12 апреля 2022 10:56
Ефим Копелян, голос которого за кадром был не менее известен самого актера. К 110-летию со дня рождения народного артиста СССР
Ефим Захарович Копелян родился 12 апреля 1912 года в белорусском городке Речица. У его отца, лесозаготовителя и бракёра Залмана Давидовича Копеляна (1874-1956), и матери, Маши Мордуховны Копелян (урождённой Френкель, 1878-1954), было ещё пять сыновей.
По окончании школы работал слесарем на заводе «Красный путиловец» (Ленинград), в 18 лет поступил на архитектурный факультет Академии художеств.
Студентом подрабатывал статистом в Большом драматическом театре, поступил в студию при театре. В студии зарекомендовал себя как характерный актер. По окончании студии Копелян был принят в основной состав БДТ. Первые годы в театре не были отмечены особыми удачами.
Война застала БДТ в Баку на гастролях. Копелян вступил в народное ополчение, на фронт попасть не успел и остался в «Театре народного ополчения», который вскоре превратился в «Ленинградский фронтовой агитвзвод».
11 февраля 1943 года БДТ первым из эвакуированных театров вернулся в Ленинград, с июля Копелян вновь актер Большого драматического театра.
К середине 1940-х годов Копелян – «первый отрицательный герой БДТ», но не миновал его и романтический репертуар. Сыграно было много ролей: Мачек («Под каштанами Праги» Симонова, 1946), Боб Мерфи («Русский вопрос» Симонова, 1947), Рюмин («Дачники» Горького, 1949), Дон Сезар де Базан («Рюи Блаз» Гюго, 1952) и многие другие.
С 1956 года у него практически не было проходных ролей. Актерской удачей можно назвать Марио («Синьор Марио пишет комедию» А. Николаи, 1958) и Ильина («Пять вечеров» А. Володина, 1959) в спектаклях Товстоногова. Поразительно было его умение молчать и думать на сцене, тревожа воображение зрителя. В короткие сценические мгновенья актер успевал сыграть человеческую судьбу.
Копелян много снимался в кино и на телевидении. Среди его лучших ролей в кино – Савва Морозов («Николай Бауман», 1968), Свидригайлов («Преступление и наказание», 1970). Снимался он в телевизионных фильмах «Старая крепость», «Крах инженера Гарина», «Соломенная шляпка», «Вечный зов», «Неуловимые мстители» и многих других.
Неповторимым было его чтение текста от автора в фильмах «Семь нот в тишине» (1967), «Встречи с Горьким» (1969), «Память» (1971) и телевизионном фильме «Семнадцать мгновений весны».
Ефим Копелян – заслуженный артист РСФСР (1957), народный артист РСФСР (1965), народный артист СССР (1973). Лауреат Всесоюзного кинофестиваля (1968, вторая премия за лучшую мужскую роль, фильм «Николай Бауман»), Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1976, посмертно) – за чтение авторского текста за кадром в фильме «Семнадцать мгновений весны».
Награжден медалями «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» и другими.
Умер от второго инфаркта 6 марта 1975 года, похоронен в Санкт-Петербурге на Литераторских мостках Волковского кладбища.
Первая жена (1935-1940) – актриса Татьяна Певцова (1909-2000). Вторая жена (с 1941) – актриса Людмила Макарова (1921-2014), народная артистка СССР. Сын – актёр Кирилл Ефимович Копелян (1948-2005).