8 ноября 2024 13:36
Вера Комиссаржевская – русская актриса. К 160-летию со дня рождения
8 ноября 2014 года исполняется 160 лет со дня рождения русской драматической актрисы Веры Федоровны Комиссаржевской.
Вера Федоровна Комиссаржевская родилась 8 ноября (27 октября по старому стилю) 1864 года в Петербурге. Она была старшей дочерью оперного певца Мариинского театра Федора Комиссаржевского и Марии Шульгиной, дочери командира Преображенского полка.
Училась в частной гимназии Оболенской, Коломенской и Петербургской гимназиях, была пансионеркой Ивановского училища и Виленского института благородных девиц.
Из-за тяжелой финансовой ситуации, случившейся по причине развода родителей, вышла замуж за художника графа Владимира Муравьева. Из-за неудавшегося брака Вера пыталась отравиться и провела месяц в психиатрической больнице с диагнозом "острое помешательство".
В конце 1880-х годов брала уроки у артиста Александринского театра и педагога Владимира Давыдова, которому была очевидна самобытность ученицы, заложенная в природе ее дарования.
В сезоне 1888/1889 Комиссаржевская дебютировала на любительской сцене в Петербурге.
С 1890 по 1891 год выступала в Москве в спектаклях Общества искусства и литературы, одним из организаторов которого был ее отец. В программном спектакле "Плоды просвещения" Льва Толстого под псевдонимом Комина сыграла роль Бетси.
В начале 1890-х годов Комиссаржевская работала в труппе Николая Синельникова в Новочеркасске, Константина Незлобина в Вильно (ныне Вильнюс, Литва). С успехом играла в комедиях и водевилях. Драматический талант актрисы проявился в пьесах Германа Зудермана "Бой бабочек", Александра Островского "Бесприданница".
Летом 1894 года ее выступления в пригородах Петербурга привлекли внимание столичных театральных кругов, Комиссаржевская была приглашена на казенную сцену.
В 1896-1902 годах играла в петербургском Александринском театре. Ее творчество отличалось лирической откровенностью, душевной исповедальностью, утонченным музыкально-поэтическим строем. Актриса играла многие ставшие знаменитыми роли: Ларису и Варю в "Бесприданнице" и "Дикарке" Александра Островского, Нину Заречную в "Чайке" Антона Чехова, Наташу в "Волшебной сказке" Игнатия Потапенко, Марикку в "Огнях Ивановой ночи" Генриха Зудермана. Этапной для артистического развития Комиссаржевской и всего русского театра стала роль Нины Заречной в «Чайке» Чехова (1896). В Комиссаржевской, игра которой отличалась особой драматической глубиной, Чехов увидел родственного себе художника, владеющего новыми средствами сценической выразительности. Актриса выступала в классических произведениях, исполняя роли Софьи в "Горе от ума" Александра Грибоедова, Маргариты в "Фаусте" Иоганна Гете, Дездемоны в "Отелло" Уильяма Шекспира.
В 1902-1904 годах Комиссаржевская провела двухгодичное турне по России, целью которого стал сбор средств для собственного театра.
Осенью 1904 года она открыла новый Драматический театр в помещении петербургского Пассажа. Центральное место в репертуаре заняли спектакли "Дядя Ваня" Чехова, "Дачники" и "Дети солнца" Максима Горького, "Кукольный дом " и "Строитель Сольнес" Генрика Ибсена.
Комиссаржевская становится любимой актрисой демократической интеллигенции. Она организует концерты, сборы с которых отдаёт на нужды революционных кружков, на помощь студенческому движению. В начале сезона 1906/1907 одновременно с переездом в новое помещение на Офицерской улице (ныне улица Декабристов) в театр был приглашен в качестве режиссера Всеволод Мейерхольд. Эксперименты в области символистского театра, осуществленные им в постановках "Гедда Габлер" Ибсена, "Сестра Беатриса" Мориса Метерлинка, "Жизнь человека" Леонида Андреева, поначалу увлекли актрису, но через год наступило разочарование, приведшее к конфликту и разрыву.
В 1907-1909 в театре режиссировали брат актрисы Федор Комиссаржевский, Николай Евреинов, Аркадий Зонов.
Весной 1908 года Комиссаржевская совершила гастрольную поездку в Америку. Несмотря на успех, ее не покидали сомнения, неудовлетворенность, доходящая до отчаяния.
Запрещение "Саломеи" Оскара Уайльда в переводе-переделке Натальи Бутковской под названием "Царевна" подорвало бюджет театра.
В феврале 1909 года актриса, в последний раз выступив перед петербургской публикой в спектакле "Кукольный дом" Ибсена, отправилась с театром в длительное турне по России.
Осенью 1909 года в письме из Ташкента, обращенном к труппе, объявила о своем уходе из театра.
23 февраля (10 февраля по старому стилю) 1910 года Вера Комиссаржевская скончалась в Ташкенте (ныне Узбекистан) от черной оспы.
Ее похороны в Александро-Невской лавре в Петербурге превратились в грандиозное шествие тысяч людей, провожавших актрису в последний путь.
В 1915 году на ее могиле на Никольском кладбище Александро-Невской лавры был открыт памятник работы скульптора Марии Диллон, обладающий, по мнению современников, удивительным сходством с актрисой. В 1936 году прах и памятник были перенесены в Некрополь мастеров искусств.
В 1959 году имя актрисы было присвоено Ленинградскому драматическому театру (ныне Санкт-Петербургский академический драматический театр имени В.Ф. Комиссаржевской), в здании которого в 1904-1906 годах располагался театр Веры Комиссаржевской.
В 2011 году имя Веры Комиссаржевской было присвоено Уссурийскому драматическому театру, на подмостках которого в 1909 году выступала актриса.
Судьбе Комиссаржевской посвящен художественный фильм Виктора Соколова "Я – актриса" (1980).