Глава РЖД пообещал Путину открыть движение в Мурманском транспортном узле в декабре этого года. Не погорячился?

Сооружение МТУ идет уже не первое десятилетие и с большими задержками. Вот и сейчас стройка почти встала. Подразделение РЖД справедливо обвинило в этом Мурманскую областную электросетевую компанию. Виновных пока никто не может заставить работать, в том числе и власти региона

Объявлены имена наставников нового сезона шоу "Голос"

Ведущей шоу станет Яна Чурикова. Дмитрий Нагиев не появится в новых выпусках передачи. Напомним, шоумен отправился в творческий отпуск после десятого сезона проекта

ИСККРА представляет календарь праздничных и памятных дат на февраль 2023 года

9 – День рождения волейбола

Зимние саамские игры в поселке Ёнский: 18 февраля

Гости праздника смогут принять участие в обряде «Костёр исполнения желаний», их ждут концертная программа, ярмарка и гастрономическая зона с саамской ухой

Фрегат Северного флота "Адмирал Горшков" отработал стрельбу "Цирконом" в Атлантическом океане

Морская цель имитировала корабль условного противника, находящийся в более чем 900 километрах

О погоде во второй половине января – в феврале. Прогноз

В начале января в Центральной России наблюдалась экстремально холодная погода, но вторая половина месяца и февраль будут сравнительно теплыми для этой части страны

Российские ученые назвали совершенно иную причину резкого потепления в Арктике

Причиной резкого потепления климата в Арктике в конце XX века оказались мощные землетрясения, произошедшие незадолго до этого, а не деятельность человека

Михаил Жванецкий о любви к Советской Родине. Памяти той, кому он признался в чувствах…

Она не была идеальной и сама это понимала. Она была живой и потому ошибалась. Иногда серьёзно. Но чаще трагически. В нашу пользу. Она просто слишком любила нас. Хотя и старалась особенно это не показывать. Она слишком хорошо думала о нас. Лучше, чем мы были на самом деле. И берегла нас, как могла. От всего дурного

Гений электронной музыки, талантливейший композитор, Герой Труда. Эдуарду Артемьеву – 85 лет

Советский и российский композитор Эдуард Николаевич Артемьев родился 30 ноября 1937 года в Новосибирске.

В 1955 году Эдуард окончил Московское хоровое училище (ныне Академия хорового искусства имени В.С. Попова), в 1960 году – теоретико-композиторский факультет Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского.

Сочинять музыку начал еще в хоровом училище. Переломным моментом в судьбе Артемьева стала встреча в 1960 году с инженером Евгением Мурзиным, работавшим в области звукосинтеза. Созданный Мурзиным уникальный фотоэлектронный синтезатор АНС (первые буквы фамилии, имени и отчества Александра Николаевича Скрябина) привлек группу молодых композиторов, и в отечественной музыке родилось новое направление – электронная музыка.

В 1961-1963 годах Эдуард Артемьев работал в научно-исследовательском институте в лаборатории исследования звука под руководством Мурзина. В 1966 году стал сотрудником студии электронной музыки.

В 1964-1985 годах – старший преподаватель по классу инструментовки в Московском институте культуры.

В 1960-х – начале 1970-х годов Артемьев написал ораторию на стихи Александра Твардовского "Я убит подо Ржевом" (1960, дипломная работа), симфоническую сюиту "Хороводы" (1960), сюиту для женского хора и оркестра "Лубки" (1962), кантату "Вольные песни" (1967), одночастный концерт для альта (1961), музыку к пантомиме "За мертвыми душами" (1966).

Среди ранних электронных композиций – пьесы "В космосе", "Звездный ноктюрн" (1961), "Этюд" (1964).

Артемьев известен как создатель авангардистских композиций "Мозаика" (1967), "Двенадцать взглядов на мир" (1969), "Оды доброму вестнику" (1980), "Три взгляда на революцию" (1989), симфоний "Семь врат в мир Сатори" (1974) и "Пилигримы" (1982).

В начале 1960-х годов электронными опытами Артемьева заинтересовались кинематографисты. Первой картиной Артемьева стал фильм "Мечте навстречу" (1963). Затем композитор написал музыку к художественным фильмам "Арена" (1967), "Доктор Вера" (1967), "Урок литературы" (1968), "Встреча у старой мечети" (1969), "Каждый вечер в одиннадцать" (1969).

Важную роль в творческой жизни композитора сыграла встреча с Андреем Тарковским. Артемьев принял участие в трех его фильмах – "Солярис" (1972), "Зеркало" (1975) и "Сталкер" (1980). Причем, в "Солярисе" Артемьев выступил как создатель всего звукового пространства, а не только как автор собственно музыки, к этому фильму им была создана первая электронная партитура.

Эдуард Артемьев написал музыку к картинам режиссера Никиты Михалкова "Свой среди чужих, чужой среди своих" (1974), "Раба любви" (1975), "Неоконченная пьеса для механического пианино" (1976), "Несколько дней из жизни Обломова" (1979), "Родня" (1981), "Урга: Территория любви" (1991), "Утомленные солнцем" (1994), "12", "Утомленные солнцем 2: Предстояние" (2010), "Утомленные солнцем 2: Цитадель" (2011), "Солнечный удар" (2014) и другим.

Сотрудничество с режиссером Андреем Кончаловским, начатое в "Сибириаде" (1978), продолжилось на сцене парижского театра "Одеон" в чеховской "Чайке" (1989), а также на студиях Голливуда в фильмах "Гомер и Эдди" (1989), "Ближний круг" (1991), мини-сериале "Одиссей" (1997), а затем в России в картинах "Дом дураков" (2002), "Глянец" (2007), "Щелкунчик и Крысиный король" 3D (2011), "Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына" (2014) и других.

Эдуард Артемьев – автор музыки к детективам "Чисто английское убийство" (1974), "Сыщик" (1979), "ТАСС уполномочен заявить" (1984), "Соучастие в убийстве" (1985), "Визит к Минотавру" (1987), "Вход в лабиринт" (1989), "Палач" (1990).

В 2000-х годах он написал музыку к сериалу "Доктор Живаго" (2005), кинофильмам "Водитель для Веры" (2004), "Никто кроме нас" (2008), "Дом" (2011), "Искупление" (2011), "Тихая застава" (2011), "Легенда № 17" (2012), "Герой" (2016) и другим.

Музыка Артемьева была использована в церемониях открытия и закрытия XXII летних Олимпийских игр в Москве в 1980 году, XXII зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 году.

В 2000 году Эдуард Артемьев завершил работу над оперой "Раскольников" по роману Федора Достоевского "Преступление и наказание" (либретто Андрея Кончаловского, Марка Розовского, Юрия Ряшенцева), начатой им еще в 1977 году. Премьера рок-оперы состоялась в марте 2016 года в московском Театре мюзикла.

Он является автором музыки более 30 театральных постановок. Среди них – музыка к спектаклям "Идиот" (1986) и "Статья" (1986), поставленным в Театре Советской (ныне Российской) армии; "Кресло" (1989) и "Механическое пианино" (1993) Театра под руководством Олега Табакова; "Преступление и наказание" (1999) Санкт-Петербургского театра современной оперы, "Мария Стюарт" (2006) Малого театра.

Эдуард Артемьев – президент основанной им в 1990 году Российской ассоциации электроакустической музыки, членом исполкома Интернациональной конфедерации электроакустической музыки ICEM при ЮНЕСКО.

Эдуард Артемьев читает лекции для студентов-композиторов Московской консерватории и проводит мастер-классы.

Артемьев – Народный артист РФ (1999), Герой труда РФ (2022). Награжден орденами "За заслуги перед Отечеством" IV степени (2013), Александра Невского (2018). Лауреат Государственной премии РСФСР (1988), Государственной премии РФ в области литературы и искусства (1993, 1996, 2000, 2016).

Лауреат кинематографических премий "Ника" (1994, 2004, 2007, 2016), "Золотой орел" (2006, 2007, 2011, 2013, 2014), "Белый слон" (1999, 2004, 2011, 2013, 2016), театральной премии "Золотая маска" (2017), премии имени Дмитрия Шостаковича (2017).

Эдуард Артемьев был женат. Его супруга Изольда Артемьева преподавала в училище (ныне Академический музыкальный колледж) при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, скончалась в 2019 году.

Сын Эдуарда Артемьева Артемий – композитор-эксперименталист и продюсер, работающий в жанре электроакустической музыки. Написал музыку к более чем 50 художественным и документальным фильмам, театральным постановкам и телесериалам, к большому количеству телепрограмм.

 

 

 


Назад