Погода в Мурманской области 24-26 июля: прохладное лето

26 июля ожидается облачная с прояснениями погода, местами дождь. Ветер – северо-западный, умеренный. Температура воздуха: ночью +3+8°, днём +12+17°  

 

Стартует чемпионат страны по футболу в Российской премьер-лиге. Расписание игр 1-го тура

25 июля (воскресенье): "Урал" – "Краснодар" (17:30), "Крылья Советов" – "Ахмат" (19:00), ЦСКА – "Уфа" (20:00)

На широте Мурманска окончился полярный день. Начинаются белые ночи

Сегодня, 22 июля, восход солнца начался в 01:18, а заход за горизонт произойдет в 00:29 уже 23 июля, продолжительность дня составит 23 часа 10 минут

Реконструкция первых 10 километров дороги на Териберку завершается, осталось 120

Началась и реконструкция основного мостового перехода через реку Мартимъявр на автодороге Кола – Серебрянские ГЭС

Расписание соревнований XXXII летних Олимпийских игр в Токио (23 июля – 8 августа). О трансляциях

Права на телетрансляции компания TeleSport перепродала трем вещателям – Первому каналу, ВГТРК и «‎Матч ТВ». Eurosport показывать Олимпийские игры в России не будет

Ученые: на Земле наступает "невозможная" жара. Раньше, чем ожидалась

По словам специалистов, планета переступила порог, при котором небольшое потепление может повлечь за собой экстремальное повышение температур

ИСККРА представляет календарь праздничных и памятных дат на июль 2021 года

31 – Всемирный день рейнджера

«ИСККРА» временно изменяет режим работы

Это связано с моим предстоящим переездом на постоянное место жительства из Мурманска в Москву. Связанные с этим событием естественные хлопоты, помноженные на «борьбу» с чиновничьей бюрократией, отнимают много времени

Первая советская атомная подлодка К-3 «Ленинский комсомол» готовится к своему последнему переходу – в Кронштадт

Головная атомная подводная лодка проекта 627 К-3 "Ленинский комсомол" готовится к переходу из Снежнегорска Мурманской области в Кронштадт, где станет экспонатом музея военно-морской славы. Об этом сообщило ТАСС со ссылкой на источник в оборонно-промышленном комплексе.

"Первая советская атомная подлодка К-3 "Ленинский комсомол" завершает музеефикацию и готовится в ближайшее время отправиться в переход из Снежнегорска в Кронштадт. Там легендарному кораблю предстоит стать ключевым экспонатом в Острове фортов – музее военно-морской славы", – сказал собеседник агентства.

По его словам, атомоход полностью подготовлен к выполнению задач в качестве военно-морского музея. Сейчас отрабатываются детали межфлотского перехода. Он напомнил, что разработкой документации по переоборудованию атомной подлодки в музейный экспонат занимался СПМБ "Малахит", где разрабатывался проект 627.

К-3 "Ленинский комсомол" – первая советская и третья в мире атомная подводная лодка, головной корабль проекта 627 "Кит".

Напомним, в 2005 году АПЛ «К-3» была поставлена в акватории судоремонтного завода «Нерпа», куда пришла на утилизацию. Судоремонтники «Нерпы» первыми высказали идею сделать лодку музеем. В 2010 году было принято окончательное решение главкома ВМФ не утилизировать К-3 и сохранить её для истории.

До принятия решения по финансированию переоборудования К-3 в музей на СРЗ «Нерпа» вырезали реакторный отсек для обеспечения радиационной безопасности, изготовили макет-имитатор реакторного отсека взамен вырезанного, чтобы воссоздать первоначальный облик лодки и обеспечить ее безопасное хранение в акватории завода. В сентябре 2017 года лодка была спущена на воду и хранится на понтонах у одного из заводских причалов.

Краткая история АПЛ К-3 «Ленинский комсомол»

Опытная подводная лодка с ядерной энергетической установкой проекта 627 была заложена в Северодвинске на заводе № 402 (ныне ПО "Севмаш") 24 сентября 1955 года.

Проект разработали в СКБ-143 (ныне "СПМБ "Малахит"). Он был полностью инновационным – без заимствования каких-либо схемных решений, формы корпуса, энергетической установки, скорости, оружия у других подводных лодок. Строительство корабля велось интенсивно. Над его созданием трудились 350 предприятий и организаций СССР. В документах АПЛ значилась как "Кит", получившая название за свою необычную обтекаемую форму.

АПЛ была спущена на воду 9 августа 1957 года, в сентябре начались комплексные швартовные испытания. 14 сентября был осуществлен физический пуск реакторов. 4 июля 1958 года впервые в истории отечественного подводного флота АПЛ начала движение под атомной энергетической установкой. 17 декабря 1958 года подводная лодка вступила в строй, 12 марта 1959 года была включена в состав Северного флота.

Ей был присвоен тактический номер К-3 (крейсерская). Подводная лодка имела водоизмещение надводной части 3065 тонн, подводной – 4750 тонн, скорость хода в надводном положении – 15,2 узла (28,2 километра в час) в подводном – 25 узлов (46,3 километра в час). Вооружение АПЛ состояло из восьми носовых торпедных аппаратов (20 торпед). Экипаж насчитывал 104 человека.

В 1961 году подлодка ушла в Атлантический океан на первую боевую службу. В июле 1962 года впервые в истории советского ВМФ корабль совершил длительный поход подо льдами Северного Ледовитого океана, во время которого дважды прошел точку Северного полюса.17 июля 1962 года впервые в истории советского подводного флота К-3 всплыла в полынье около Северного полюса. Советские моряки водрузили государственный флаг на самом высоком торосе. За этот поход весь личный состав корабля был награжден орденами и медалями, а подводной лодке вскоре присвоили имя "Ленинский комсомол".

8 сентября 1967 года на АПЛ К-3 "Ленинский комсомол" произошла первая и одна из самых крупных аварий. На 56-е сутки похода около двух часов ночи при возвращении корабля с боевой службы в Средиземном море, когда он находился в Норвежском море в подводном положении, загорелся первый отсек, в котором размещались торпедные аппараты и торпедный боезапас, а также места отдыха части экипажа. Пожар был объемным. Пламя практически мгновенно охватило всю верхнюю часть отсека, где отдыхали 28 человек. Выскакивающие из первого отсека подводники представляли собой бегущие факелы, которые мгновенно поджигали и второй отсек, где были расположены каюты офицеров, провизионная камера, шифр-пост и аккумуляторная батарея. Только правильные действия личного состава по герметизации отсеков по сигналу "аварийная тревога" предотвратили распространение пожара на третий отсек (Центральный пост), что способствовало спасению большей части экипажа и корабля в целом. Попытка ликвидировать пожар включением углекислотных пеногенераторов оказалась безрезультатной. Горел воздух.

Над атомоходом и экипажем нависла смертельная угроза. В первом и втором отсеках бушевал пожар, температура переборки между вторым и третьим отсеками достигала 70 градусов. Из-за повышения температуры и давления могли взорваться торпеды, в том числе с ядерными боеголовками, а также аккумуляторная батарея.

Попытка сравнять давление со вторым отсеком через систему вытяжной вентиляции привела к тому, что в центральный пост под высоким давлением хлынули дым и хлопья, а вместе с ними и угарный газ. Для проведения разведки второго отсека, в котором остались 38 человек, попытались открыть переборочную дверь, но сделать это не смогли. Как потом выяснилось, мешали тела погибших подводников.

Из-за большой концентрации угарного газа расчет центрального поста и оказавшиеся здесь по аварийной тревоге подводники из других отсеков, не успевшие включиться в изолирующие дыхательные аппараты, стали терять сознание, а один матрос погиб в трюме третьего отсека. Лодка произвела срочное всплытие, была передана радиограмма об аварии на командный пункт флота. Отравившихся 22 подводника поместили в лазарет, организованный в восьмом отсеке.

После вентилирования центрального поста началась борьба за живучесть корабля. Охлаждение переборки со стороны третьего отсека мокрой ветошью, привело к уменьшению ее температуры. Атомная энергетическая установка не пострадала и работала надежно, лодка была способна самостоятельно следовать в базу.

Через сутки подошли крейсер и три спасательных судна. Они передали на атомоход продовольствие, так как на нем провизия находилась в аварийном втором отсеке. После уточнения обстановки была вновь предпринята попытка проникновения аварийной команды во второй отсек, которая, так же как и в первый раз не увенчалась успехом. По повышению температуры переборки третьего отсека стало ясно, что пожар во втором отсеке возобновился.

Оставшиеся в живых подводники К-3 отказались от замены резервным экипажем и настояли на том, чтобы прибывшие корабли ушли на безопасное расстояние от них. Осознавая угрозу, нависшую над кораблем и всем миром, они продолжали обслуживать материальную часть, управлять атомным реактором, обеспечивать движение корабля.

10 сентября аварийная подводная лодка пришла в надводном состоянии в родную базу – в Гремиху Мурманской области – с приспущенным флагом в знак скорби по погибшим.

При обследовании аварийных отсеков было обнаружено, что большая часть погибших лежала в кормовой части второго отсека. Они спеклись в одну массу, опознать их было невозможно. Несмотря на то, что пожар возник в первом отсеке, наибольшие разрушения огонь нанес второму отсеку.

Комиссия специалистов, представителей науки, промышленности и флота установила, что наиболее вероятной причиной пожара явилось воспламенение масла системы гидравлики, впрыснутого под большим давлением в первый отсек через дефектное уплотнение гидравлической машинки клапана вентиляции цистерны главного балласта. Струя масла с силой ударила в горевшую лампу электрического освещения и воспламенилась. Горящий факел по системе вентиляции торпед распространился по верхней части первого отсека.

Из-за существовавшей в то время строгой секретности, официально ни о борьбе с пожаром на подводной лодке "Ленинский комсомол", ни о последующем расследовании ничего не сообщалось.

Подводники, погибшие на ней, были похоронены в братской могиле в губе Западная Лица. На памятнике, установленном североморцам в вечной мерзлоте, сделали скромную надпись: "Подводникам, погибшим в океане 08.09.67 г." Рядом маленький якорь. Сейчас на братской могиле установлен мемориал.

За спасение большей части личного состава экипажа и атомохода в целом командира подводной лодки и его замполита наградили орденами Красной Звезды.

В 2011 году для выработки заключения минобороны о причинах аварии на подводной лодке был собран экспертный совет ВМФ, в состав которого вошли 30 заслуженных специалистов. Его решением от 30 июля 2012 года было признано, что "причина аварии – техническая, вина личного состава в ее возникновении отсутствует, а грамотные и самоотверженные действия личного состава предотвратили гибель подводной лодки и перерастание технической аварии в техногенную катастрофу". Особо было подчеркнуто, что "личный состав проявил профессионализм, героизм, мужество и отвагу, достоин представления к награждению государственными наградами".

В соответствии с указом президента Российской Федерации, подписанным 1 сентября 2014 года, орденами Мужества были посмертно награждены, спустя 47 лет после аварии, 39 подводников.

После аварийно-восстановительного ремонта АПЛ "Ленинский комсомол" продолжила службу до 1991 года, когда была выведена из состава Военно-морского флота.
В общей сложности лодка прошла около 130 тысяч морских миль. В ее честь названа одна из вершин подводного хребта Гаккеля в Северном Ледовитом океане.

После списания первенец атомного флота страны долго ожидал своей участи: быть утилизированным или стать мемориалом, который сохранит память о первых достижениях атомного подводного флота страны.

На предприятии "Малахит" разработали проект переоборудования лодки в корабль-музей, но экономическая и политическая обстановка в стране не позволили сразу осуществить эти планы.

В 2003 году подводная лодка была переведена из Гремихи, где она базировалась, в Полярный для выгрузки отработанного топлива. В 2005 году ее доставили на судоремонтный завод "Hерпа" (Снежногорск).

 

 

 


Назад