Москвичам рассказали о погоде в июле: в середине месяца «посвежеет»

Сильная жара в московском регионе не будет долгой, 13 июля "посвежеет" до +28 градусов, потом температура вернется в климатическую норму, сообщил ведущий специалист центра погоды "Фобос" Евгений Тишковец"

XIX Съезд КПРФ принял резолюцию о признании доклада Хрущева о Сталине ошибочным

Принятая резолюция связана с восстановлением полноты исторической справедливости в отношении Иосифа Сталина

ИСККРА представляет календарь праздничных и памятных дат на июль 2025 года

17 – День памяти преподобного Андрея Рублева, знаменитого русского иконописца

РФС утвердил состав участников нового сезона Российской премьер-лиги

В РПЛ в новом сезоне выступят «Краснодар», «Зенит», ЦСКА, «Спартак», «Динамо» Москва, «Локомотив», «Рубин», «Ростов», «Акрон», «Крылья Советов», «Динамо» Махачкала, «Ахмат», «Балтика», «Торпедо», «Сочи», «Нижний Новгород»

Солнечная активность переживает спад. Следующий пик наступит только в 2034 году

В тоже время риски крупных вспышек на Солнце и магнитных бурь на Земле сохранятся еще два-три года

Температура в 2025-2029 годах останется на высоком уровне

"Глобальные климатические прогнозы показывают, что в ближайшие пять лет температура, как ожидается, останется на рекордном уровне или приблизится к нему, что увеличит климатические риски и воздействие на общество, экономику и устойчивое развитие", – сказано в документе

Газопровод "Волхов – Мурманск" введут в эксплуатацию до 2030 года

Президент России Владимир Путин поручил подготовить предложения по актуализации положений указов об основах государственной политики в Арктике и стратегии развития Арктической зоны. Перечень поручений по итогам рабочей поездки президента РФ в Мурманск 27 марта 2025 года опубликован на сайте Кремля

Первая в мире женщина-капитан БМРТ, Герой соцтруда Валентина Орликова оставила память о себе на карте Мурманска. К 100-летию со дня рождения

Валентина Яковлевна Орликова родилась 19 февраля 1915 года в городе Сретенске Забайкальского края. В 1918 году с родителями переехала во Владивосток. Здесь выросла, окончила школу. Трудовую деятельность начал подручной судосборщика на заводе «Дальзавод». Одновременно училась во Владивостокском водном техникуме путей сообщений, на вечернем отделении, окончила 4 курса.

В 1932 году с родителями переехала в Москву. В том же году уехала в Ленинград. Работала чертежницей в конструкторском бюро Балтийского завода и училась на рабфаке кораблестроительного института, поступила в институт, но окончила только 1 курс. Заболела и вынуждена была вернуться к родителям. После выздоровления работала на строительстве канала «Москва-Волга», а осенью 1937 года восстановилась в кораблестроительном институте. После второго курса перевелась на судоводительский факультет Ленинградского института инженеров водного транспорта. Проходила практику на паруснике «Вега», наравне с мужчинами несла все матросские вахты, изучала штурманское дело. В мае 1941 года успешно окончила институт, но получить диплом помешала война.

С началом Великой Отечественной войны работала штурманом-практикантом на судне Балтийского пароходства. Участвовала в эвакуации раненых из Таллина в августе 1941 года. В феврале 1942 года сдала выпускные экзамены на инженера-судоводителя и получила диплом штурмана малого плавания. Получила направление в Северное морское пароходство, в город Архангельск. С августа 1942 года работал на теплоходе «Двина» 4-м штурманом, затем третьим помощником капитана.

Первый дальний рейс совершила в ноября 1942 года – январе 1943 года. После неудачной попытки пройти Северным морским путем теплоход «Двина» с грузом марганцевой руды совершил одиночный переход в США, через Исландию и Северную Атлантику. В апреле-июне 1943 года на теплоходе «Двина» совершила переход Нью-Йорк – Панамский канал – Сан-Франциско – Владивосток. В конце войны работала на линии Владивосток – США, сделала ещё три рейса. В конце 1944 года вернулась в Балтийское пароходство. Ходила старшим помощником капитана на европейских линиях: из Ленинграда в Швецию, Норвегию, Финляндию. В начале 1945 года получила диплом штурмана дальнего плавания. В 1946 году была переведена в Москву в Наркомат рыбной промышленности. Через год уехала на Дальний Восток. Пять лет работала капитаном китобойного судна «Шторм» в составе Курильской китобойной флотилии. Зимой буксировала сигары с лесом, а летом выходила на промысел. В 1950 году за освоение этого промысла в районах Дальнего Востока награждена орденом Трудового Красного Знамени.

В 1953 году снова вернулась в Москву, была приглашена на работу в Министерство рыбного хозяйства. Однако вскоре вернулась в море. В 1955 году приехала в город Мурманск. Стала первой в мире женщиной-капитаном большого морозильного рыболовного траулера. Поднялась на мостик БМРТ «Николай Островский». Через неделю промысла уже самостоятельно командовала спуском-подъемом трала. На «Николае Островском» брали по 25 тонн рыбы в сутки, больше в то время редко кому удавалось. Рейсовое задание перевыполняли в полтора раза. Позднее по одному выходу сделала на БМРТ «Салтыков-Щедрин» и «Златоуст».

В сентябре 1958 года приняла БМРТ «Новиков-Прибой». Не было случая, чтобы не справлялась с заданием, не выполнила государственный план, допустила аварию. Работала творчески: осваивала новые районы лова, искала возможности увеличить производственные мощности БМРТ, внесла предложения об организации перегрузки рыбопродукции в открытом море и в порту. Даже холодильные камеры загружались на её судах по-иному, рациональнее.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 марта 1960 года в ознаменование 50-летия Международного женского дня, за выдающиеся достижения в труде и плодотворную общественную деятельность Орликовой Валентине Яковлевне присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Более шести лет ходила на промысел на БМРТ «Новиков-Прибой». Последнее время водила в рейсы танкер «Пирятин». Имела авторитет грамотного промысловика, умелого судоводителя, опытного организатора и воспитателя моряков.

Уволилась из флота 4 февраля 1966 года и возвратилась в Москву. С 1969 вышла на пенсию – в 54 года. Но и после этого выходила в море на ходовые испытания судов. Участвовала в общественной жизни, помогала воспитывать молодежь на примере лучших традиций морского и рыболовного флотов. До последних дней жизни не теряла связи с Мурманом.

Злые языки распускали слухи о личной жизни Валентины Яковлевны, очень красивой женщины.  Да, с этой стороны ее жизнь не устроилась. Во время работы на канале «Москва-Волга» вышла замуж за начальника участка, который был старше её на 12 лет.  Но муж отказался отпустить ее на учебу в Ленинград, и она оставила его. В институте вышла замуж за студента Бориса Соченова. В августе 1940-го родился сын Саша. И снова все шло нормально, пока не собралась в море. Муж Орликовой плавал вторым помощником капитана на другом судне. Судьба сводила их очень редко… Сын оставался с бабушкой, без мамы и школу закончил. Только когда поступил в Мурманское высшее мореходное училище, стали встречаться чаще.

Скончалась 31 января 1986 года. Похоронена на Ваганьковском кладбище в Москве. Рыбаки Мурманского тралового флота установили на её могиле бронзовый бюст.

Ее именем названа улица в Мурманске, рыболовный траулер. На доме № 40 на улице Капитана Орликовой в Мурманске 6 июля 2005 года открыта мемориальная доска.

 


Назад