16 сентября 2023 19:26
Контрольные прокаты. Танцоры и женское одиночное катание. Новый стиль Валиевой и почти прощание с Туктамышевой
В субботу во дворце спорта "Мегаспорт" в Москве стартовали контрольные прокаты сборной России по фигурному катанию. Главные звезды дня – олимпийская чемпионка Камила Валиева и экс-чемпионка мира Елизавета Туктамышева – выступили уже через пару часов после их начала. И предсказуемо сорвали овации трибун.
Начались контрольные прокаты с выступления танцоров с ритмическим танцем. Их темой в нынешнем сезоне является музыка 80-х годов, и специалисты уже высказывали осторожные опасения, что большого разнообразия в звучащих под сводами дворцов спорта мелодиях ждать не стоит. Но конфуза с первых же минут не ожидал никто. Сначала под песню Stop в исполнении Сэм Браун откатали программу чемпионы России Елизавета Худайбердиева и Егор Базин.
Следом на лед вышли Софья Леонтьева и Даниил Горелкин, и когда зазвучала та же музыка, аудитория зашлась здоровым смехом.
И в последующих выступлениях звучал, в общем-то, знакомый, как говорится, болельщикам со стажем плейлист радио "Ретро". Но когда на льду появились Александра Степанова и Иван Букин, музыка отошла на второй план. Как и костюм партнерши, который многим показался слегка откровенным. Все это было уже неважно.
Все в этот момент словно получили привет из прошлой жизни. Неоднократные призеры чемпионатов Европы и чемпионы России пропустили постолимпийский сезон, и за это время в наших танцах на льду произошло очень многое. Дуэты расходились, сходились, менялись партнерами, а золото чемпионата страны завоевала пара, которая половину сезона не могла исполнить чисто хотя бы одну программу. Хаос, чехарда – какими только словами не называли этот процесс, который продолжается уже второй год.
Но первым же прокатом Степанова и Букин как минимум внушили уверенность в том, что у российских танцев снова есть безоговорочная первая пара. Их прокат был убедительным и убеждающим. "Мы очень любим свое дело и безумно хотим выступать", – этой фразой Букин объяснил, почему он и его партнерша решили не уходить из спорта. Будет, конечно, жаль, если Степанова и Букин вернутся и не смогут выступать на международных турнирах. Но это уже зависит не от них – а за верность фигурному катанию болельщики, нет сомнений, будут отдавать им должное на каждом внутрироссийском соревновании.
То, что контрольные прокаты, хотя и крайне важный стартовый этап сезона, напомнили девушки из первой группы участниц. Три фигуристки, открывавшие выступления – Анастасия Зинина, Софья Муравьева и Майя Хромых – продемонстрировали технический набор, которым что-то выиграть нельзя даже на нынешних сильно упавших уровнем международных соревнованиях. А именно – в каскаде к тройному прыжку добавили только двойной.
Но сейчас элементов ультра-си никто и не ждет. Зато ждут прогресса в мастерстве катания, хореографичности и всем том, что называется второй оценкой. В этом вообще все выступавшие девушки, а не те, кого мы уже назвали, были хороши.
Но совместила бесподобное катание с надлежащим уровнем сложности получившая на жеребьевке четвертый стартовый номер Камила Валиева. Именно олимпийская чемпионка первой исполнила каскад "3-3" – хотя эта деталь, конечно, была далеко не ключевой в ее субботнем прокате.
Самое важное, конечно же, было то, что Валиева предстала в совершенно новом образе – под песню I See Red, которая, как уже не раз подмечали, когда стало известно о таком выборе фигуристки, является саундтреком к эротическому триллеру "365 дней". Позднее в микст-зоне Камила подчеркнула, что для нее это "просто блюз и все". "Моя цель – чтобы это было пластично, красиво и не выглядело вульгарно", – отметила она.
Что ж, это действительно было впечатляюще – повзрослевшая Валиева справилась с непривычной ролью на все сто. Ее редчайшее умение сочетать высочайшую технику и различные стили лишний раз напомнило о том, каким сокровищем не только для российского, но и для мирового фигурного катания она является. А если кому-то показалось, что она находится не в оптимальной форме – что ж, это правда. Камила рассказала, что перенесла в августе разрыв сетчатки и две лазерные процедуры на глазах. И то, что, выйдя на лед только 6 сентября, к середине месяца она сумела вернуть все тройные прыжки – акселя в три с половиной оборота у Валиевой, конечно, пока нет – настоящий спортивный подвиг.
Но были в этот день и другие подвиги. В частности, Софья Акатьева после летнего стрессового перелома стопы чисто исполнила короткую программу, хоть и с упрощенным техническим контентом. И тоже под стилистически новую для себя музыку – из драмы "Маскарад".
Спортивный подвиг и то, что продолжает карьеру Елизавета Туктамышева, вице-чемпионка России еще 2009 года и чемпионка мира-2015. Елизавета показала новую короткую программу. А также призналась, что не хочет обманывать журналистов и пока не может однозначно ответить на вопрос, будет ли полноценно выступать в этом сезоне. То, что у 26-летней Лизы проблемы с мотивацией, стало ясно еще летом. Она выступала в ледовых шоу, каталась по сборам вместе с группой Алексея Мишина, но ставить новые программы не спешила. В принципе, идти в сезон можно было и со старыми, но Лизу такой вариант не привлекал – совсем никакого импульса. Из компромисса и дефицита времени было решено обновить короткую и оставить произвольную.
На этих прокатах Туктамышева стала, возможно, единственной, кто в выборе музыки пошел не плясать от лавки, имитируя нормальность происходящего, а от оттолкнулся от контекста. Контекст таков: нечего терять, негде выигрывать. Все, что у нас осталось – мы сами. Ценны только наши мысли и чувства о себе, а не то, что о нас подумают. Так у Лизы с подачи постановщика Ильи Авербуха появилась малоизвестная песня "Небо" группы Sounduk. На русском языке с текстом-молитвой небу – апогей изоляции нашего спорта сегодня.
Никогда и никому из топ-фигуристов прежде не позволено было брать такие темы. Программа должна быть понятна широкой аудитории – от японца до американца. И даже в показательных номерах можно было использовать только что-то российское экспортное – вроде "Очи черные" и "Калинка". Так что в этом смысле "Небо" – настоящий прорыв. Лиза прожила каждую строчку, каждое слово. Это было какое-то новое понимание штампа "не катается, а живет".
Отдельное интересное решение – платье. Черное-белое с прописанными строчками из песни – как душа, из которой прорываются слова. "Не могу понять всего", "Не бояться ничего", "Мне не небо без него". И красная ленточка, которую Лиза достает в конце откуда-то из-за ворота.
"Красная ленточка в конце – символ надежды, которой уже нет. Я ее из души у себя достаю, улетая к любимому в небо. Я решила закончить так, что она все‑таки пошла к нему, потому что надежды нет, и она решила покончить с собой", – рассказала Лиза.
Ее выступление было похоже не на соревновательный выход с прыжками и вращениями, а на перфоманс современного художника, который основан на предельной рефлексии. Вплоть до причинения боли самому себе. Плюс Лиза стала, по сути, единственной, кто открыто признался в сомнениях по поводу продолжения карьеры. А ее карьере, на минуточку, уже 16 лет. Первый чемпионат России Туктамышевой пришелся на 2006 год.
В фигурном катании остаются так надолго по двум причинам. Отчасти – из-за неготовности отпустить привычный уклад и искать себя в жизни после спорта. В первую же очередь – из-за любви. Только не надо думать, что эта любовь – альтруистическое желание посвятить себя квадратной полной льда коробке с пластиковыми бортами, и чтобы никто никогда тебя, красивого, не увидел.
Фигурное катание – не монастырь, куда тянет людей, стремящихся к уединению и смирению. Это вид спорта для ярких, самоуверенных, упрямых и даже тщеславных людей, больше всего ценящих всемирное признание и успех. Всемирное – ключевое слово. Без международных турниров мы все просто варимся в пределах своей кастрюли. Без соли, перца и лаврового листа. И поскольку сейчас нет надежды, что в мало-мальски обозримом будущем что-то изменится к лучшему, немногие из опытных и взрослых спортсменов будут готовы долго хлебать пресный суп. Первой об этом осмелилась сказать Туктамышева.
Несколько лет назад Лиза с горькой иронией говорила, что в ней убили маленькую девочку. Это касалось отборочного турнира на чемпионат мира-2019, который она копейками проиграла Евгении Медведевой. На самом деле та "девочка" выжила. Улыбнулась, отряхнулась и потом жахнула из всех орудий, став одной из самых успешных фигуристок двух последующих лет.
"Девочку" не убило и третье в карьере непопадание на Олимпиаду. Ей хватило запаса прочности устоять, возможно, потому, что она знала – один шанс у нее еще точно будет.
Но сейчас, когда второй сезон подряд и неизвестно сколько еще она не имеет возможности соревноваться на международной арене, внутри Лизы что-то действительно умирает. Та символическая девочка из прошлого, – 9-летняя крошка из Глазова в дребезжащем вагоне поезда в Петербург и обратно, – бледнеет и растворяется в памяти.
Но куда мы без тебя, Лиза?