Чемпионат России-2025 по прыжкам в фигурном катании: Санкт-Петербург, 18-19 января

Согласно регламенту соревнований, к участию в турнире приглашаются спортсмены в одиночном и парном катании 2008 года рождения и старше по итогам выступления на чемпионате России-2025 по фигурному катанию

ИСККРА представляет календарь праздничных и памятных дней на январь 2025 года

7 – Рождество Христово – государственный и православный праздник в России

В феврале пенсии пожилым россиянам доиндексируют до уровня фактической инфляции

Как рассказал глава Минтруда Антон Котяков, точный размер пенсии станет известен в середине января, когда Росстат представит данные о фактической инфляции за предыдущий год. Таким образом, пенсионеры получат увеличенную выплату за февраль и дополнительные средства за январь

В Мурманской области заканчивается полярная ночь

Полярная ночь закончится: 11 января – в Мурманске и Туманном

Особенности новогодних каникул и первых рабочих дней в 2025 году

Первая рабочая неделя 2025 года будет самой короткой в году для россиян и продлится два дня – 9 и 10 января

Социальный фонд РФ объяснил порядок индексации пенсий работающих пенсионеров

В фонде объяснили, что размер индексации пенсии на следующий год будет высчитываться, исходя из размера, который должен был быть, если бы правительство не отменило индексацию для работающих пенсионеров в 2016 году. Эта сумма будет прибавляться к выплатам, которые получает человек в текущем году

Стал известен главный цвет 2025 года

"На 2025 год институт цвета Pantone выбирает Pantone 17-1230 Mocha Mousse, согревающий коричневый оттенок, пронизанный богатством. Он питает нас своим намеком на восхитительные качества шоколада и кофе, отвечая нашему желанию комфорта", – говорится в сообщении

О пике солнечной активности в 2025 году

"В целом, мы ожидаем, что войдём в будущий год примерно на текущем уровне, далее с января по март-апрель мы допускаем постепенное усиление активности на 10-20% по отношению к средним уровням 2024 года с выходом на пик в конце весны – начале лета. Пиковые значения вспышек могут быть на уровне X10. Более высокие значения на данный момент выглядят маловероятными", – рассказал учёный

Кузьма Петров-Водкин. К 145-летию со дня рождения живописца-символиста, педагога, автора известного «Купание красного коня»

Творческая судьба Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина складывалась счастливо. Превращение сына сапожника в знаменитого живописца, его стремительное перемещение из волжского захолустья в центры европейской культуры (Петербург, Москва, Мюнхен, Рим, Париж), его соседство с крупнейшими деятелями русского искусства в столичных кругах – все это кажется фантастичным.

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин, один из крупнейших русских художников XX столетия, родился (24 октября5 ноября 1878 года в городе Хвалынске Саратовской губернии, в семье сапожника. Отец будущего художника, Сергей Фёдорович (1848-1916), свою двойную фамилию унаследовал от деда Петра, чьё прозвище «Водкин» закрепилось за потомками. Мать Кузьмы Сергеевича, Анна Пантелеевна (1857 или 1859-1941), из бывших крепостных крестьян, работала прислугой в семье богатых хвалынских купцов. Через неё Кузьма встретился с народной поэзией и народным творчеством. Полуграмотная женщина была «духовно настолько богатой, что сын в течение всей жизни… находил в ней главного советчика, друга, исповедника».

Учась в четырёхклассном городском училище, Кузьма познакомился с двумя местными иконописцами, под впечатлением работ которых он пробует самостоятельно писать иконы и пейзажи масляными красками. Окончив в 1893 году училище, Кузьма отправился в Самару, где оказался в классах живописи и рисования Ф.Е. Бурова. Здесь он получил азы живописного искусства. Но уже через два года Буров скончался, и Кузьма вернулся на родину.

Вскоре рисунки юного таланта случайно попали в руки знаменитого петербургского архитектора Р.Ф. Мельцера, который приехал в Хвалынск по делам. Он был весьма поражён такой живописью и увёз Кузьму в Петербург, где помог получить хорошее художественное образование в Центральном училище технического рисования Штиглица.

Свою карьеру художника Петров-Водкин начал с создания образа Богоматери с Младенцем на стене церкви Ортопедического института в Александровском парке.

В 1897 году Петров-Водкин переехал в Москву, где поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, учился у В.А. Серова. После окончания училища в 1905 году он продолжил совершенствовать свое мастерство в частных академиях Парижа, а также посетил Италию и Северную Африку. В ноябре 1906 года Кузьма Сергеевич встретился с 20-летней Маргаритой Йованович (1886-1960), полусербкой-полубельгийкой по происхождению, вскоре ставшей его женой – Марией Фёдоровной Петровой-Водкиной (Марой, как он её называл). Встреча произошла в пансионе её матери, Жозефины Йованович в Фонтене-о-Роз под Парижем. Первые годы они состояли в гражданском браке, а венчались в августе 1910 года в Хвалынске.

Вскоре Петров-Водкин создаёт картину «Сон» (1910), ставшую не только первой вехой в формировании его индивидуального стиля, но и получившую громкий общественный резонанс. В 1911 году Петров-Водкин создаёт ещё одну этапную картину – «Мальчики» («Играющие мальчики»).

В 1911 году Петров-Водкин стал членом объединения «Мир искусства». Он был талантливым живописцем и графиком, однако его недостаточно было бы назвать только мастером изобразительного искусства. Он был и писателем, автором великолепных мемуаров.

В 1910-1915 годы Петров-Водкин много работает над росписями храмов и в эти же годы создаёт ряд картин, в которых прослеживается связь с заново открытой в те годы русской иконописью – прежде всего это «Купание красного коня» (1912), «Мать» (1913) и «Девушки на Волге» (1915) – картины, определившие стиль его дореволюционной живописи.

Его искусство развертывалось в эпоху, когда атмосфера духовных исканий художественной интеллигенции приобрела небывалую напряженность. Его понимание мира и человека, сумевшего в обстановке революционных событий в каких-то глубинах соприкоснуться с самими народными идеалами, окрашивалось в тона почти что песенной обобщенности. И интеллигенция, и народные массы проходили через революционные бури не только с идеологией, но и с «мифологией». Эту мечтательную, «мифологическую» грань своего времени Петров-Водкин выразил необычайно законченно и звонко.

В искусстве Петрова-Водкина цельно отобразился парадоксальный строй его личности: провинциально-цепкое, хозяйски-бережливое отношение к материалу духовной деятельности, с одной стороны, и космический размах гипотез, проектов, удивительная свобода мышления, интеллектуальное бескорыстие – с другой.

В годы советской власти Петров-Водкин много работал как график и театральный художник. В Ленинградском театре драмы им. Пушкина он оформил спектакли «Орлеанская дева» Шиллера, «Дневник Сатаны» по Андрееву, «Женитьба Фигаро» Бомарше. Также занимался и литературным трудом, сочиняя рассказы, повести, пьесы и очерки. Писал теоретические статьи, занимался преподаванием, будучи одним из реорганизаторов системы художественного образования СССР.

С конца 1928 года состояние здоровья Петрова-Водкина серьёзно ухудшается, в феврале 1929 года у него обнаруживают туберкулёз лёгких. Врачи запрещают художнику заниматься живописью, он предпринимает ряд попыток интенсивного лечения, чтобы вернуться в профессию. В сентябре-ноябре лечится в Крыму и начинает работать над первой книгой автобиографической прозы, которую завершает в 1930 году («Хлыновск»).

4 ноября 1930 года постановлением Совета Народных Комиссаров К.С. Петрову-Водкину присваивают звание заслуженного деятеля искусств РСФСР, с 1 февраля 1931 года назначают персональную пенсию. Болезнь не отступала, но художник ещё некоторое время продолжает преподавать и лишь в октябре 1932 года окончательно оставляет работу в бывшем училище Академии художеств.

В апреле 1932 года Петров-Водкин участвует в конференции художников в Москве, связанной с созданием единого Союза советских художников, в августе его избирают первым председателем правления только что созданного Ленинградского отделения Союза советских художников. Весной 1933 года выходит в свет вторая книга его воспоминаний («Пространство Эвклида»).

Художник начинает писать третью книгу, но вскоре оставляет её, так как некоторое улучшение состояния здоровья вновь позволило ему заниматься живописью. Художник сосредоточился исключительно на образе Пушкина, создав к Всесоюзной пушкинской выставке портрет-картину «А.С. Пушкин в Болдине» (1937), но после того, как жюри выставки отклонило эту картину, Петров-Водкин уничтожил её, разрезав на куски. Другой его портрет великого поэта, «Пушкин в Петербурге» (1937), хранится в московском Музее А.С. Пушкина. 

В середине 1934 года художник создает «Портрет В.И. Ленина», в котором тоже проходит тема Пушкина: именно его книги занимают ближний план картины.

В том же, 1934 году Петров-Водкин создаёт картину «1919 год. Тревога», ставшую одной из вершин его позднего творчества и удивительным образом предвестившую «ощущение неотвратимости беды», которое в тот момент времени посетило ещё немногих, но станет всеобщим в 1937 году. Одна из последних картин художника – «Новоселье» (1937).

К.С. Петров Водкин скончался от туберкулёза 15 февраля 1939 года в Ленинграде в возрасте 60 лет, похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища.

Крупнейшая коллекция произведений Петрова-Водкина хранится в Русском музее (Санкт-Петербург), значительные собрания — в Третьяковской галерее (Москва) и Хвалынском художественно-мемориальном музее (филиале Саратовского художественного музея имени А.Н. Радищева). Работы художника также представлены в Одесском художественном музее, Латвийском национальном художественном музее (Рига), Коллекции Дома-музея Максимилиана Волошина (Коктебель) и в других музеях.


 

 


Назад