Метеолето ожидается в Москве только в конце мая

Тем не менее, следующая неделя в Центральной России начнется с похолодания и дождей

Газопровод "Волхов – Мурманск" введут в эксплуатацию до 2030 года

Президент России Владимир Путин поручил подготовить предложения по актуализации положений указов об основах государственной политики в Арктике и стратегии развития Арктической зоны. Перечень поручений по итогам рабочей поездки президента РФ в Мурманск 27 марта 2025 года опубликован на сайте Кремля

Мурманский ЗАГС предложил проводить церемонию бракосочетания Полярной ночью

6 июня молодожены смогут расписаться до нуля часов. Это период, когда в Мурманске полярный день

Следующие четырехдневные выходные – на празднование Дня России

Следующие длинные выходные ожидают россиян в июне на праздновании Дня России, они продлятся четыре дня – с 12 по 15 июня

Любительский лов сёмги в Мурманской области откроется 15 мая, горбуши – 1 июня

На этот год Мурманской области для освоения в рамках разных видов рыболовства выделены 89,6 тонны атлантического лосося (сёмги) и 18 тонн горбуши

Число солнечных вспышек в 2025 году снизилось, а количество магнитных бурь на Земле резко возросло

Если с января по апрель 2024 года было всего восемь дней с бурями, то за первые четыре месяца этого года таких дней было уже 21, то есть в 2,5 раза больше

ИСККРА представляет календарь праздничных и памятных дней на май 2025 года

21 – День полярника в России

За последние 60 лет зима в российской Арктике стала короче

Зима в российской Арктике стала короче за последние 60 лет, она наступает на 3-10 дней позже и заканчивается на 5-10 дней раньше

Великий русский живописец-маринист Иван Айвазовский. К 205-летию со дня рождения

Ованнес (Иван) Константинович Айвазовский родился в армянской семье купца Геворка (Константина) и Рипсиме Айвазян. 17 (29) июля 1817 года священник армянской церкви города Феодосии сделал запись о том, что у Константина (Геворка) Айвазовского и его жены Рипсиме родился «Ованнес, сын Геворка Айвазяна». Предки Айвазовского были из армян, переселившихся в Галицию из Западной Армении в XVIII веке. Его отец и после переселения в Феодосию писал фамилию на польский манер: «Гайвазовский».

Отец художника – Константин Григорьевич Айвазовский (1771-1841) после переселения в Феодосию женился на местной армянке Рипсиме (1784-1860), и от этого брака родились три дочери и два сына – Ованнес (Иван) и Саргис (впоследствии армянский историк и архиепископ Армянской апостольской церкви Габриэл Айвазовский). Первоначально торговые дела Айвазовского шли успешно, но во время эпидемии чумы 1812 года он разорился.

Иван Айвазовский с детства обнаружил в себе художественные и музыкальные способности: в частности, он самостоятельно научился играть на скрипке. Феодосийский архитектор Яков Христианович Кох, первым обративший внимание на художественные способности мальчика, дал ему и первые уроки мастерства. Он также рекомендовал обратить внимание на юное дарование феодосийскому градоначальнику Александру Ивановичу Казначееву. После окончания феодосийского уездного училища Айвазовский был зачислен в симферопольскую гимназию, а в 1833 году был принят за казённый счёт в Императорскую Академию художеств Санкт-Петербурга.

Первоначально он учился в пейзажном классе. В 1835 году за пейзажи «Вид на взморье в окрестностях Петербурга» и «Этюд воздуха над морем» получил серебряную медаль и был определён помощником к модному французскому маринисту Филиппу Таннеру. Учась у Таннера, Айвазовский, несмотря на запрет последнего работать самостоятельно, продолжал писать пейзажи и представил пять картин на осенней выставке Академии художеств 1836 года, его работы получили благожелательные отзывы критики. Но Таннер пожаловался на Айвазовского Николаю I, и по распоряжению царя все картины были сняты с выставки. Художник был прощён лишь через полгода и определён в класс батальной живописи. В сентябре 1837 года Айвазовский получил Большую золотую медаль за картину «Штиль». Ввиду особых успехов Айвазовского в учении было принято необычное для академии решение – выпустить его из академии на два года раньше положенного срока и послать его на эти два года в Крым для самостоятельных работ, а после этого – в командировку за границу на шесть лет.

Весной 1838 года художник отправился в Крым, где провёл два лета. Он не только писал морские пейзажи, но и занимался батальной живописью, участвовал в военных действиях на побережье Черкессии, где сделал наброски для картины «Десант отряда в долине Субаши», написанной позже по приглашению генерала Раевского. Картину приобрёл русский император Николай I и, покровительствуя молодому таланту, пожелал использовать его для изображения подвигов флота. В конце лета 1839 года Айвазовский вернулся в Петербург, где получил аттестат об окончании Академии, свой первый чин и личное дворянство.

В июле 1840 года Айвазовский и его товарищ по пейзажному классу Академии Василий Штернберг отправились в Рим. По дороге они останавливались в Венеции и Флоренции. В Венеции Иван Константинович познакомился с Гоголем, а также побывал на Острове св. Лазаря, где после многих лет разлуки повстречался со своим братом Габриэлом, который жил в монастыре на острове. Айвазовский оставил в подарок монахам одну из своих работ на Библейскую тему – картину «Хаос. Сотворение мира».

Художник долгое время работал в Южной Италии, в частности, в Сорренто, и выработал манеру работы, которая заключалась в том, что он работал на открытом воздухе лишь короткие промежутки времени, а в мастерской восстанавливал пейзаж, оставляя широкий простор для импровизации. Ещё одна картина на тему сотворения мира под названием «Хаос» была куплена папой Григорием XVI, который также наградил Айвазовского золотой медалью.

В целом, творчеству Айвазовского в Италии сопутствовал успех. За свои картины он получил золотую медаль Парижской академии художеств. В начале 1842 года Айвазовский через Швейцарию и долину Рейна отправился в Голландию, оттуда отплыл в Англию, а позже посетил Париж, Португалию и Испанию. В Бискайском заливе корабль, на котором плыл художник, попал в бурю и едва не затонул, так что в парижских газетах появились сообщения о его гибели. Осенью 1844 года, в 27 лет, художник вернулся в Россию.

В 1844 году Айвазовский становится живописцем Главного морского штаба России, а с 1847 – профессором Петербургской Академии художеств; он состоял также в европейских академиях Рима, Парижа, Флоренции, Амстердама и Штутгарта.

Иван Константинович знаменит в основном своими морскими пейзажами и описаниями сражений, но этим его творчество не ограничивалось. Художник создал серию портретов крымских прибрежных городов, изображал степи Украины, которые наблюдал во время многочисленных поездок из Феодосии в Петербург. Писал картины на библейские и исторические темы. Писал Айвазовский и портреты, но, не считая себя отличным портретистом, художник брался писать лишь близких ему людей. Так были написаны портреты бабушки, родителей, жены и брата Габриэла, градоначальника Феодосии Казначеева, генерала Лорис-Меликова и флотоводца Лазарева.

Айвазовский на протяжение всей жизни много путешествовал. Художник побывал во многих странах Европы, неоднократно ездил в Константинополь, бывал и на Кавказе. Из каждой из своих поездок художник привозил темы для новых картин; так, например, после посещения Египта, куда Айвазовский ездил на открытие Суэцкого канала, была написана картина с довольно неожиданным для творчества художника сюжетом – «Великая пирамида в Гизе». В 1892 году художник в возрасте 75 лет вместе с женой посетил США, после чего написал Ниагарский водопад.

Карьера Айвазовского была очень успешной. Художник был награждён многими орденами и получил чин действительного тайного советника (II класс табели о рангах), что соответствовало званию адмирала. В 1864 году ему было пожаловано потомственное дворянство.

В 1845 году после плавания с адмиралом Литке Айвазовский начинает строительство своего дома на городской набережной в Феодосии. Кроме дома, художник впоследствии обзавелся имением в близлежащей деревне Шейх-Мамай, имел небольшой дом в Судаке. Айвазовский активно занимался делами Феодосии, её благоустройством, способствовал процветанию города. Открыл в Феодосии школу искусств и картинную галерею, инициировал постройку городского концертного зала, заботился об устройстве в городе библиотеки.

Весной 1846 года 6 военных кораблей во главе с флагманом черноморского флота «Двенадцать апостолов» под командованием впоследствии прославленного флотоводца В.А. Корнилова прибыли в Феодосию, чтобы поздравить Айвазовского, когда тот отмечал своё возвращение в родной город и первое десятилетие своего творчества. На празднике также присутствовали адмирал М.П. Лазарев и А.И. Казначеев. Позже, в начале 1890-х годов Айвазовский по своему проекту и на личные средства возвёл фонтан памяти градоначальника Феодосии А.И. Казначеева (в 1940-е годы фонтан был утрачен).

Айвазовский интересовался археологией, занимался вопросами охраны памятников Крыма, руководил раскопками более 90 курганов (часть найденных в них предметов хранится в Эрмитаже). На свои средства и по собственному проекту построил на горе Митридат новое здание для Феодосийского музея древностей с мемориалом П.С. Котляревского (утрачены в годы Великой Отечественной войны).

Айвазовский был инициатором строительства железной дороги «Феодосия – Джанкой», построенной в 1892 году. Выступал за расширение Феодосийского порта, публиковал открытые письма, где обосновывал преимущества строительства порта в Феодосии. В итоге в 1892-1894 годах в Феодосии был построен самый большой в Крыму торговый порт.

В 1886 году Феодосия испытывала сильную нехватку воды. «Не будучи в силах далее оставаться свидетелем страшного бедствия, которое из года в год испытывает от безводья население родного города, я дарю ему в вечную собственность 50 тыс. ведер в сутки чистой воды из принадлежащего мне Субашского источника», – так писал в своем обращении к городской думе Иван Айвазовский в 1887 году. Субашский источник находился в имении Шах-Мамай, неподалеку от Старого Крыма, в 25 верстах от Феодосии. В 1887 году были начаты работы по прокладке водопровода, благодаря которому вода пришла в город. В парке у набережной по проекту художника построили фонтан, воду из которого местные жители получали бесплатно. Сейчас фонтан носит имя Айвазовского.

В 1880 году художник открыл в своём доме выставочный зал. Иван Константинович выставлял в нём свои картины, которые не должны были покинуть Феодосию, а также недавно завершённые работы. Этот год официально считается годом создания Феодосийской картинной галереи, которую художник завещал родному городу.

И.К. Айвазовский стал первым, кому было присвоено звание Почётного гражданина города Феодосии.

В 1888 году И.К. Айвазовского посетил А.П. Чехов.

Перед самой смертью Айвазовский написал картину «Морской залив», а в последний день жизни начал писать картину «Взрыв турецкого корабля», которая осталась незаконченной. В общей сложности за свою жизнь Айвазовский написал больше 6000 картин и устроил порядка 125 персональных выставок в России и за рубежом.

Иван Константинович Айвазовский умер 19 апреля (2 мая по новому стилю) 1900 года в своем родном городе в возрасте 82-х лет. В соответствии с его завещанием был похоронен во дворе феодосийской средневековой армянской церкви Сурб Саркис (Святого Саркиса).

В 1903 году вдова художника, Анна Бурназян установила на могиле мужа мраморное надгробие в форме саркофага из цельного блока белого мрамора. На одной из сторон саркофага на древнеармянском языке написаны слова историка V века Мовсеса Хоренаци: «Рождённый смертным, оставил по себе бессмертную память» и дальше на русском: «Профессоръ Иванъ Константиновичъ АЙВАЗОВСКIЙ 1817-1900».

Его первой женой в 1848 году стала Юлия Яковлевна Гревс, англичанка, дочь штабс-доктора, находившегося на русской службе. У них было четыре дочери: Елена, Мария, Александра и Жанна. Из-за нежелания Айвазовского жить в столице, Юлия Яковлевна ушла от мужа спустя 12 лет. Однако брак был расторгнут лишь в 1877 году. Примечательно, что несколько внуков Айвазовского также стали известными художниками.

Вторая жена – Анна Никитична (Мкртичевна) Саркисова-Бурназян (1856-1944), армянка. Айвазовский увидел Анну Никитичну на похоронах её мужа, известного феодосийского купца, в 1882 году. Красота молодой вдовы поразила Ивана Константиновича. Спустя год они поженились. Анна Бурназян была на 40 лет моложе своего мужа. Айвазовский говорил, что его женитьба с Анной в 1882 еще больше "приблизила его со своей нацией", имея в виду армянскую. Анна Никитична пережила своего мужа на 44 года и умерла в Симферополе во время немецкой оккупации Крыма.

 

 


Назад