2 мая 2015 21:26
Скончалась великая балерина Майя Плисецкая
В Германии скончалась великая российская балерина Майя Плисецкая. Об этом сообщил гендиректор Большого театра Владимир Урин. Он рассказал, что ему позвонил супруг балерины Родион Щедрин. Причиной смерти стал тяжелый сердечный приступ. Медики сделали все возможное, но спасти балерину не смогли, передает ТАСС.
Майя Плисецкая (20 ноября 1925, Москва, СССР – 2 мая 2015, Германия) – артистка балета, представительница театральной династии Мессерер – Плисецких, много лет была прима-балериной Большого театра. Герой Социалистического Труда, Народная артистка СССР, лауреат Ленинской премии, полный кавалер ордена "За заслуги перед Отечеством"; почетный доктор университета Сорбонны, почётный профессор МГУ имени М. В. Ломоносова, почетный гражданин Испании, обладатель множества наград, орденов и медалей разных стран.
Родилась в Москве в семье известного советского хозяйственного деятеля Михаила Эммануиловича Плисецкого и актрисы немого кино Рахили Михайловны Мессерер. Дядя – артист балета, балетмейстер, народный артист СССР (1976) Асаф Михайлович Мессерер (1903-1992). Братья – балетмейстеры Александр и Азарий Плисецкие. Кузен – театральный художник Борис Мессерер.
С 1932 по 1936 годы жила на Шпицбергене, где её отец сначала работал первым руководителем «Арктикугля», а впоследствии – генеральным консулом СССР. В ночь с 30 апреля на 1 мая 1938 года Михаил Плисецкий был арестован, осуждён и в этом же году расстрелян (реабилитирован во время хрущёвской оттепели). Мать Плисецкой была выслана в Казахстан в Акмолинский лагерь жён изменников Родины. Чтобы девочка не была отдана в детский дом, маленькую Майю удочерила её тётя по материнской линии, балерина, солистка Большого театра, Суламифь Мессерер.
С сентября 1941 года по сентябрь 1942 года находилась с семьёй в эвакуации в Свердловске. В городе не было возможности для постоянных занятий балетом, однако первое выступление с номером «Умирающий лебедь» состоялось именно здесь.
В 1943 году, после окончания Московского хореографического училища, Майя Плисецкая была принята в труппу Большого театра. Вскоре перешла на сольные партии и утвердилась в статусе прима-балерины.
В 1958 году вышла замуж за композитора Родиона Щедрина.
Живёт преимущественно в Мюнхене (Германия), время от времени вместе с мужем приезжает в Москву или Санкт-Петербург.
В пластике Майи Плисецкой танцевальное искусство достигает высокой гармонии. Наиболее известные партии: Одетта-Одиллия в «Лебедином озере», Аврора в «Спящей красавице» (1961), Раймонда в одноимённом балете Глазунова, Хозяйка медной горы в «Каменном цветке» Прокофьева, Мехмэнэ-Бану «Легенде о любви» Меликова, Кармен (Кармен-сюита Родиона Щедрина).
После ухода со сцены Галины Улановой в 1960 году Плисецкая становится примой балета Большого театра. В советской киноверсии «Анны Карениной» сыграла княгиню Тверскую. В 1971 году Родион Щедрин написал балет на ту же тему, где Плисецкая танцевала главную партию и впервые попробовала свои силы в качестве хореографа.
Специально для Плисецкой кубинский балетмейстер Альберто Алонсо поставил балет «Кармен-сюита». Другими хореографами, ставившими для неё хореографические партии, были Юрий Григорович, Ролан Пёти, Морис Бежар («Айседора», «Курозука», минибалеты «Видение розы» и «Ave Maya»).
Плисецкая выступала в качестве балетмейстера, поставила балеты: «Анна Каренина» Р. К. Щедрина (1972, Большой театр; Плисецкая – первая исполнительница главной партии), «Чайка» Р. К. Щедрина (1980, Большой театр; Плисецкая – первая исполнительница главной партии), «Раймонда» А. К. Глазунова (1984, Оперный театр в Термах Каракаллы, Рим), «Дама с собачкой» Р. К. Щедрина (1985, Большой театр; Плисецкая – первая исполнительница главной партии).
В 1980-х годах Плисецкая и Щедрин проводили много времени за границей, где она работала художественным руководителем Римского театра оперы и балета (1983-1984), а также Испанского национального балета в Мадриде (1988-1990). Оставила сцену в возрасте 65 лет; после длительное время участвовала в концертах, вела мастер-классы. В день своего 70-летия дебютировала в специально написанном для неё номере Бежара «Аве Майя». С 1994 года Плисецкая была председателем ежегодного международного балетного конкурса, носящего имя «Майя» (Санкт-Петербург).