заместителем наркома авиационной промышленности.

С 1956 года по 1984 год – генеральный конструктор ОКБ.

В 1984 году он ушел на пенсию в возрасте 78 лет.

Всего под руководством Яковлева было создано около 200 типов и модификаций построенных летательных аппаратов, из которых более 100 поступило в серийное производство. В их числе поршневые Як-1,-7,-9,-3 и десятки их серийных модификаций, а также реактивные истребители Як-15,-17 и другие, Як-25 – первый всепогодный перехватчик; Як-27Р – первый сверхзвуковой разведчик; Як-28 – первый сверхзвуковой фронтовой бомбардировщик, он же перехватчик; первый советский самолет вертикального взлета и посадки Як-36 и его палубный вариант Як-38; реактивные пассажирские Як-40,-42; спортивные, учебно-тренировочные, а также двухвинтовой вертолет Як-24 и другие.

Александр Яковлев был председателем Научного совета Министерства авиационной промышленности (1946-1948), заведующим кафедрой проектирования и конструкции самолетов Московского авиационного института, председателем редколлегии журнала "Техника воздушного флота".

Авиаконструктор в 1946-1986 годах избирался депутатом Верховного Совета СССР.

Яковлев – генерал-полковник инженерно-авиационной службы (1946), дважды Герой Социалистического Труда (1940, 1957), лауреат Ленинской премии (1972), Государственной премии СССР (1941, 1942, 1943, 1946, 1947, 1948, 1977). Награжден 10 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, двумя орденами Красного Знамени, орденами Суворова 1-й и 2-й степеней, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, орденами Трудового Красного Знамени и Красной Звезды, медалями, французскими орденами – офицерским крестом ордена Почетного легиона и военным крестом, Авиационной золотой медалью Международной авиационной федерации (ФАИ).

Александр Яковлев – автор книг "Цель жизни", "Рассказы авиаконструктора", "Советские самолеты" и других. Они выпущены в нашей стране и в 12 зарубежных странах общим тиражом более трех миллионов экземпляров.

Авиаконструктор скончался 22 августа 1989 года, похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

На доме, где он жил в Москве, открыта мемориальная доска. Бронзовый бюст Александра Яковлева установлен в Москве напротив здания конструкторского бюро, которым он руководил много лет. В 1990 году этому конструкторскому бюро было присвоено имя авиаконструктора Александра Яковлева. Его именем в 2006 году названа улица в Северном административном округе города Москвы.


Назад