9 августа 2023 09:34
Умерла Народная артистка СССР Вера Васильева
Народная артистка СССР Вера Васильева скончалась в возрасте 97 лет, сообщили в Театре Сатиры.
"Наш театр постигло большое горе: не стало Веры Кузьминичны Васильевой. Нашей любимой Верочки. Выражаем соболезнования близким, друзьям и легиону ее почитателей", – говорится на официальном сайте театра. О дате прощания с артисткой в театре обещали сообщить позже.
Вера Кузьминична Васильева родилась 30 сентября 1925 года в Москве. Её отец – Кузьма Васильевич Васильев – был из деревни, в то время как мать Александра Андреевна – горожанка. В семье, кроме Веры, были ещё две дочери – Валентина и Антонина – и сын Василий. Васильевы проживали в коммуналке в районе Чистых прудов. Отец работал шофёром на заводе, позднее стал механиком там же; мать вела домашнее хозяйство.
Вере не было и пяти лет, когда она впервые попала в театр – на оперу «Царская невеста». Это представление потрясло воображение девочки, и она влюбилась в театр. В школьные годы Вера записалась в драмкружок во Дворце пионеров. Она была скромной и мечтательной девочкой, в школе училась хорошо, но вся ее настоящая жизнь была сосредоточена на книгах и театре. Васильева часами пропадала в театральной библиотеке, где перечитывала мемуары великих артистов, старые рецензии и все, что можно было найти о театре, а еще постоянно бегала в МХАТ.
Во время Великой Отечественной войны из семьи Васильевых в Москве остались лишь Вера с отцом, остальные были эвакуированы, либо отправлены в другие регионы страны. Отец работал на военном заводе. Вера трудилась и на военном заводе, и на сельхозработах. По её воспоминаниям, на заводе она «стала ученицей фрезеровщика и получала рабочую карточку». Актриса вспоминала бомбардировки Москвы, когда приходилось спасаться либо на станции «Кировская», либо на станции «Красные Ворота».
В 1943 году Вера Васильева поступила в Московское городское театральное училище.
Всенародную известность Васильевой принес кинематограф. В кино она дебютировала, еще будучи студенткой, в 1945 году – в эпизодической роли в комедии «Близнецы», а следующая – роль в фильме Ивана Пырьева «Сказание о земле Сибирской» (1948) – принесла ей невероятную популярность и зрительскую любовь.
В 1948 году Васильева окончила училище и стала актрисой Театра сатиры, с которым связана вся ее творческая жизнь, Ее первой работой стала главная – в спектакле «Лев Гурыч Синичкин». Потом было много других. К началу 1950-х годов Вера уже была признанной молодой звездой, в театре она была счастлива, а после спектакля «Свадьба с приданым», к ней пришла еще большая слава. Эту пьесу играли 900 раз, а в 1953 году сняли одноименный художественный фильм, за роль в котором Васильева была удостоена Сталинской премии.
Вообще в кино Васильева снималась много. Наиболее известные картины с ее участием – «Чук и Гек» (1953), «Похождения зубного врача» (1965), «Следствие ведут Знатоки» (1972), «Карнавал» (1981), «Приказано взять живым» (1983), «Выйти замуж за капитана» (1985), «Вино из одуванчиков» (1997), «Все смешалось в доме» (2006), «Сваха» (2007), «Пока цветет папоротник» (2012) и другие. Фильмография Васильевой насчитывает более 40 картин.
Несмотря на успех в кино, главным для Веры Кузьминичны всегда оставался театр. Всю жизнь она проработала в театре Сатиры, который без нее представить невозможно. Всего Васильева сыграла здесь свыше 60 ролей.
Среди них – Лиза в постановке "Лев Гурыч Синичкин" Алексея Бонди (1948), Ольга в "Свадьбе с приданым" Николая Дьяконова (1950), Ин-Ин в "Пролитой чаше" Ван Ши Фу (1952), Королева в "Волшебных кольцах Альманзора" Тамары Габбе (1959), Вышневская в "Доходном месте" Александра Островского (1967), графиня Альмавива в "Безумном дне, или Женитьба Фигаро" Пьера Бомарше (1968), Агнесса Павловна в "Восемнадцатом верблюде" Самуила Алешина (1983), Анна Австрийская в "Молодости Людовика XIV" Александра Дюма (1992), Эстер в "Священные чудовища" Жана Кокто (1996), Домна Пантелеевна в "Талантах и поклонниках" Островского (2002), Камелия в "Реквиеме по Радамесу" Альдо Николаи (2012), Ирма Гарленд в постановке Андрея Житинкина "Роковое влечение" (2015).
Вера Васильева также исполняла главные роли в спектаклях "Дженни Герхард" Брянского драматического театра (1953), "Вишневый сад" Тверского драматического театра (1984), "Без вины виноватые" Орловского драматического театра (1990), "Ассамблея" (1996) и "Блажь" (1997) московского Нового драматического театра, "Странная миссис Сэвидж" (2009) театра С.В. Образцова, "Однажды в Париже" (2012) в Театре "Модернъ" и другие. В Государственном академическом Малом театре она играла главную роль в постановке "Пиковая дама".
Вера Кузьминична работала и в мультипликации, озвучивала мультфильмы – «Умка ищет друга», «Волшебник Изумрудного города», «Приключения Васи Куролесова» и другие. Пробовала себя как исполнительница романсов.
Вера Васильева – заслуженная артистка РСФСР (1954), народная артистка РСФСР (1970), народная артистка СССР (1986), лауреат Сталинской премии первой (1948) и третьей (1951) степеней. Награждена орденами «За заслуги перед Отечеством» II (2020), III (2010) и IV степеней (2000), Почёта (1995), Дружбы (2015), Трудового Красного Знамени. Обладательница премии «Хрустальная Турандот» (1996), имени А.А. Яблочкиной (1996), «Кумир» (2003), «Золотая маска» (2010), имени Андрея Миронова «Фигаро» (2014).
Васильева известна и как активный общественный деятель. На протяжении 20 лет она была секретарём Союза театральных деятелей РФ (СТД), занималась оказанием помощи коллегам, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Академик Национальной академии кинематографических искусств и наук России.
Вера Васильева – автор трех книг мемуаров – «Продолжение души», «Золушка с Чистых прудов» и «Жизнь, похожая на сказку» (2019).
Мужем Веры Кузьминичны был актер Владимир Ушаков (1920-2011), артист Театра сатиры, заслуженный артист РФ (2000). Их свадьба состоялась в 1956 году, и они более полувека были счастливы вместе. Актриса говорила, что главный секрет такого супружеского долголетия – в отсутствии попыток переделать друг друга. Детей у них не было.
Сегодня Вера Кузьминична Васильева до последних дней продолжала работать в театре, играла в нескольких спектаклях в месяц. Она любила природу, свой дом и друзей, по-прежнему потрясающе выглядела и в жизни, и на сцене.