23 мая 2023 10:34
Подвиг и трагедия дирижабля «Италия». История Арктики
95 лет назад, 23 мая 1928 года, из бухты Кингсбей (архипелаг Шпицберген) на дирижабле «Италия» к Северному полюсу стартовала полярная экспедиция во главе с генералом и конструктором Умберто Нобиле.
Экипаж дирижабля состоял из 16 человек. В экипаж, кроме итальянцев, вошли чешский физик Бегоунек и шведский метеоролог Мальмгрен.
При сильном попутном ветре 24 мая 1928 года дирижабль «Италия» достиг Северного полюса. Снизившись до 100 метров, члены экспедиции сбросили на лед три флага: норвежский, американский и итальянский, а еще – большой дубовый крест, врученный им перед полетом папой римским Пием XI.
Экипаж провел над полюсом 2,5 часа, обследовал территорию с воздуха. Затем вновь набрал высоту и отправился дальше в сторону Аляски. Но дальнейшим планам Нобиле было не суждено осуществиться. Над Баренцевым морем 25 мая дирижабль потерпел крушение.
Для спасения Нобиле было организовано несколько экспедиций – в Италии, Норвегии, Советском Союзе и других странах. Амундсен на самолёте с французским экипажем 18 июня вылетел из норвежского города Тромсё, но самолёт потерпел катастрофу в Баренцевом море. 23 июня на льдину, где находился лагерь Нобиле, сумел приземлиться лётчик шведских ВВС Эйнар Лундборг. На самолёте было только одно пассажирское место. Нобиле настаивал, чтобы первым был эвакуирован механик Чечоне, у которого была сломана нога, но Лундборг отказался взять на борт кого-то из людей, кроме Нобиле, следуя приказу своего командования. Нобиле покинул льдину на самолёте.
Остальных выживших членов экспедиции 12 июля 1928 года спасли моряки советского ледокола «Красин». В спасательной операции участвовали также ледокольные пароходы «Малыгин», «Г. Седов», НИС «Персей».
Перелет на дирижабле над неизведанными просторами Ледовитого океана стал одним из самых значительных достижений в истории воздухоплавания.