Социальный фонд РФ объяснил порядок индексации пенсий работающих пенсионеров

В фонде объяснили, что размер индексации пенсии на следующий год будет высчитываться, исходя из размера, который должен был быть, если бы правительство не отменило индексацию для работающих пенсионеров в 2016 году. Эта сумма будет прибавляться к выплатам, которые получает человек в текущем году

Чемпионат России по фигурному катанию: Омск, 19-22 декабря

Чемпионат России по фигурному катанию пройдет с 19 по 22 декабря в Омске. Спортсмены выступят в одиночном мужском и женском катании, парном катании, в танцах на льду

Стал известен главный цвет 2025 года

"На 2025 год институт цвета Pantone выбирает Pantone 17-1230 Mocha Mousse, согревающий коричневый оттенок, пронизанный богатством. Он питает нас своим намеком на восхитительные качества шоколада и кофе, отвечая нашему желанию комфорта", – говорится в сообщении

ИСККРА представляет календарь праздничных и памятных дат на декабрь 2024 года

30 – День образования Союза Советских Социалистических Республик – СССР

Начинается Рождественский пост по православному календарю

Рождественский пост – последний многодневный пост в году. Он начинается 28 ноября (15 ноября по старому стилю) и продолжается до 7 января (25 декабря по старому стилю)

О пике солнечной активности в 2025 году

"В целом, мы ожидаем, что войдём в будущий год примерно на текущем уровне, далее с января по март-апрель мы допускаем постепенное усиление активности на 10-20% по отношению к средним уровням 2024 года с выходом на пик в конце весны – начале лета. Пиковые значения вспышек могут быть на уровне X10. Более высокие значения на данный момент выглядят маловероятными", – рассказал учёный

Дальнейшее потепление в Арктике будет продолжаться до конца XXI века

Проведенный анализ позволил сделать выводы о существенном изменении климата в Арктике. Так, возросло количество выпадающих атмосферных осадков, произошел ускоренный рост температуры. Причем в ближайшие 30 лет это потепление продолжится и составит 2-3 градуса в малой зависимости от сценария выбросов парниковых газов

Лауреат четырех Государственных премий пережила блокаду и трижды была замужем. К 90-летию Народной артистки СССР Алисы Фрейндлих

Одна из крупнейших отечественных актрис 20 века, Народная артистка СССР, лауреат множества различных премий – Алиса Фрейндлих уже более 35 лет является одной из ведущих актрис Большого драматического театра имени Г.А. Товстоногова, а фильмы с её участием входят в «золотой фонд» отечественного кинематографа.

Мать будущей актрисы, Ксения Фёдоровна Фрейндлих, в молодости проживала в Пскове, где участвовала в художественной самодеятельности. Вскоре она переехала в Ленинград, где на драматических курсах Театра рабочей молодёжи познакомилась с актёром немецкого происхождения Бруно Фрейндлихом (1909-2002). Его матерью была немка Шарлотта Фридриховна Зейтц, отцом – Артур Иванович Фрейндлих. И Зейтцы, и Фрейндлихи окончательно переехали в Россию из Германии ещё в XVIII веке, создав династии стеклодувов. Прапрапрадед актрисы по линии матери отца был родом из Мекленбург-Шверина.

Артур Фрейндлих пытался продолжить семейное дело, однако его карьера мастера стекла не состоялась – у его второго сына были крайне слабые лёгкие. Вскоре он решил открыть собственное дело: закупил необходимое оборудование, снял помещение возле Мойки и заказал вывеску «Изящная обувь Фрейндлиха». Однако его планам не суждено было сбыться: в 1917 году Артур Фрейндлих скоропостижно скончался.

Алиса Бруновна Фрейндлих родилась 8 декабря 1934 года в Ленинграде, в актерской семье. Её отец – актёр Бруно Фрейндлих. Незадолго до начала войны родители Алисы расстались. Отец с актёрами своего театра уехал на гастроли в Ташкент, а девочка осталась жить с матерью. Бруно Фрейндлих покинул Ленинград ещё до того, как из Ленинграда начали выселять немцев. По воспоминаниям Алисы Фрейндлих, «бабушка, тётушка, мои двоюродные братья и сёстры – всем им пришлось уехать из Ленинграда»«папин брат с женой были арестованы – много позже мы узнали, что их расстреляли». В 1941 году Алиса пошла в первый класс школы № 239. Заведение находилось прямо в центре города – районе, который подвергался самым массированным обстрелам. Через несколько дней после этого началась блокада Ленинграда. Из-за тяжёлых условий учёбы как таковой не было: учительница говорила не по теме урока, а обо всём, что тогда было важно блокадникам.

Только бабушка помогла выжить Алисе в те времена, а точнее, её пунктуальность: она выдавала совсем маленькую часть от буханки хлеба по часам, а остальное прятала. Здоровье девочки и её матери было крайне слабым и нестабильным не только в физическом отношении, но и в психологическом: ребёнок с немецкими корнями ужасно себя чувствовал в обществе тех, кто немцев презирает.

Во время войны Ксения Фёдоровна работала бухгалтером, а после её окончания переехала вместе с дочерью в Таллин на три года.

Позднее, в 2014 году, Алиса Фрейндлих сыграла одну из главных ролей в мини-сериале «Линия Марты», посвящённом событиям блокадного Ленинграда.

В столице Эстонии Алиса училась в третьем, четвёртом и пятом классах средней школы. Ей не удалось и здесь закончить обучение – в 1948 году они с матерью вернулись в Ленинград, где девочка снова поступила в ту же школу. В город вернулся и Бруно Фрейндлих, привёзший с собой свою новую семью – жену и дочку Ирину. Ксения Фёдоровна была не против встреч Алисы с отцом, но этому категорически противилась его новая супруга.

В школе Алиса попала в театральный кружок, которым руководила Мария Призван-Соколова – именитая советская актриса. Марии Александровне девочка сразу же понравилась, она смогла разглядеть в ней будущую «звезду». Именно Мария Александровна обучила Фрейндлих азам актёрского мастерства.

Окончив школу в 1953 году, Алиса Фрейндлих уже точно знала, что станет актрисой, только не могла решить, какой именно: музыкальной или драматической. Выбор в пользу второго варианта помог сделать отец, отговоривший Алису от оперной сцены: «Ты же кроха, а там фактура нужна», хотя у девушки был сильный голос.

Вскоре Алиса подала документы в Ленинградский театральный институт имени А.Н. Островского. Алиса успешно сдала вступительные экзамены, прочитав отрывок из поэмы Николая Гоголя «Мёртвые души» и исполнив романс «Не брани меня, родная». Комиссии выступление Фрейндлих понравилось, и в 1953 году Алиса была принята на курс Бориса Зона.

Окончив институт, Алиса вошла в состав Ленинградского театра имени В.Ф. Комиссаржевской. В 1955 году девушка вышла замуж за одного из своих однокурсников – Владимира Карасёва. Брак продержался недолго – уже после выпуска из института пара разошлась.

Всего за время работы в театре Фрейндлих сыграла более десяти ролей; к этому времени относится её работы в фильмах «Город зажигает огни» и «Повесть о молодожёнах». В конце 1950-х годов она познакомилась с театральным режиссёром Игорем Владимировым, который был приглашён поставить в Театре имени В.Ф. Комиссаржевской спектакль «Время любить». Эта встреча запомнилась Алисе Бруновне, и в 1961 году, когда Владимиров возглавил Ленинградский академический театр имени Ленсовета, она перешла туда. В 1961 году актриса начинает работать в театре и быстро становится его ведущей актрисой. Ей дают главные роли в спектаклях Шекспира, Брехта, Шоу.

Тогда же Фрейндлих впервые встретила кинорежиссёра Эльдара Рязанова, который вёл подготовку к съёмкам комедии «Гусарская баллада». По признанию Рязанова, Фрейндлих сыграла пробы просто блестяще, но в актрисе было чрезвычайно много женственности, а героиня фильма, как известно, изображала мужчину. В итоге на роль утвердили Ларису Голубкину.

В Театре имени Ленсовета Игорь Владимиров не просто ставил для неё спектакли, но и в выборе репертуара в целом ориентировался на индивидуальность своей главной актрисы (в 1960-х годах это были преимущественно мелодрамы). В 1979 году Алиса Фрейндлих говорила: «Игорь Петрович Владимиров – мой настоящий учитель в искусстве, заботливый и строгий педагог, мой верный друг. Всеми своими достижениями в театре я обязана только ему». Привязанность к Владимирову, который был старше её на 16 лет, вылилась во второй брак Фрейндлих – в начале 1960-х годов она вышла за него замуж.

Этот период стал пиком театральной карьеры Алисы Фрейндлих. Она стала первой леди театра и играла почти во всех спектаклях его репертуара. Одной из наиболее известных и удачных ролей того времени был Малыш из «Малыша и Карлсона». На этот спектакль с одинаковым удовольствием шли и взрослые, и дети.

В кино между тем Алису Бруновну почти не приглашали. Отдельно можно отметить всего лишь одну роль 1960-х годов – «Похождения зубного врача» (1965), комедию Элема Климова, на съёмочной площадке которой Фрейндлих впервые столкнулась с актёром Андреем Мягковым. Позже они вместе сыграют в «Служебном романе». В 1967 году Алисе Бруновне снова пришлось пересечься с Эльдаром Рязановым, написавшим тогда киноповесть «Зигзаг удачи». Роль Алевтины писалась специально для Алисы Фрейндлих. В этот раз успешной роли помешала беременность актрисы.

В 1983 году Фрейндлих перешла в Большой драматический театр имени Г.А. Товстоногова, на сцене которого и сегодня продолжает много и великолепно играть, являясь одной из ведущих актрис БДТ.

В следующем году у Алисы Фрейндлих родилась дочь Варвара. Больше всех о появлении девочки на свет мечтала мама актрисы – Ксения Фёдоровна. За месяц до родов Фрейндлих с матерью отправились в дом отдыха в посёлок Комарово. Ночью 13 марта у Алисы Бруновны начались схватки, она сообщила об этом матери, а та вызвала две «скорых»: одну – дочке, вторую – себе. Ксения Фёдоровна увидела внучку только через два месяца – сразу же, как только выписалась из больницы.

В 1971 году Ксении Фёдоровны не стало. Она умирала на глазах трёхлетней внучки, перенеся внезапный инсульт. Фрейндлих и Владимирова дома не было, они ушли на репетицию. За обедом женщина неожиданно упала. Девочка пыталась привести её в сознание, однако всё было бесполезно. Алису Бруновну ещё и задержали в театре, прийти на помощь Ксении Фёдоровне было некому. Наконец, вернувшись домой, Фрейндлих увидела страшную картину: на полу лежит мать, на ней – её собственная дочь (Варвара так плакала, что уснула прямо на бабушке), а вокруг – разбросанные игрушки. Через неделю Ксения Фёдоровна скончалась, не приходя в сознание.

После этого трагического происшествия Фрейндлих продолжала играть в театре и кино. В 1974 году Анатолий Солоницын, коллега Алисы Бруновны по спектаклю «Варшавская мелодия», сообщил ей, что на вечерней постановке будет присутствовать Андрей Тарковский. После спектакля Солоницын передал Фрейндлих записку от Тарковского. В ней режиссёр писал, что спектакль ему понравился, и он предлагает актрисе исполнить небольшую роль в его новом фильме. Фрейндлих без раздумий согласилась. В этот раз сыграть у Тарковского у Алисы Бруновны не получилось – она просто не смогла приехать на съёмки.

Примечательно, что в том году Алисе Фрейндлих снова не удалось сыграть и у Эльдара Рязанова в новой комедии «Ирония судьбы, или С лёгким паром!». Предыстория этого была такова: Рязанов и Эмиль Брагинский написали одноимённую пьесу и отдали её в Театр имени Ленсовета с обязательным условием, что главную роль, Надю Шевелеву, в пьесе исполнит ведущая артистка театра Алиса Фрейндлих. Через некоторое время авторов пригласили на премьеру. В телефонном разговоре Брагинский поинтересовался тем, как в постановке играет Фрейндлих, на что ему ответили: «А она в вашей пьесе вообще не играет!» После такого Рязанов не поехал на премьеру, а в фильм по этой пьесе пригласить Фрейндлих не мог, поскольку уже была утверждена Барбара Брыльска.

Несмотря на это, в 1974 году вышло три киноленты с участием Алисы Фрейндлих: мелодрама Евгения Хринюка «Анна и Командор», музыкальная комедия Леонида Квинихидзе «Соломенная шляпка» и историческая драма Элема Климова «Агония».

Вообще в ее фильмографии около полусотни фильмов, в том числе: «Полосатый рейс», «Соломенная шляпка», «Служебный роман», «Три мушкетера», «Сталкер», «Опасный возраст», «Успех», «На Верхней Масловке», «Женская логика», «Возвращение мушкетеров», «Подмосковные вечера», «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину» и многие другие.

Закончив «Иронию судьбы», Эльдар Рязанов задался вопросом: «А что снимать дальше?» Неожиданно он вспомнил о пьесе «Сослуживцы», написанной им вместе с Брагинским шесть лет назад. Пьеса была успешна: её поставили 134 театра в разных городах СССР. Рязанов, подумав, что главную роль – Людмилу Прокофьевну Калугину – на этот раз точно должна исполнять Алиса Фрейндлих, отправил ей пьесу и предложение сняться в его фильме. Фрейндлих согласилась.

Ключевой в фильме должна была быть роль Калугиной. Рабочим названием ленты поначалу даже было «Сказка о руководящей Золушке». Отметив, что Фрейндлих в театре больше раскрывается, чем в кино, Рязанов стал раздумывать о том, как не приглушить её талант. По сюжету Людмила Калугина должна была быть невзрачной «серой мышкой». Такой Фрейндлих сделали гримёры и художник по костюмам. Фирменную походку своей героини Фрейндлих взяла от реально существующих начальниц того времени.

Фильм имел огромный успех. По сей день роль Калугиной остаётся самой известной в карьере Алисы Бруновны, а актриса считает её одной из самых любимых. Все её создатели были удостоены Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых, кроме Алисы Фрейндлих, которая тремя годами ранее уже получила Государственную премию РСФСР (имени К.С. Станиславского) за свои театральные работы, а по положению Госпремия РСФСР дважды одному человеку не присуждалась.

За роль Людмилы Прокофьевны Калугиной Алиса Фрейндлих была признана лучшей актрисой года по версии журнала «Советский экран». Примечательно, что во время создания ленты Алиса Бруновна проявила не только актёрские способности, но и музыкальные: две песни в её исполнении – «У природы нет плохой погоды» и «Моей душе покоя нет» – сразу же стали хитами и многократно исполнялись по радио и телевидению.

После триумфа «Служебного романа» Алиса Бруновна сыграла еще одну из лучших ролей в кино. Такой стала королева Анна в экранизации романа Александра Дюма «Три мушкетёра». По словам режиссёра фильма Георгия Юнгвальд-Хилькевича, Алиса Бруновна отказывалась играть королеву до тех пор, пока ей не объяснили, почему Анна не побоялась подарить такую вещь, как подвески.

За несколько лет до развода с Игорем Владимировым Фрейндлих воссоединилась с ним в мелодраме «Старомодная комедия». И в «Трёх мушкетёрах», и в «Старомодной комедии» Алиса Бруновна исполнила несколько песен.

Для поклонников кино Фрейндлих раскрылась в следующем проекте – «Сталкере» Андрея Тарковского. О пробе ей снова сообщил Анатолий Солоницын. Роль была небольшой, несколько сцен в самом начале фильма и монолог в конце. Монолог, как признавалась позже Фрейндлих, был полностью сымпровизирован. На съёмочной площадке стояла такая атмосфера, что люди общались между собой полушёпотом. В одной из сцен, где жена сталкера, которую и играет Фрейндлих, закатывает истерику по поводу того, что муж вновь уходит в Зону, актриса так перестаралась, что из-за многократных дублей чуть не потеряла сознание.

В 1981 году произошло несколько ключевых событий в жизни Алисы Фрейндлих. Актрисе было присвоено звание «Народной артистки СССР», а вскоре после этого она рассталась с мужем Игорем Владимировым. Причиной этого Фрейндлих называла большую любовь Владимирова к женщинам и пристрастие к алкоголю. По другим данным, Владимиров подал на развод после того, как прочитал статью в газете с названием «Театр одной актрисы». Ещё два года проработав вместе с бывшим супругом, в 1983 году Алиса Бруновна покинула труппу Театра имени Ленсовета и перешла в Ленинградский академический Большой драматический театр имени М. Горького.

Незадолго до перехода в новый театр Алиса Фрейндлих познакомилась с молодым артистом Юрием Соловьём, служившим в то время актёром в театре имени Ленсовета. Однако основным его призванием были картины – Соловей был художником-самоучкой. Между ними достаточно быстро завязался роман, и Фрейндлих вышла замуж в третий раз.

Помимо работы в театре, актриса продолжала плодотворно играть и в разножанровом кино: как в драмах («Опасный возраст», «Успех»), так и мелодрамах («Будни и праздники Серафимы Глюкиной», для роли в которой Фрейндлих похудела на 7 килограммов). Однако наиболее успешной ролью Фрейндлих в кино 1980-х годов стала роль Хариты Игнатьевны Огудаловой в экранизации пьесы «Бесприданница» Александра Островского.

В 1990 году Алиса Бруновна развелась и с третьим мужем. Сама Фрейндлих объяснила причину развода так: «Так как Юрий ничего не оканчивал, то у него была масса проблем, хотя он очень одарённый человек. И вот то обстоятельство, что у меня всегда было всё в порядке, а у него всегда не в порядке, очень действовало на наши отношения. Когда мы поняли, что стрессов больше, чем в состоянии выдержать организм, мы очень дружно разошлись…». После распада Советского Союза Фрейндлих почти не приглашали в кино. Отдельно можно отметить и роль писательницы Ирины Дмитриевны в картине Валерия Тодоровского «Подмосковные вечера», принёсшую Фрейндлих первую статуэтку премии «Ника» за лучшую женскую роль второго плана.

В 1999 году Игорь Владимиров, второй муж Алисы Фрейндлих, скончался после долгой болезни, а уже через три года не стало и отца актрисы – Бруно Артуровича.

«На Верхней Масловке» — так называлась лента 2004 года, в которой Алиса Бруновна снялась после 10-летнего отсутствия в кино. Её партнёром на съёмочной площадке стал молодой актёр Евгений Миронов. Персонаж Фрейндлих – 87-летняя скульптор Анна Борисовна, доживающая свою жизнь в старой мастерской.

Фрейндлих продолжает сниматься в кино и играть в родном театре. Из последних проектов с участием актрисы выделяется «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину» – картина, победившая на церемонии вручения премии «Ника».

7 декабря 2009 года на сцене Большого зала Центрального дома актёра им. Яблочкиной прошла торжественная церемония вручения премии «Звезда Театрала-2009». Среди номинантов на премию «За лучшую импровизацию» Алиса Фрейндлих – Мадлен, «Уроки танго и любви»; Москалева, «Дядюшкин сон».

5 декабря 2014 года в честь юбилея блистательной актрисы Алисы Фрейндлих в Санкт-Петербурге в Музее-квартире актёров Самойловых, Стремянная, 8 открылась выставка, посвящённая истории её семьи «Театральные династии. Фрейндлих».

В апреле 2019 года Фрейндлих исполнила главную роль в премьере спектакля «Волнение» по пьесе Ивана Вырыпаева, которую драматург написал специально для актрисы. Новой ролью артистка отметила 35-летие своей работы в БДТ.

Успешным совместным проектом Алисы Бруновны и её внука Никиты стал фильм «Родители строгого режима».

Осенью стало известно, что Фрейндлих попала в шорт-лист премии «Звезда театрала» вместе с Евгением Цыгановым, Максимом Авериным и Викторией Исаковой.

Алиса Фрейндлих – Заслуженная артистка РСФСР (1965), Народная артистка РСФСР (1971), Народная артистка СССР (1981).

Она – лауреат Государственной премии РСФСР имени К.С. Станиславского (1976), Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства 1995 года, Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства 2000 года, Государственной премии Российской Федерации за 2007 год.

Алиса Фрейндлих награждена орденами Трудового Красного Знамени (1986), Дружбы (1994), «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2004), III степени (2009), II степени (2019) и I степени (2024), Почёта (2014), обладательница двух национальных театральных премий «Золотая Маска» (2001, 2006) и двух премий Российской Академии кинематографических искусств «Ника» (1994, 2005), а также призов многих международных кинофестивалей, другими знаками отличия.

В 2011 году актрисе сделали операцию на кишечнике, которая стала следствием многолетнего курения Фрейндлих. По признанию Алисы Бруновны, курить она начала ещё в 35 лет – сразу же после смерти матери.

Сегодня Алиса Фрейндлих продолжает играть в родном БДТ.

 

 


Назад