15 июля 2023 09:54
Мария Ермолова – русская и советская актриса, Народная артистка Республики. К 170-летию со дня рождения
«Мария Николаевна Ермолова – это целая эпоха для русского театра, а для нашего поколения это – символ женственности, красоты, силы пафоса, искренней простоты и скромности», – говорил К.С. Станиславский.
Российская актриса, народная артистка России Мария Николаевна Ермолова родилась в Москве 15 июля (3 июля по старому стилю) 1853 года в семье суфлера Малого театра Николая Ермолова. Дед Алексей Семёнович Ермолов был крепостным скрипачом князей Волконских, получив вольную, поступил в театр гардеробмейстером. Увлекшись театральным искусством, он и своих детей устроил на то же поприще. Его сын Николай Алексеевич, прежде чем стать суфлёром, был драматическим артистом и автором нескольких водевилей, шедших на сценах Московской императорской труппы, однако особым талантом его творчество отмечено не было. Семья была очень благочестивой и верующей и жила скромно, даже, пожалуй, бедно. Основной педагогический принцип отца формулировался так: «Жизнь – тяжкий крест, надо с детства приучиться нести его».
С раннего детства проводившая практически все спектакли в суфлерской будке отца, Маша грезила о карьере актрисы. В 1862 году Ермолова поступила в Московское императорское театральное училище в балетный класс, но способностей к балету у нее оказалось немного.
В 1866 году отец Ермоловой поручил ей в своем бенефисе роль Фаншетты в переделанном с французского водевиле "Жених нарасхват". Это была ее первая роль, но и она не принесла актрисе успеха.
В 1870 году актриса Надежда Медведева предложила Ермоловой исполнить главную роль в спектакле "Эмилия Галотти" вместо заболевшей артистки. Премьера спектакля состоялась 30 января 1870 года. Ермолова проявила мощный сценический темперамент и удивительную искренность. Спектакль пользовался огромным успехом.
В 1871 году Ермолова окончила театральное училище и была зачислена в труппу Малого театра. В этот период актриса исполняла в основном мелкие роли в водевильных постановках. Из классического репертуара были только роли Лиды в "Свадьбе Кречинского" Сухово-Кобылина и Марианны в "Тартюфе" Мольера.
В 1873 году Мария Ермолова блестяще исполнила роль Катерины в пьесе Александра Островского "Гроза". В 1876 году на своем бенефисе Ермолова играла Лауренсию в пьесе Лопе де Вега "Овечий источник".
В этот период Ермолова играла в пьесах по Островскому: Василисы Мелентьевой в одноименной постановке (1876), Юлии Тугиной в "Последней жертве" (1877), Ларисы в "Бесприданнице" (1879), Параши в "Горячем сердце" (1883), а также роли леди Анны в пьесе Уильяма Шекспира "Ричард III", Офелии в "Гамлете" (1878) и другие. В 1881 году Мария Ермолова сыграла роль Негиной в пьесе Александра Островского "Таланты и поклонники", которая принесла успех у критиков и зрителей.
Особняком среди ролей актрисы стоит Иоанна д'Арк в "Орлеанской деве" Фридриха Шиллера. Впервые исполнив эту роль в 1884 году, Ермолова играла ее на протяжении 18 лет. Ввиду огромного количества желающих попасть на спектакль, представления "Орлеанской девы" с 1893 года были перенесены на сцену Большого театра.
К 1896 году она считалась уже одной из первых артисток не только в России, но и в Европе. Ее игра завораживала всех. По словам современников, ей удавалось создавать глубокие, противоречивые, сложные образы, которые, вместе с тем, были реальны как сама жизнь. Однако такого эффекта актриса достигала благодаря не только своему таланту, но и огромной работоспособности, а также педантичности.
В 1902 году ей было присвоено звание Заслуженной артистки Императорских театров.
В 1910-е годы Ермолова перешла на возрастные роли. В репертуар актрисы добавились роли Кручининой и царицы Марфы в пьесах Александра Островского "Без вины виноватые" и "Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский", а так же роль фру Альвинг в пьесе Генрика Ибсена "Привидения". В 1918 году Ермолова сыграла роль княжны Плавутиной-Плавунцовой в пьесе Петра Гнедича "Декабрист", ранее запрещенной цензурой. Позднее исполнила роль Мамелфы Дмитриевны в "Посаднике" Алексея Толстого.
Всего она сыграла более 200 ролей.
Одновременно с работой в театре Ермолова часто выступала на концертной эстраде с чтением стихов. В ее репертуаре была лирика Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Огарева, Никитина, Полонского и других.
В 1920 году советская общественность торжественно отметила 50-летие сценической деятельности Ермоловой. На юбилейном спектакле присутствовал В.И. Ленин. Она первая в стране получила звание Народной артистки Республики.
В 1921 году она оставила сцену.
В 1924 году была награждена званием "Герой Труда".
Ермолова рано (с 1877 года) вышла замуж по любви, за богатого помещика адвоката Шубинского. Однако семейная жизнь не сложилась, не помогло даже рождение дочери – Маргариты, молодые люди очень быстро поняли, насколько они далеки друг от друга.
Умерла Мария Ермолова 12 марта 1928 года в Москве. Была похоронена, согласно завещанию, во Владыкино, на погосте Храма Рождества Пресвятой Богородицы, рядом с родителями и сёстрами. После того, как это кладбище снесли, 1971 году перезахоронена на Новодевичьем кладбище рядом с Чеховым, Станиславским и актёрами МХТ (надгробие выполнено Верой Мухиной). Вместе с Ермоловой захоронена её дочь, Маргарита Николаевна (1876-1965).
С 1925 года имя Ермоловой носит Московский драматический театр на улице Тверской. В 1986 году в Москве на Тверском бульваре открылся Дом-музей М.Н. Ермоловой. В честь Ермоловой названо морское круизное судно, ходившее с 1974 года в Мурманском морском пароходстве.