Чемпионат России-2025 по прыжкам в фигурном катании: Санкт-Петербург, 18-19 января

Согласно регламенту соревнований, к участию в турнире приглашаются спортсмены в одиночном и парном катании 2008 года рождения и старше по итогам выступления на чемпионате России-2025 по фигурному катанию

ИСККРА представляет календарь праздничных и памятных дней на январь 2025 года

7 – Рождество Христово – государственный и православный праздник в России

В феврале пенсии пожилым россиянам доиндексируют до уровня фактической инфляции

Как рассказал глава Минтруда Антон Котяков, точный размер пенсии станет известен в середине января, когда Росстат представит данные о фактической инфляции за предыдущий год. Таким образом, пенсионеры получат увеличенную выплату за февраль и дополнительные средства за январь

В Мурманской области заканчивается полярная ночь

Полярная ночь закончится: 11 января – в Мурманске и Туманном

Особенности новогодних каникул и первых рабочих дней в 2025 году

Первая рабочая неделя 2025 года будет самой короткой в году для россиян и продлится два дня – 9 и 10 января

Социальный фонд РФ объяснил порядок индексации пенсий работающих пенсионеров

В фонде объяснили, что размер индексации пенсии на следующий год будет высчитываться, исходя из размера, который должен был быть, если бы правительство не отменило индексацию для работающих пенсионеров в 2016 году. Эта сумма будет прибавляться к выплатам, которые получает человек в текущем году

Стал известен главный цвет 2025 года

"На 2025 год институт цвета Pantone выбирает Pantone 17-1230 Mocha Mousse, согревающий коричневый оттенок, пронизанный богатством. Он питает нас своим намеком на восхитительные качества шоколада и кофе, отвечая нашему желанию комфорта", – говорится в сообщении

О пике солнечной активности в 2025 году

"В целом, мы ожидаем, что войдём в будущий год примерно на текущем уровне, далее с января по март-апрель мы допускаем постепенное усиление активности на 10-20% по отношению к средним уровням 2024 года с выходом на пик в конце весны – начале лета. Пиковые значения вспышек могут быть на уровне X10. Более высокие значения на данный момент выглядят маловероятными", – рассказал учёный

Актрисе и режиссеру, народной артистке СССР Татьяне Дорониной исполняется 90 лет

Татьяна Васильевна Доронина родилась 12 сентября 1933 года в Ленинграде. Отец, Василий Иванович, из семьи староверов, мать – Анна Ивановна, отец служил старостой деревенской церкви. Семья пережила эвакуацию в Данилове Ярославской области, отец прошёл войну.

Уже вернувшись в Ленинград, семья Дорониных ютилась в коммуналке, жила бедно. Но отец и мать никогда не ругались, обращались друг к другу исключительно на «вы». Татьяна Васильевна восхищалась тем, что ее мать, очень красивая женщина, ждала отца с трех войн. Отец вернулся калекой после Великой Отечественной, но это не помешало прожить им с матерью вместе 60 лет.  

Любовь к театру у Тани проявилась еще в школе – она принимала активное участие в самодеятельности.

Доронина поступала в Щукинское и Щепкинское училища, ГИТИС и МХАТ. Поступила во все, но выбрала Школу-студию МХАТ. Училась вместе с Олегом Басилашвили и Евгением Евстигнеевым.

Первым театром, где Доронина проявила свои способности, стал Ленинградский театр им. Ленинского комсомола (ныне театр-фестиваль "Балтийский дом"). Здесь она исполняла роли Женьки Шульженко в "Фабричной девчонке" Александра Володина, Вавки в "Маленькой студентке" Николая Погодина, Ольги в "Обломове" Ивана Гончарова, Оксаны в "Городе на заре" Алексея Арбузова. Богатство души, право на выбор, на возможность быть сложным, неидеальным, живым человеком – таковы были героини Дорониной, в них жила стихия эмоциональности и романтизма.

С 1959 по 1966 год Доронина была ведущей актрисой Ленинградского академического Большого драматического театра имени Максима Горького (ныне Большой драматический театр имени Г.А. Товстоногова). Среди исполненных ролей в спектаклях, поставленных Георгием Товстоноговым, – Надежда Монахова в "Варварах" Максима Горького, Валя в "Иркутской истории" Алексея Арбузова, Софья в "Горе от ума" Александра Грибоедова, Настасья Филипповна в "Идиоте" Федора Достоевского, Надя в "Моей старшей сестре" Александра Володина, Маша в "Трех сестрах" Антона Чехова, Лушка в "Поднятой целине" Михаила Шолохова, Лоллия в "Римской комедии" Леонида Зорина. Именно здесь особенно полно раскрылась творческая индивидуальность актрисы, и начался «золотой век» Дорониной.

С 1966 по 1972 год она – актриса МХАТ СССР имени Максима Горького. Играла роли Грушеньки в "Братьях Карамазовых" Федора Достоевского, Глебовой в "Ночной исповеди" Алексея Арбузова, Насти в "На дне" Максима Горького, Ирины Николаевны в "О женщине" Эдварда Радзинского, Маши в "Трех сестрах" Антона Чехова, Дульсинеи в "Дульсинеи Тобосской" Александра Володина.

С 1972 по 1983 год Доронина работала в Московском академическом театре имени Владимира Маяковского, где играла главные роли в спектаклях, поставленных Андреем Гончаровым: Дульсинея в "Человеке из Ламанчи" Дейла Вассермана, Липочка в "Банкрот, или Свои люди – сочтемся" Александра Островского, Елизавета Тюдор и Мария Стюарт в постановке "Да здравствует королева, виват!" Роберта Болта, Ксантиппа в "Беседах с Сократом" Эдварда Радзинского, Маргарет в "Кошке на раскаленной крыше" Теннеси Уильямса. Доронина также играла Соньку в "Аристократах" Николая Погодина, Подругу в постановке "Она в отсутствии любви и смерти" Эдварда Радзинского, Аркадину в "Чайке" Антона Чехова.

Параллельно выступала в театре "Сфера": играла в моноспектакле "Россия моя, Россия…" по произведениям Марины Цветаевой и Сергея Есенина, а также сыграла главную роль Настены в постановке "Живи и помни" по одноименной повести Валентина Распутина.

С 1983 по 1987 года вновь была актрисой МХАТ СССР имени Максима Горького. Играла Мамаеву в "На всякого мудреца довольно простоты" Александра Островского, Ее в "Скамейке" Александра Гельмана.

За пределами МХАТ в эти годы Доронина выступала в спектаклях по пьесам Радзинского: "Приятная женщина с цветком и окнами на север" в Театре эстрады и "Спортивные сцены 1981 года" в Театре имени М.Н. Ермоловой.

В 1987 году МХАТ СССР имени Максима Горького разделился на два театра: один – под руководством Татьяны Дорониной (ныне МХАТ имени Максима Горького), другой – под руководством Олега Ефремова (ныне МХТ имени А.П. Чехова).

С июля 1987 года Доронина – художественный руководитель МХАТ имени Максима Горького.

Являясь ведущей актрисой театра, она исполнила роли Раневской в "Вишневом саде" Антона Чехова, актрисы в "Старой актрисе на роль жены Достоевского" Эдварда Радзинского, Татьяны в "Пророке" по произведениям Александра Пушкина, Зои Пельц в "Зойкиной квартире" Михаила Булгакова, леди Макбет в "Макбете" Уильяма Шекспира, Гурмыжской в "Лесе" Александра Островского, мадам Александры в "Мадам Александре" Жана Ануя, Софьи в "Зыковых" Максима Горького, Кручининой в "Без вины виноватых" Александра Островского, Вассы Железновой в "Вассе Железновой" Максима Горького.

В качестве режиссера Доронина осуществила постановки следующих спектаклей: "На дне" Максима Горького (1987), "Три сестры" Антона Чехова (1987 и 1998), "Белая гвардия" Михаила Булгакова (1991), "Лес" Александра Островского (1993), "Дама-невидимка" Педро Кальдерона (1997), "Униженные и оскорбленные" Федора Достоевского (2000), "Без вины виноватые" Александра Островского (2000), "Прощание в июне" Александра Вампилова (2004), "Комедианты господина…" Михаила Булгакова (2008), "Так и будет" Константина Симонова (2010), "Не хочу, чтобы ты выходила замуж за принца…" Евгения Шварца (2012), "Как боги" Юрия Полякова (2014), "Пигмалион" Бернарда Шоу (2016) и другие.

С 2018 года Татьяна Доронина является президентом МХАТ имени Максима Горького.

Дебютную кинороль Татьяна Доронина исполнила в середине 1950-х – появилась в эпизоде мелодрамы Михаила Калатозова «Первый эшелон». Ключевых персонажей фильма сыграли Всеволод Санаев, Олег Ефремов, Изольда Извицкая и Нина Дорошина.

В 1966-м, после длительного перерыва, Доронина появилась на телеэкранах в мелодраме Георгия Натансона «Старшая сестра». Лента имела небывалый успех, что неудивительно: режиссер собрал на площадке звездный состав – Наталью Тенякову, Михаила Жарова, Виталия Соломина, Леонида Куравлева. Роли второго плана достались Евгению Евстигнееву, Олегу Басилашвили, Инне Чуриковой и Павлу Массальскому. За работу в картине Татьяну Доронину признали актрисой 1967 года по опросу «Советского экрана».  

В следующем году зрители снова увидели актрису – в картине «Три тополя на Плющихе». Мелодрама, где в главной роли с ней снялся Олег Ефремов, вошла в золотой фонд советского кинематографа.

В 60-х состоялась премьера мелодрамы Георгия Натансона по сценарию Эдварда Радзинского «Еще раз про любовь» с ее участием. И снова звездный дуэт, в этот раз с Александром Лазаревым. После выхода картины на экраны весной 1968 года Татьяна Доронина окончательно закрепилась в звездном статусе, а карьера Лазарева пошла вверх. Мелодрама стала лидером советского кинопроката. За год картину увидели 40 миллионов зрителей.

Кинокритики сходятся во мнении, что лучшая роль артистки – Шура Олеванцева в мелодраме «Мачеха». Фильм побил рекорд проката «Еще раз про любовь»: ленту посмотрело 59 миллионов человек, она вошла в двадцатку лидеров проката в Советском Союзе. Мелодрама завоевала международное признание, получив награду в Тегеране.

Последний раз Татьяна Доронина снялась в кино в середине 1980-х. И снова триумф. Пронзительная мелодрама «Валентин и Валентина» Натансона – попадание в «десятку». Актриса сыграла сердобольную, но эгоистичную мать, которой трудно позволить младшей дочери строить жизнь самостоятельно. Дочь Валентину сыграла Марина Зудина, это была вторая роль молодой артистки.

Доронина принимала участие в телеспектаклях "Очарованный странник" по одноименной повести Николая Лескова (1963), "Обещание счастья" по новеллам Константина Паустовского (1965), "Двадцать лет спустя" по мотивам романа Александра Дюма "Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя" (1971), "Бесприданница" по одноименной пьесе Александра Островского (1974), "Ну, публика!" по мотивам ранних рассказов Антона Чехова (1976), "Бенефис Татьяны Дорониной" режиссера Евгения Гинзбурга (1980), "Живи и помни" по одноименной повести Валентина Распутина (1987) и других.

Выступала на поэтических вечерах в Концертном зале имени П.И. Чайковского в качестве мастера художественного слова в программах "Россия моя, Россия…" (2006) и "Три вечера с Татьяной Дорониной" (2011-2012).

Татьяна Доронина является членом Союза писателей России. В 1998 году у нее вышла книга "Дневник актрисы".

Является членом Гильдии актеров Союза кинематографистов РФ.

Творчество Татьяны Дорониной отмечено различными наградами и премиями. В 1981 году она была удостоена звания народной артистки СССР. Актриса является полным кавалером ордена "За заслуги перед Отечеством" I (2019), II (2013), III (2003) и IV степеней (1998). Награждена орденами Дружбы народов (1994), орденом Почета (2008), орденом "За заслуги в культуре и искусстве" (2023), нагрудным знаком министерства культуры РФ "За вклад в российскую культуру" (2016) и другими.

Она – лауреат первой премии Всесоюзного театрального конкурса (1967), лауреат Всесоюзного кинофестиваля (1970), Международного кинофестиваля в Тегеране (1973, Иран), Царскосельской художественной премии (2011), Национальной театральной премии "Золотая маска" (2013) и других.

В честь Татьяны Дорониной назван астероид – 19120 Doronina, открытый Крымской обсерваторией в 1983 году.

Татьяна Доронина пять раз была замужем.

С первым супругом – Олегом Басилашвили (1934 г.р.) – познакомилась в институте. В 1955 году пара сыграла комсомольскую свадьбу, проигнорировав условности в виде белого платья и обручальных колец. Брак длился восемь лет, но распался в 1963 году.

Второй супруг Дорониной – театральный критик, доктор искусствоведения, профессор Ленинградского института театра, музыки и кинематографии Анатолий Юфит (1925-1978). Он был старше актрисы на 8 лет, но, увидев Татьяну на сцене, влюбился как мальчишка. Трехлетние отношения (1963-1966) статной (рост актрисы 1,72 метра) красавицы и солидного мужчины в очках дали трещину, когда Доронина увлеклась писателем, драматургом, сценаристом и телеведущим, автором популярных книг по истории России Эдвардом Радзинским (1936 г.р.).

Брак с Радзинским закончился спустя три года, но Татьяна и Эдвард расстались друзьями, сохранив теплые отношения после развода.

В Театре Маяковского Татьяна Доронина познакомилась с четвертым мужем, актером Борисом Химичевым (1933-2014). В 1973 году артисты узаконили отношения. Свадьба была скромной, но с кольцами. Как вспоминал Борис Химичев, для Дорониной театр был всей жизнью. Детей она не хотела, пропадала на репетициях и гастролях. Постепенно отношения угасли, и в 1982 году супруги расстались.

Пятым супругом актрисы стал работник главка нефтепрома Роберт Тохненко. Доронина познакомилась с ним случайно, в садоводческом обществе. Актриса присматривала дачу, а Роберт возглавлял товарищество. Они прожили вместе три года. Муж обожал супругу, но актриса этого не замечала. Единственной страстью оставался театр. По этой причине Татьяна Доронина не решилась родить ребенка, о котором просил муж. С Робертом Тохненко актриса рассталась в 1985 году. Замуж больше не вышла.

… Последний год Татьяна Васильевна живет в геронтологическом центре «Юго-Западный» в окружении персонала и своих кошек. Там она вынашивает планы выйти на сцену МХАТ им. Горького после ремонта... Назвать этот центр домом престарелых язык не поворачивается – условия там великолепные. Хотя любое заведение, где проживают люди старше 80, всегда будет напоминать богадельню...


 

 


Назад