28 ноября 2024 11:20
При отливке «Царь-колокола» в Москве вышли из строя две литейные печи, а позже от него отвалился кусок в 11,5 тонны
Многие века на Руси литье колоколов имело особый смысл для всех русских людей. Отливка мощно звучащего, оригинального по отделке колокола становилась важным событием для жителей городов. Большие колокола, как правило, формовались в специальных литейных ямах-формах, устройство которых считалось сложнейшим подготовительным этапом и требовало от мастера большого опыта.
26 июля 1730 года российская императрица Анна Иоанновна подписала указ об отливке нового Царь-колокола. Его создание заказали парижским мастерам, однако они от работы отказались, объяснив это тем, что колокол подобных размеров отлить невозможно. Тогда исполнение было поручено московскому литейщику Ивану Федоровичу Моторину (1660-1735).
Работы по отливке колокола велись на Ивановской площади Кремля. В укрепленной яме 10-метровой глубины соорудили форму, вокруг ямы построили 4 литейные печи (куда сложили обломки старых колоколов и 1276 пудов нового металла), подъемную машину, амбары для хранения меди и олова, кирпича, дров, инструментов. В работе были заняты более 100 человек.
Однако первая попытка отлить колокол оказалась неудачной, так как 28 ноября 1734 года во время плавки металла вышли из строя две литейные печи, и металл стал вытекать на землю. Чтобы не допустить дальнейшей утраты металла и отремонтировать печи, Моторин выпустил плавку в запасные «печуры». Во время этого процесса произошел взрыв, в результате сгорели почти все деревянные конструкции.
Через три месяца приступили к новой отливке, при подготовке которой внезапно умер Иван Моторин, и его место занял сын – Михаил. Для предотвращения пожара литейщики вокруг печей поставили 400 человек с пожарными трубами. Плавка продолжалась более часа и прошла без происшествий.
Изготовление гигантского «Царь-колокола» весом более 200 тонн и высотой более 6 метров было завершено 25 ноября 1735 года. Во время пожара в 1737 году от «Царь-колокола» отвалился кусок в 11,5 тонны.
Первое время Большой Успенский колокол находился в литьевой яме, где производилась его чеканная отделка. В течение 100 лет Царь-колокол так и оставался в литьевой яме, пока в 1836 году его не водрузили на постамент, созданный Огюстом де Монферраном, французским архитектором, строителем Исаакиевского собора и Александровской колонны на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге. В Московском кремле колокол и стоит до сих пор.