20 июля 2024 14:00
Татьяна Лиознова – кинорежиссер, народная артистка СССР, снявшая «Семнадцать мгновений весны». К 100-летию со дня рождения
Татьяна Лиознова (отчество при рождении – Моисеевна) – советский кинорежиссёр, сценарист, педагог; народная артистка СССР (1984), лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1976).
Татьяна Михайловна Лиознова родилась 20 июля 1924 года в Москве в еврейской семье. Отец – Моисей Александрович (Аронович) Лиознов (1894-1941), инженер-экономист, родом из Херсонской губернии, вырос в Мелитополе; во время Первой мировой войны служил в 52-м пехотном Виленском полку, был ранен (1914). Пропал без вести в декабре 1941 года, воюя в ополчении во время Великой Отечественной войны.
Мать – Ида Израилевна Лиознова (1899-1978), родом из Корюковки Черниговской губернии, как и муж, выросла в Мелитополе. До войны работала экономистом в главном управлении материально-технического снабжения (Главснабе) Народного комиссариата чёрной металлургии (НКЧМ) в Москве и продолжала работать в наркомате после его эвакуации. Потеряла мужа и трёх братьев во время войны.
В начале Великой Отечественной войны была эвакуирована в Свердловск с наркоматом чёрной металлургии; жила с матерью во Втузгородке.
После школы поступила в Московский авиационный институт, но, проучившись один семестр, бросила его. В 1943 году поступила во ВГИК в режиссёрскую мастерскую Всеволода Пудовкина, однако тот отказался от курса, и он был объединён с актёрской мастерской Сергея Герасимова и Тамары Макаровой.
По окончании испытательного семестра педагоги собирались её отчислить, решив, что жизненного опыта 19-летней девушки недостаточно, однако Татьяна смогла их переубедить, показав свои учебные работы. Танец Кармен из её курсовой работы впоследствии вошёл в фильм «Молодая гвардия» (1948) как танец Любки; сама Лиознова принимала участие в постановке в качестве помощника режиссёра.
В 1949 году по окончании института была распределена на киностудию имени М. Горького, но тут же уволена, поскольку с 1947 года проводилась всеобщая кампания «по борьбе с безродным космополитизмом». Кроме этого, наступил период «малокартинья», и несколько лет вместе с матерью кроила и шила одежду.
В 1952 году совместно с Сергеем Герасимовым и Самсоном Самсоновым поставила спектакль по пьесе Хэ Цзинчжи и Дин Ни «Седая девушка» в Театре имени Е.Б. Вахтангова.
В 1953 году Татьяну восстановили на киностудии в качестве художественного руководителя ТПО юношеских фильмов; на этом посту проработала вплоть до 1982 года. Некоторое время работала ассистентом режиссёра у Сергея Герасимова, также была вторым режиссёром во время съёмок фильма Бориса Бунеева «Таинственная находка» (1953) и дебютной картины Станислава Ростоцкого «Земля и люди» (1955).
С 1957 года снимала фильмы на киностудии имени М. Горького как режиссёр-постановщик. Свою первую картину «Память сердца» сняла в 1958 году по сценарию Сергея Герасимова и Тамары Макаровой.
В 1963 году вышел художественный фильм «Им покоряется небо», посвящённый погибшим лётчикам-испытателям. В том же году фильм получил первый приз «Золотое крыло» на Международном кинофестивале авиационных и космических фильмов в Довиле (Франция).
В 1967 году вышел фильм «Три тополя на Плющихе»; через год он получил первую премию на Международном кинофестивале в Аргентине с мотивировкой «за реальное отображение событий человеческой жизни, за супружескую верность».
В 1973 году завершила 12-серийный телефильм «Семнадцать мгновений весны» по роману Юлиана Семёнова, получивший широкую популярность: его многократно транслировали в течение многих лет. За эту картину Лиознова была награждена орденом Октябрьской революции.
С 1975 по 1980 год занималась преподаванием во ВГИКе. Вместе со Львом Кулиджановым руководила новой режиссёрско-актёрской мастерской (1975-1980), выпустив один курс.
В 1980 году сняла двухсерийный телефильм в жанре социальной драмы «Мы, нижеподписавшиеся». В совершенно ином жанре – комедийного мюзикла – была выполнена её следующая картина «Карнавал» (1981) на основе рассказа Анны Родионовой. Песня из фильма «Позвони мне, позвони» Роберта Рождественского и Максима Дунаевского стала хитом.
Последней режиссёрской работой стал трёхсерийный антиамериканский телефильм «Конец света с последующим симпозиумом» (1986) по пьесе Артура Копита, однако из-за начавшихся перемен в стране он был показан всего лишь раз в начале марта 1987 года и больше не транслировался.
Была награждена орденами "За заслуги перед Отечеством" III (1999) и IV степеней (2009), орденом Почета (1996), орденом Дружбы народов. В 2000 году была отмечена специальным призом президента РФ "За выдающийся вклад в развитие российского кино".
Была членом Союза кинематографистов Российской Федерации.
Лиознова всю жизнь прожила с матерью и впоследствии называла фильм «Карнавал» (1981) «самой личностной моей картиной».
Когда Лиознова после окончания ВГИКа какое-то время работала в «Литературной газете», за ней ухаживал главный редактор издания – известный поэт и писатель Константин Симонов. В разное время состояла в отношениях с режиссёром Станиславом Ростоцким, актёром Арчилом Гомиашвили и заместителем председателя Совета министров СССР Владимиром Кириллиным. Замужем не была, своих детей не имела, но у неё осталась приёмная (названная) дочь Людмила Лисина – дочь лётчика Василия Колошенко, близкого друга Лиозновой.
Резко отрицательно высказывалась о распаде СССР. Потерю Советским государством своей былой власти и силы Лиознова назвала самой большой болью своей души.
Скончалась 29 сентября 2011 года в Москве на 88-м году жизни после продолжительной болезни. Тело было кремировано, а урна с прахом захоронена на девятый день в одной могиле с её матерью на Донском кладбище.