ИСККРА представляет календарь праздничных и памятных дат на июль 2025 года

7 – День воинской славы России — День победы русского флота в Чесменском сражении (1770 год)

РФС утвердил состав участников нового сезона Российской премьер-лиги

В РПЛ в новом сезоне выступят «Краснодар», «Зенит», ЦСКА, «Спартак», «Динамо» Москва, «Локомотив», «Рубин», «Ростов», «Акрон», «Крылья Советов», «Динамо» Махачкала, «Ахмат», «Балтика», «Торпедо», «Сочи», «Нижний Новгород»

Солнечная активность переживает спад. Следующий пик наступит только в 2034 году

В тоже время риски крупных вспышек на Солнце и магнитных бурь на Земле сохранятся еще два-три года

Температура в 2025-2029 годах останется на высоком уровне

"Глобальные климатические прогнозы показывают, что в ближайшие пять лет температура, как ожидается, останется на рекордном уровне или приблизится к нему, что увеличит климатические риски и воздействие на общество, экономику и устойчивое развитие", – сказано в документе

Газопровод "Волхов – Мурманск" введут в эксплуатацию до 2030 года

Президент России Владимир Путин поручил подготовить предложения по актуализации положений указов об основах государственной политики в Арктике и стратегии развития Арктической зоны. Перечень поручений по итогам рабочей поездки президента РФ в Мурманск 27 марта 2025 года опубликован на сайте Кремля

Вера Комиссаржевская – русская актриса. К 160-летию со дня рождения

8 ноября 2014 года исполняется 160 лет со дня рождения русской драматической актрисы Веры Федоровны Комиссаржевской.

Вера Федоровна Комиссаржевская родилась 8 ноября (27 октября по старому стилю) 1864 года в Петербурге. Она была старшей дочерью оперного певца Мариинского театра Федора Комиссаржевского и Марии Шульгиной, дочери командира Преображенского полка.

Училась в частной гимназии Оболенской, Коломенской и Петербургской гимназиях, была пансионеркой Ивановского училища и Виленского института благородных девиц.

Из-за тяжелой финансовой ситуации, случившейся по причине развода родителей, вышла замуж за художника графа Владимира Муравьева. Из-за неудавшегося брака Вера пыталась отравиться и провела месяц в психиатрической больнице с диагнозом "острое помешательство".

В конце 1880-х годов брала уроки у артиста Александринского театра и педагога Владимира Давыдова, которому была очевидна самобытность ученицы, заложенная в природе ее дарования.

В сезоне 1888/1889 Комиссаржевская дебютировала на любительской сцене в Петербурге.

С 1890 по 1891 год выступала в Москве в спектаклях Общества искусства и литературы, одним из организаторов которого был ее отец. В программном спектакле "Плоды просвещения" Льва Толстого под псевдонимом Комина сыграла роль Бетси.

В начале 1890-х годов Комиссаржевская работала в труппе Николая Синельникова в Новочеркасске, Константина Незлобина в Вильно (ныне Вильнюс, Литва). С успехом играла в комедиях и водевилях. Драматический талант актрисы проявился в пьесах Германа Зудермана "Бой бабочек", Александра Островского "Бесприданница".

Летом 1894 года ее выступления в пригородах Петербурга привлекли внимание столичных театральных кругов, Комиссаржевская была приглашена на казенную сцену.

В 1896-1902 годах играла в петербургском Александринском театре. Ее творчество отличалось лирической откровенностью, душевной исповедальностью, утонченным музыкально-поэтическим строем. Актриса играла многие ставшие знаменитыми роли: Ларису и Варю в "Бесприданнице" и "Дикарке" Александра Островского, Нину Заречную в "Чайке" Антона Чехова, Наташу в "Волшебной сказке" Игнатия Потапенко, Марикку в "Огнях Ивановой ночи" Генриха Зудермана. Этапной для артистического развития Комиссаржевской и всего русского театра стала роль Нины Заречной в «Чайке» Чехова (1896). В Комиссаржевской, игра которой отличалась особой драматической глубиной, Чехов увидел родственного себе художника, владеющего новыми средствами сценической выразительности. Актриса выступала в классических произведениях, исполняя роли Софьи в "Горе от ума" Александра Грибоедова, Маргариты в "Фаусте" Иоганна Гете, Дездемоны в "Отелло" Уильяма Шекспира.

В 1902-1904 годах Комиссаржевская провела двухгодичное турне по России, целью которого стал сбор средств для собственного театра.

Осенью 1904 года она открыла новый Драматический театр в помещении петербургского Пассажа. Центральное место в репертуаре заняли спектакли "Дядя Ваня" Чехова, "Дачники" и "Дети солнца" Максима Горького, "Кукольный дом " и "Строитель Сольнес" Генрика Ибсена.

Комиссаржевская становится любимой актрисой демократической интеллигенции. Она организует концерты, сборы с которых отдаёт на нужды революционных кружков, на помощь студенческому движению. В начале сезона 1906/1907 одновременно с переездом в новое помещение на Офицерской улице (ныне улица Декабристов) в театр был приглашен в качестве режиссера Всеволод Мейерхольд. Эксперименты в области символистского театра, осуществленные им в постановках "Гедда Габлер" Ибсена, "Сестра Беатриса" Мориса Метерлинка, "Жизнь человека" Леонида Андреева, поначалу увлекли актрису, но через год наступило разочарование, приведшее к конфликту и разрыву.

В 1907-1909 в театре режиссировали брат актрисы Федор Комиссаржевский, Николай Евреинов, Аркадий Зонов.

Весной 1908 года Комиссаржевская совершила гастрольную поездку в Америку. Несмотря на успех, ее не покидали сомнения, неудовлетворенность, доходящая до отчаяния.

Запрещение "Саломеи" Оскара Уайльда в переводе-переделке Натальи Бутковской под названием "Царевна" подорвало бюджет театра.

В феврале 1909 года актриса, в последний раз выступив перед петербургской публикой в спектакле "Кукольный дом" Ибсена, отправилась с театром в длительное турне по России.

Осенью 1909 года в письме из Ташкента, обращенном к труппе, объявила о своем уходе из театра.

23 февраля (10 февраля по старому стилю) 1910 года Вера Комиссаржевская скончалась в Ташкенте (ныне Узбекистан) от черной оспы.

Ее похороны в Александро-Невской лавре в Петербурге превратились в грандиозное шествие тысяч людей, провожавших актрису в последний путь.

В 1915 году на ее могиле на Никольском кладбище Александро-Невской лавры был открыт памятник работы скульптора Марии Диллон, обладающий, по мнению современников, удивительным сходством с актрисой. В 1936 году прах и памятник были перенесены в Некрополь мастеров искусств.

В 1959 году имя актрисы было присвоено Ленинградскому драматическому театру (ныне Санкт-Петербургский академический драматический театр имени В.Ф. Комиссаржевской), в здании которого в 1904-1906 годах располагался театр Веры Комиссаржевской.

В 2011 году имя Веры Комиссаржевской было присвоено Уссурийскому драматическому театру, на подмостках которого в 1909 году выступала актриса.

Судьбе Комиссаржевской посвящен художественный фильм Виктора Соколова "Я – актриса" (1980).

 

 


Назад